Русский язык как предмет изучения. Связь лингвистики с другими дисциплинами

Лекция №1

 

Язык является самым ценным наследием, которое получили современные люди от предшествующих поколений. Язык народа – это его жизнь, история, развитие, будущее. Благодаря языку формируется и оттачивается наша мысль, благодаря языку осуществляется общение внутри человеческого коллектива, благодаря языку совершенствуется сам человек. Такая важная роль языка в общественной жизни учит бережному отношению к нему, требует прочного и твердого знания его правил и законов развития. Термин русский язык употребляется в нескольких значениях: как обозначение системы русского языка, т.е. совокупности норм образования и функционирования единиц русского языка (звуков, слов, словоформ, словосочетаний и предложений); как название науки, которая изучает звуковую, лексическую, грамматическую системы современного русского литературного языка; как название учебной дисциплины, которая изучает основы науки о русском языке.

Лингвистика как наука о языке включает в себя следующие разделы (см. Таблицу 1):

 

Таблица 1. Разделы лингвистики

Раздел лингвистики

Что изучает

Фонетика

звуковую сторону языка, законы образования звуков и других фонетических единиц

Орфоэпия

правила произношения звуков и их сочетаний

Графика

письменные знаки (буквы, знаки препинания и др.)

Орфография

систему правил русского письма

Лексикология

словарный состав языка

Фразеология

устойчивые словосочетания

Лексикография

историю, теорию, практику составления словарей и пользования ими

Морфемика

морфемное строение слов

Словообразование

способы образования новых слов

Морфология

строение форм слов, особенности их изменения и функционирования в предложениях и тексте

Синтаксис

законы соединения и упорядочения словоформ в словосочетании и предложении

Пунктуация

правила расстановки знаков препинания
 
     

Любой язык – это система взаимосвязанных и взаимозависимых единиц. Так, наименьшей лингвистической единицей в русском языке является звук. Из звуков состоят слоги, из них морфемы, далее слова, словосочетания, предложения. Самая крупная языковая единица – текст.

Глубокому пониманию формирования и функционирования единиц русского языка способствуют знания, полученные из смежных дисциплин: культура речи, литература, история, философия, психология, логика, культурология и еще очень многими другими науками.

 

  1. Русский язык – национальный язык русского народа, выразитель истории и культуры русского народа

 

Под национальным русским языком подразумевается языковая система фонетических, лексических и грамматических единиц и правил, которая складывалась на протяжении веков и которая отличает язык русской нации от любого другого языка.

Русский национальный язык, как и многие другие языки, прошел длительный эволюционный путь и продолжает свое развитие. Национальный русский язык начинает складываться к XVII веку параллельно с образованием Московского государства. Формирование нации и национального языка связано с образованием государства, упрочением его границ, экономических и политических связей между отдельными территориями. Славянские племена в Киевской Руси XV–XVI вв., хотя и представляли одну народность, не были еще нацией. Нации возникают в период преодоления экономической раздробленности, развития товарного обращения и возникновения единого рынка. У разных народов процесс складывания нации и языка протекал в разное время и шел разными путями. Русский национальный язык сложился на основе московского диалекта, который уже к XV – XVI вв. утратил свою территориальную ограниченность. Его черты, такие, как аканье, иканье, произношение заднеязычного взрывного звука и некоторые другие, до сих пор сохранились в современном русском языке. Кроме того, в формировании русского национального языка заметную роль сыграл старославянский язык. Заметно влияние на русский язык и многих других языков, например, французского и английского.

К.Д. Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…». И действительно, язык подобно летописи рассказывает нам о том, как жили наши предки, с какими народами они встречались, с кем вступали в общение. Все события сохраняются в народной памяти и передаются из поколения в поколение с помощью слов, устойчивых сочетаний. Немало могут рассказать нам об истории русского народа пословицы и поговорки.

 

2. Роль и функции русского языка в современном мире

 

В соответствии со статьей 68 Конституции РФ русский язык считается государственным языком на всей ее территории, служит средством общения между представителями разных наций и народностей.

Статус языка межнационального общения (с 1922 г.), а это еще одна функция русского языка – быть языком межнационального общения, русский язык получил по ряду причин.

Лингвистические причины. Русский язык является одним из самых развитых языков на территории РФ. Он обладает богатой лексикой и грамматикой, отлаженной системой функциональных стилей. Это и позволяет использовать его во всех сферах жизни и деятельности человека. На русском языке можно передавать разнообразную научную информацию, выражать чувства и эмоции, создавать поэтические и прозаические произведения художественной литературы. Русский язык имеет богатейшую по своей тематике, жанрам и стилям письменность, сопряженную с высокой культурой. Все это обеспечивает огромную коммуникативную и информативную ценность русского языка.

Этноязыковые причины. Русская нация самая многочисленная на территории РФ. Русский язык широко распространен за ее пределами. Русский язык обогатил другие младописьменные языки, на его основе была создана письменность более чем для 70 языков. Русская нация характеризуется высокоразвитой экономикой, эффективной технологией во многих отраслях техники. Русский язык при этом не конкурирует с другими языками за право быть межнациональным языком – такая роль обусловлена объективными факторами и исторически сложившимися условиями.

Третья важная функция русского языка в современном мире – быть языком международного общения. Русский язык принят в клуб мировых языков, наряду с английским, арабским, французским, испанским, китайским языками, он обеспечивает общение во время встреч на высшем уровне и на международных конференциях. Распространению русского языка за рубежом способствует ряд организаций: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Общество любителей российской словесности (ОЛРС). А деятельность этих организаций в свою очередь помогает формировать положительный образ России в мире через знакомство с языком и культурой народа.

 

Контрольные вопросы

  1. Какие задачи стоят перед изучающими дисциплину «Русский язык»?
  2. Что понимается под национальным русским языком?
  3. Каковы функции русского языка в современном мире?
  4. Дайте характеристику различных разделов лингвистики.

 

 

Лекция № 2

Тема: ЯЗЫК И РЕЧЬ

Количество часов: 2 Формируемые ОК: 1,2,4,5,6,8

План

  1. Язык и речь. Устная и письменная речь как формы существования языка. Виды речевой деятельности. Признаки культурной речи.
  2. Функционально-смысловые типы речи.
  3. Функциональные стили речи.
  4. Текст. Основные признаки текста. Тема, идея, содержание. Виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста.

 

  1. Язык и речь. Устная и письменная речь как формы существования языка

Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, которая служит средством общения людей.

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо своими словами – устно или письменно.

Чем различаются понятия язык и речь? «Язык» абстрактен (система знаков), постоянен, объективен (достояние всего общества), имеет уровневую организацию (отдельные языковые единицы неравноправны, а соподчинены). «Речь» конкретна (практическая реализация языка), изменчива, вариативна, субъективна (определяется использующим ее человеком), имеет линейную организацию (один элемент следует за другим в речевом потоке).

Язык существует в двух своих разновидностях: устной и письменной. Первоначально на языке только говорили, поэтому звучание – самая естественная форма существования языка – было его единственной формой. Потребность передавать речь на расстоянии, сохранять её на длительное время привела к изобретению письма. Появилась речь письменная. Сначала письменная речь только записывала речь звучащую, но с течением времени оказалось, что разница между написанной речью и звучащей настолько велика, что стали говорить о двух языках: о языке звучащем (устном) и языке письменном. Язык письменный чаще выражает информацию интеллектуальную, поэтому он употребляется преимущественно в книжной речи. Устный язык обычно служит для выражения эмоций, настроений, отношений. Устная речь – это процесс публичного мышления, это «всегда импровизация» (Ираклий Андроников, блестящий рассказчик), прежде всего это разговорная, диалогическая речь. Она складывается из реплик, которыми обмениваются собеседники. Устная речь может быть и монологической, например, объяснения учителя на уроке, доклад учащегося и т.д. При всём при этом устная речь сохраняет всю живость разговорной речи, её выразительность и интонации. Языковые различия устной и письменной речи сводятся прежде всего к различиям в синтаксисе. В устной речи меньше сложных предложений, зато много недосказанного, восполняемого жестами, мимикой, много неполных предложений. Письменная речь, напротив, требует полноты высказывания, связности, логичности, она всегда подчиняется орфографическим и пунктуационным нормам. Часто невозможно одинаково сказать и написать в одной и той же ситуации.

В зависимости от цели, учитывая возможности субъекта речи, выделяют следующие виды речевой деятельности: говорение: диалогическая речь (обмен репликами нескольких субъектов речи); монологическая речь (один говорящий; при этом речь может быть направлена на слушателя или быть мысленной, внутренней); аудирование (слушание); чтение; письмо. По наблюдениям психологов, ежедневно мы отводим на чтение в среднем 16% своего времени, на восприятие звучащей речи – 45%, на говорение – 30%.

Техника речи — это комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи. Овладение техникой речи позволяет любому говорящему не испытывать утомления при долгой нагрузке на речевой аппарат, добиваться максимального контакта с аудиторией, демонстрировать высококачественную речь. Любая хорошая речь предполагает соблюдение и техники речи, и норм произношения.

Культура речи – это неотъемлемая часть общей культуры человека; это совокупность признаков (свойств) речи (текста), которые делают речь наиболее пригодной для общения, т.е. коммуникативно содержательной.

Основные требования к речи:

  • правильность - соответствие норме //звонИт, красИвее, надеть (что?) пальто, одеть (кого?) ребенка, согласно (чему?) приказу, оплатить (что?) проезд….
  • чистота – выдержанность стиля, отсутствие элементов других речевых стилей, свобода от нелитературных, жаргонных, диалектных слов, слов-«паразитов» // «Ну, можете себе представить, эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире…» (Н.В. Гоголь); однако в художественной речи данные языковые единицы помогают правдивее отобразить действительность, полнее раскрыть характеры героев, употребляются как экспрессивные, эмоционально-окрашенные слова //у С. Есенина: «Пахнет рыхлыми драчёнами; У порога в дёжке квас….»
  • точность – наиболее полная характеристика предмета, употребление слова в его нужном лексическом значении (о важности этого качества речи говорил Л.Н. Толстой: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розгами»)
  • выразительность – использование в речи изобразительно-выразительных средств, элементов устного народного творчества, фразеологических единиц, что помогает говорящему передать свои чувства, воздействовать на чувства слушающего
  • логичность – строгая организация, последовательность, соблюдение логических переходов
  • уместность – соответствие речи ситуации общения
  • богатство речи, ее разнообразие
  • доступность – соответствие уровню понимания адресата.

Речевой этикет — неотъемлемый элемент культуры народа, важная часть культуры поведения и общения, продукт культурной деятельности человека. Основные черты национального русского этикета могут быть сформулированы как максимы этикетного речевого поведения. Говорящему следует проявлять доброе отношение к собеседнику, уместную вежливость (с учетом возраста, пола, служебного или общественного положения адресата), не навязывать, упорно и категорично, собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера, вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на ситуацию общения в целом, но и на официальность или неофициальность обстановки, не перебивать собеседника, адекватно реагировать на направленное к нему обращение, на поставленный собеседником вопрос, использовать возможности невербальных средств общения.

2. Функционально-смысловые типы речи

В зависимости от содержания высказывания и своей внутренней организации все тексты делятся на четыре коммуникативно-смысловых типа, при этом в одном тексте могут сочетаться разные типы речи.

1. Оценка действительности выражает отношение автора к реалиям и реализуется через прилагательные //Чудесный! Красив!; существительные // Класс! Прелесть!; глаголы //Зашибись! Обалдеть!; слова состояния //Здорово!; сочетания слов типа «Ну и…!», «Что за…!» Т.е. оценкой может быть и одно слово. К тексту этого типа речи можно задать вопрос «как?»

2. Повествование – это монологическое высказывание, в котором события находятся в отношениях временной последовательности, в движении, как следующие одно за другим. Ко всему тексту можно задать вопрос «что произошло?» Часто используются глаголы, вводные слова. Схема текста может быть представлена следующим образом: введение – завязка – развитие действия – кульминация – развязка // После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда. Они чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки и легкую подстилку, устраивают уютное гнездо. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывают под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. / И. Соколов-Микитов

3. Описание – это монологическое высказывание, в котором предметы, действия, признаки находятся в отношениях одновременности, одномоментности. К тексту можно задать вопрос «какой?» Из языковых средств чаще используются прилагательные, причастия, однородные члены предложения //Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Березка зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. / Вс. Рождественский

4. Рассуждение – это текст, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношения. Ко всему тексту можно задать вопрос «почему?» Схема рассуждения: тезис (то, что нужно доказать); доказательства, доводы, аргументы, объяснения, обоснования; вывод. Используются сложноподчинённые предложения, вводные слова // Любите чтение, потому что литература даёт вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, - словом, делает вас мудрым. / Д.С. Лихачёв


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: