Редакционная политика телевизионного СМИ

Тема 10. Понятие и основные слагаемые концепции (миссии) телеканала

Факторы, определяющие телевизионную концепцию. Общественная, социальная, идеологическая аудиторная аспекты концепции. Символика, слоганы, девизы и другие маркеры миссии телеканала. Особенности позиционирования и конкурентные характеристи- ки телевизионных СМИ. Организационные основы деятельности телевизионных СМИ. Понятия телевизионного СМИ и телеком- пании. Учредители, собственники телевизионного СМИ и их взаи- моотношения в рамках Закона о СМИ. Требования к учредителям, предъявляемые законодательством РФ. Понятие о медиаактвах и медиахолдингах. Лицензирование и получения свидетельства о регистрации для телевизионных СМИ

В современных условиях наблюдается значительный рост числа теле- каналов. Одновременно с этим увеличивается их жанрово-тематическое разнообразие. Каждый телеканал пытается занять свою собственную, уникальную нишу, определяемую по нескольким параметрам – терри- тория распространения, пол, возраст, психографические факторы и т. д.. Важными составляющими успеха так называемых универсальных или общественно-политических телеканалов выступают программная поли- тика, доля информационного вещания и способы подачи информации. Практически у каждого телеканала с такой концепцией есть собственная информационная служба, от эффективности работы которой во многом зависит успех всего телеканала.

В зависимости от формата тематического вещания, жанрового на- полнения эфира и доли информационного вещания, можно выделить следующие основные типы эфирных телеканалов:

• универсальный (общего характера) («Первый канал», «Россия 1»,

«НТВ»);

• информационный («Россия 24»);

• художественный («Культура»);

• музыкальный («МУЗ-ТВ», «MTV»);

• развлекательный («ТНТ», «СТС»);

• спортивный телеканалы («Матч-ТВ», «Евроспорт»);

• детско-юношеский («Детский», «Карусель»).

Важнейшей характеристикой телеканала является его концепция, которая представляет собой программную направленность канала, за- явленную или скрытую миссию телеканала, его общественную (со- циальную, идеологическую) значимость («Культура», «Общественное российское телевидение»), реализуемую в содержании вещания.

Большинство телеканалов четко и ясно формулируют свою концеп- цию, которая может отражаться в названии, слоганах, девизах, символике. Концепция может отражать не только содержательную направлен- ность вещания, но и особенности позиционирования телеканала, ре- гиональные особенности и маркетинговые приемы (например, статус –

«Первый», спутниковый характер распространения – «Viasat Explore», принадлежность к бренду – «Discovery»).

Так же концепция может обозначать (прямо или косвенно) целевую аудиторию телеканала или ее определенные характеристики (принад- лежность к региону, молодежный, «для девочек» и т. д.). Кроме того, следует отметить, что телеканал может умышленно не заявлять четкую концепцию. Это может быть обусловлено многими обстоятельствами, например, желанием заранее не сужать свою зрительскую аудиторию, сохранить возможность корректировки направленности вещания в зависимости от ситуации на рынке телевизионного контента и в кон- курентной среде. В практике российских телеканалов можно привести примеры, когда спортивные и музыкальные каналы вынужденно от- казывались от «профильного» медиаконтента в условиях высокой сто- имости телетрансляций и изменения вкусовых предпочтений публики. Перечислим основные факторы общего характера, влияющие на кон- цепцию телеканала. Прежде всего, концепция определяется учредителями (или собственниками) телекомпании на стадии выработки идеи ее созда- ния и продвижения. Второй важнейший фактор – текущая ситуация на телевизионном рынке, которая может диктовать выбор стратегического или среднесрочного направления творческого развития телекомпании ис- ходя из конкурентной обстановки в выбранном телевизионном сегменте. Третьим фактором может выступать государство в лице ведомств, регули- рующих выдачу лицензий на вещание, отдавая приоритет телеканалам с той концепцией, которая в данный момент имеет социальную значимость.


Концепция тематического вещания лежит в основе внутреннего имиджа телеканала. Ее определяют на этапе формирования телеканала, основываясь на мониторинге медиарынка. На основе выбранного фор- мата и определения целевой аудитории формируется соответствующий внешний имидж (фирменный стиль, логотип, дизайн и др.). Важное место в структуре эфира телеканала занимают информационные пере- дачи, представляющие собой лицо телеканала. Основу имиджа состав- ляет информационная политика, в соответствии с которой выбираются методы подачи новостей; выбираются события, выходящие в эфир.

Пример. Телеканал «Россия 1» ведет свою историю с мая 1991 года. Телеканал «Россия 1» – один из двух национальных телеканалов, ве- щание которых покрывает практически всю территорию России. Жанровую структуру вещания телеканала «Россия 1» составляют ин- формационные программы, многосерийные телефильмы и сериалы, телепублицистика, ток-шоу, телевикторины, комедийные и игровые форматы, полнометражные художественные и документальные филь- мы, трансляции спортивных и общественно-политических событий, зрелищных мероприятий.

Радио и телевидение имеют общие черты, которые отличают их от газет и журналов. Во-первых, это – оперативность, возможность инфор- мировать людей с места события. Во-вторых, радио- и телетрансляции передают с документальной точностью эмоции участников происходя- щего, создают эффект присутствия, что придает им максимальную убеди- тельность. В-третьих, они несут информацию и знания даже тем людям, которые в силу различных причин «оторваны» от общественной жизни и не могут выписывать ни газеты, ни журналы. Основная часть сходства радио и телевидения заключается в доставке сигнала электронными средствами одновременно в миллионы точек и в общности аудитории. Медийный текст, «продукт» СМИ, есть результат актуализации ин-

тересов:

1. Учредителя, собственника;

2. Средства массовой информации как предприятия, занимающе- гося бизнесом;

3. Рекламодателя, спонсора;

4. Государственных структур, политических организаций, обще- ственных объединений;

5. Редакционного менеджмента;

6. Профессиональной корпорации;


7. Аудитории;

8. Журналиста.

Все из этого списка могут предъявлять к работе журналиста или свои прямые, или опосредованные требования. Манипулятивное влияние на средства массовой информации представляет собой сложное явле- ние, обусловленное политическими, экономическими, социальными и культурными параметрами современной российской действительности. Организационная структура телеканала может быть формально раз- делена на две главные части – телеканал как средство массовой инфор- мации, и телеканал как предприятие определенной юридической формы

собственности, осуществляющее экономическую деятельность.

Структура и особенности функционирования телевизионного СМИ определяются положениями Закона РФ «О средствах массовой информа- ции» («Закона о СМИ») от 27.12.1991 № 2124-1 (последняя действующая редакция от 03.07.2016 года).

Определимся, какие требования закона необходимо выполнить, чтобы формально считаться телевизионным СМИ.

Согласно Закону о СМИ под средством массовой информации пони- мается телеканал или телепрограмма, иная форма периодического рас- пространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), при этом под телепрограммой понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Каждое СМИ, в свою очередь, по Закону о СМИ, включает в себя две важнейшие структурные единицы: редакцию и главного редактора, а также имеет учредителя, статус которого определен Законом о СМИ. Под редакцией средства массовой информации понимается ор- ганизация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства

массовой информации.

Под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача аудио- или видеоза- писи программы, вещание телеканала (телевизионное вещание), веща- ние телепрограммы в составе соответственно телеканала иные способы распространения.


Под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной перио- дичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Отметим, что формально Закон о СМИ разделяет употребляемые часто как синони- мы понятия «телепрограмма» и «телепередача», «телеканал» (как СМИ) и «телеканал» (или телекомпания – медиапредприятие, занимающееся экономикой). Поэтому при использовании этих терминов необходимо быть внимательным и учитывать соответствующий контекст.

Вещателем по Закону о СМИ является российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала и его распростране- ние в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с ре- дакцией средства массовой информации (главным редактором). При этом редакционной деятельностью телеканала руководит главный редактор, обеспечивая независимость журналистской работы, и учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных Законом о СМИ, уставом редак- ции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяй- ствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой инфор- мации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государствен- ной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, из-

дателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редак- тор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, рас- пространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями,


учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъ- являемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации. Договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, по- рядок, условия и юридические последствия изменения состава соуч-

редителей, процедура разрешения споров между ними.

Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые от- ношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению над- лежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе. Важнейшими юридическими процедурами, предусмотренными Законом о СМИ для телеканала, являются получение свидетельства о регистрации СМИ и лицензии на вещание (что, естественно, является важным, прежде всего, для телеканалов, осуществляющих эфирное телевещание). Процедура получения свидетельства о регистрации в нашей стране не является разрешительной, свидетельство выдается автоматически соответствующим органом при выполнении всех тре-

бований Закона о СМИ.

Телевизионное вещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнитель- ной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (лицензирующим органом). Получение лицензии на вещание не тре- буется в случае, если распространение телеканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала.

Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распро- странение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универ- сальная лицензия).

Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиокана- ла, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять рас-


пространение телеканала или радиоканала на территории Российской Федерации в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.

Выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного веща- ния, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона).

Сведения об используемых радиочастотах, о позиции телеканала в мультиплексе (распространение нескольких телеканалов и радиокана- лов с использованием одной радиочастоты), параметрах спутникового вещания вносятся лицензирующим органом в лицензию вещателя, а в случаях проведения торгов (конкурса, аукциона) в лицензию веща- теля – победителя торгов. Одновременно с указанными сведениями в лицензию вещателя – победителя торгов также вносится заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона) программная концепция вещания.

Юридические формы собственности для телекомпании как медиа- предприятия и, соответственно, структуры управления и особенности экономического функционирования ничем не отличаются от соот- ветствующих параметров предприятий в других сегментах экономики. Особенностью организации медиаэкономики, обусловленной зако- номерностями эволюционирования медиапредприятий в рыночной конкурентной среде, является характерная для медиаотрасли тенденция объединения различных СМИ и профильных медиапредприятий в ме- диахолдинги с единым составом собственников.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое концепция телеканала?

2. Какие факторы определяют концепцию телеканала?

3. В чем заключаются особенности организационной структуры телекомпании?

4. Дайте определение понятиям «телепрограмма», «телеканал».

5. Какова процедура лицензирования и получения свидетельства о регистрации для телевизионных СМИ?

6. Как регламентируются отношения между телеканалом как СМИ и телеканалом как медиапредприятием?







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: