Исторические типы культуры

           Античный тип культуры в Европе характеризуется, как отмечают ведущие специалисты по истории античной культуры, господством в античном сознании идеи телесности. Тип социальных отношений и характер производственной деятельности, которые сложились в античном полисе, порождали восприятие мира как мира тел и вещей и толкали античное сознание и античное творчество к пластике и скульптурному восприятию всего существующего. Главенство искусства в системе античной культуры вырастает именно из этой доминанты античной культуры, так как именно искусство благодаря своей образности способно наиболее полно и адекватно передать телесно-вещественное мировосприятие. Поэтому принцип искусства, художественно-образное построение мысли проникает во все сферы культуры - диалоги в философии Платона предстают драмами идеи, риторика становится языком политики и права, сами театральные представления, на которых гражданин полиса был обязан присутствовать, были важнейшим общественно-политическими предприятиями, которые демонстрировали гражданам единство города-государства, религия пользовалась языком пластики, архитектуры и поэзии. Культура, построенная на такой доминанте, порождала и свой тип педагогического действия - образование было ориентировано на формирование гармонического тела (в гимназиях главное внимание уделялось гимнастике), на воспитание преданного интересам полиса гражданина (граждане - органы тела государства), на обучение логике работы с понятиями (майевтика Сократа, учение софистов, логика Аристотеля).

           В центре средневековой культуры стоит идея Бога как Абсолютного Бытия. Любое значение культуры этого времени должно быть отнесено к Богу, к Священному Писанию, которое репрезентирует Бога в культуре. Участие в Боге и причастие (причащение) Богу - условие включения в культуру, где доминантную роль играет религия. Когда Блаженный Августин воскликнул в "Исповеди": "Да! Меня не было бы, Боже мой; я вовсе не существовал бы, если бы Ты не был во мне или, точнее, я не существовал бы, если бы не был в Тебе, из которого все, в котором все", - он выразил основную идею всей средневековой культуры ("Исповедь", 1,2). Во-первых, нет ничего без Бога. Поэтому любая вещь - это то, что возникло по какому-то замыслу, а потому рецепт, инструкция, предписание становятся необходимы для всякого дела, всякого положения и всякого предприятия. И своим рецептам, инструкциям и предписаниям равно следуют и ремесленник, и священник, и паж, и рыцарь, и подданный, и король. Во-вторых, Бог во мне или я в Боге. А это означало, что средневековая культура начала различать внутренний мир человека, его духовно-душевную жизнь, которой не знала культура античности. Человек новой культуры должен заботиться не о своем теле, а о своей душе. Забота же о душе - питание ее словом. Отсюда назначение педагогической деятельности в культуре средневековья - школа должна выпустить ученого (т.е. выученного) человека, человека, который выучил данное ему Слово.

 

           Становление культуры нового времени сопровождается разрушением старой доминанты и возникновением новой. Этот период растягивается в Европе на несколько столетий. Время Возрождения • время зарождения новой культурной интуиции. На место идеи Бога и Слова, выражавшего данный (корпоративный, сословный) интерес, приходит слово человека, выра­жающее его частный интерес. Их интересовала словесность, которая несла в себе знания, добродетели и была дорогой к подлинной человеческой природе. Наслаждение потому объявляется конечной целью человеческих стремлений, что оно связано с пользой, а полезность является естественным принципом н критерием всякой деятельности и всей жизни человека. Так зародилась новая идея культуры - идея пользы и частного интереса как определяющей культурной доминанты.

           Но чтобы новая идея стала центром культуры, необходимо было лишить старую культурную идею авторитета. Эту задачу выполнила Реформация, которая подвергла критике авторитет католической церкви и отвергла ее претензии на единственно истинное толкование Слова Бога. Отныне личная вера человека и его непосредственное общение с текстом и словом "Писания" стали для человека путем к спасению, а слово "Писание" потеряло в своем начале заглавную букву, потому что оно стало, действительно, словом родного языка, когда "Писание" превратилось в "Библию" - "книгу", изданную на всех европейских языках

           Эпоха Просвещения завершает формирование новой культуры, окончательно закрепляя идею полезности как ее доминанту этой культуры. Доминантная идея культуры нового времени выдвинула на первый план потребительское отношение к миру, с одной стороны, и науку с ее ориентацией на бесстрастную и свободную от ценностей истину, с другой. И теперь слово "ученый" из прилагательного, каким оно было в средние века, характеризуя наученного человека, превратилось в существительное, обозначая человека, род занятия которого - постижение объективной истины. Это стало, как уже говорилось выше, и силой культуры нового времени, и истоком ее кризиса. Культура Просвещения, проект модерна - нового времени, определяла развитие европейской цивилизации на протяжении более трех веков. Кончающееся столетие - постовое время, время смены культурной доминанты Просвещения, зарождение и развитие культуры постмодерна. О некоторых ее характеристиках мы поговорим позднее.

           Т.о. история культуры - это история целостности связи между наукой, регигией, искусством и т.д.

Табл. т.о. дорисовывается

 

Система   Содержание   Основные                 виды деятельности   Соц. формы деятельности   Системы соц. форм  
        производство   экономические отношения   экономический базис  
        общение   сои, группа   соц. стр-ра общества  
        управление   соц. институт   управленческая стр-ра  
культура   элементы       акты отрицания вопрошания   культурная деятельность   учение обучение - диалог   соц. формы структруры образования  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: