Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8). 12 страница

- представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Перечень общих обязанностей налогоплательщика также не является исчерпывающим, иные обязанности могут быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривает дополнительные обязанности для налогоплательщиков организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым относятся обязанности сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10%, - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

С 1 января 2015 года появилась обязанность для налогоплательщика, являющегося физическим лицом по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, сообщать о наличии у него объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В связи с появлением с 1 января 2015 года новой категории налогоплательщиков - контролируемые иностранные компании и контролирующие лица, налогоплательщики в месячный срок обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов);

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Передать информацию налогоплательщик-организация (индивидуальный предприниматель), а также нотариус, занимающийся частной практикой, и адвокат, учредивший адвокатский кабинет, могут в налоговый орган лично или через представителя, направить ее по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При этом, если указанные сообщения переданы в электронной форме, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

 

§ 7. Права и обязанности налоговых органов

как субъектов налоговых правоотношений

 

Правовое положение налоговых органов определяется:

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Законом РФ от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах);

- Положением о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 года N 506.

Необходимо учитывать, что налоговые органы являются участниками не только налоговых правоотношений, в связи с чем их права и обязанности могут быть установлены и в иных нормативных правовых актах, которые нельзя отнести к законодательству о налогах и сборах. Так, на налоговые органы возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В налоговом праве налоговые органы занимают исключительное положение, поскольку в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, что означает, что действие одного территориального подразделения должно расцениваться как действие налоговых органов в целом. На практике это означает, что если один налоговый орган принимает акт, то даже в случае смены налогоплательщиком юридического адреса и, соответственно, постановка на учет в другом налоговом органе повторного принятия акта не требует.

Главными задачами налоговых органов в соответствии со ст. 6 Закона о налоговых органах являются контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов иных обязательных платежей.

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения (см. схему 7.1).

 

    ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

  ┌─┤             Федеральная налоговая служба Российской Федерации              │

  │ └──────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────┬─────────┘

  V                                                   │                V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────────┐

│ Межрегиональные инспекции ФНС России по округам   │ │ │ Управление ФНС России по субъектам │

├──────┬─────┬─────┬─────┬──────┬──────┬──────┬───────┬───────┤ │ │      (82 Управления)       │

│Цент- │Южный│Севе-│Даль-│Сибир-│Ураль-│Приво-│Северо-│ Крымс-│ │ └───────────────────┬──────────────────┘

│раль- │ │ ро- │нево-│ ский │ ский │лжский│Кавказ-│ кий │ │                V

│ ный │ │Запа-│сточ-│ │ │ │ ский │ Феде- │ │ ┌──────────────────────────────────────┐

│ │ │дный │ ный │ │ │ │  │ральный│ │ │ Инспекции ФНС России по Субъектам │

│ │ │ │ │ │ │ │  │ округ │ │ ├──────────┬────────┬──────────┬───────┤

└──────┴─────┴─────┴─────┴──────┴──────┴──────┴───────┴───────┘ V │Межрайон- │Инспек- │Инспекции │Инспек-│

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐│ные инс- │ции ФНС │ФНС России│ции ФНС│

│  Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим  ││пекции │по райо-│по городам│России │

│                  налогоплательщикам                  ││ФНС России│нам │без район-│по ра- │

├──────┬─────┬─────┬──────┬───────┬──────┬─────┬─────────┬───────┤│     │   │ного деле-│йонам в│

│ N 1 │ N 2 │ N 3 │ N 4 │ N 5 │ N 6 │ N 7 │ N 8 │ N 9 ││     │   │ния  │городах│

│Нефть │ Газ │Стро-│Элек- │ Метал-│ Тран-│Связь│ Машино- │Банки и│└──────────┴────────┴──────────┴───────┘

│ │ │ ите-│троэ- │ лурги-│спорт │ │строение,│страхо-│ ┌──────────────────────────────────────┐

│ │    │льст-│нергия│ческая │ │ │ оборон- │ вые │ │ МИ ФНС по камеральному контролю │

│ │ │ во │ │промыш-│ │ │ ная │ компа-│ └──────────────────────────────────────┘

│ │ │ │ │ лен- │ │ │промышле-│ нии │ ┌──────────────────────────────────────┐

│ │ │ │ │ ность │ │ │ нность │  │ │МИ ФНС по центральной обработке данных│

└──────┴─────┴─────┴──────┴───────┴──────┴─────┴─────────┴───────┘ └──────────────────────────────────────┘

                                                              ┌──────────────────────────────────────┐

                                                              │МИ ФНС по ценообразованию для целей │

                                                              │       налогообложения      │

                                                              └──────────────────────────────────────┘

 

Схема 7.1. Структура налоговых органов

 

Статья 2 Закона о налоговых органах в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

ФНС России находится в ведении Минфина России и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства России, международными договорами России, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе России.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Права налоговых органов определены в ст. 31 НК РФ, их можно представить как права в сфере:

информации:

- требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

обеспечения исполнения налоговой обязанности:

- приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках;

- налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

налогового контроля:

- проводить налоговые проверки;

- контролировать исполнение банками обязанностей, установленных НК РФ;

- осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории;

- проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

исчисления налогов и исполнения налоговой обязанности:

- взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;

- требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

- определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях:

- отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;

- непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

- отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

- непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

защиты прав:

- требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

- предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

- возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

- досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

- в других случаях, предусмотренных НК РФ.

Перечень прав налоговых органов, перечисленных в ст. 31 НК РФ, не является исчерпывающим, Налоговым кодексом Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие права налоговых органов.

Налоговый кодекс предполагает широкий выбор способов передачи документов налогоплательщику: лично под расписку или его представителю по доверенности, по почте заказным письмом, передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Основная тенденция последнего времени заключается в максимальном расширении возможностей передачи и получения сообщений в электронном виде, так, например, в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ лицам, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Согласно абз. 4 указанного пункта документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

Существует еще презумпция, согласно которой если документ был отправлен по почте заказным письмом, то оно считается полученным на 6 день после отправки заказного письма.

Если иное прямо не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, то формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом (п. 5 ст. 31 НК РФ):

налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику - иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, - по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику - иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, - по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Необходимо понимать, что права налогового органа не предполагают сугубо диспозитивного регулирования, напротив, налоговый орган не волен не выполнять предоставленных ему прав, однако исходя из фактических обстоятельств он может, например, при проведении налогового контроля выбрать его форму.

Обязанности налогового органа корреспондируют с гарантированными налогоплательщику правами и призваны также обеспечивать защиту фискальных интересов государства, они закреплены в ст. 32 НК РФ и включают в себя следующие:

в сфере информации:

- бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

о действующих налогах и сборах;

законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

- представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

- соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

- по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: