Совершенствование адаптации предприятия к конкурентной среде

Что ждет фармацевтический рынок? В последнее время дела у российских аптек идут так себе. Из-за налоговых и законодательных изменений, рентабельность этого бизнеса минимальна и стремится к нулю.

Дополнительно осложнило аптекам жизнь и то, что государство начало контролировать цены на лекарства. В частности, власти запретили повышать цены на жизненно важные лекарства. В итоге торговать ими во многих случаях стало просто невыгодно, а рентабельность аптечного бизнеса к середине 2012 года упала до 0,7 процента.

Госрегулирование деятельности аптечного ритейла и законодательные нововведения послужили в некоторой степени стимулом для самоорганизации игроков рынка: на первый план вышли качественные характеристики ведения бизнеса и его развития. Пережив тяжелый в финансовом отношении период, многие компании смогли разглядеть уязвимость своего бизнеса и правильно выбрать направления дальнейшей работы. На рынке наметилась тенденция к консолидации и продаже аптечного бизнеса, появились новые формы торговли и увеличились контракты на продвижение лекарственных средств.

Одним из знаковых явлений последнего времени стало повсеместное внимание к формату дискаунтеров. Едва ли не каждый крупный игрок аптечного сектора теперь имеет в своем арсенале аптеки, ориентированные на экономного потребителя. Кроме того, аптечные сети идут на развитие мультиформатности, при которой одна сеть объединяет в себе дискаунтеры, аптеки премиум–класса и люксовые аптеки. Появилась тенденция ребрендинга части аптечных учреждений, которые работают в отдельном формате. Например, дискаунтеры и аптеки у дома в некоторых сетях сменили торговую марку, но остались в структуре сетей. Так, сеть «Ригла» развивает проект «Будь здоров!», «36,6» – «ЛЕКО», «А5» – «Норму», «Доктор Столетов» – «Хорошую аптеку», «Фармакор» – «Экономь!». Дискаунтеры – не единственный новый формат на рынке аптечного ритейла: уже появились гомеопатические аптеки, аптеки для мам и детей, аптеки для кардиологических больных, диабетические аптеки. В Москве, например, компания A.v.e group запустила первую в России сеть luxury–аптек для VIP-посетителей. Эксперты прогнозируют, что война форматов продолжится.

Анализируя ситуацию на фармрынке в ходе Премии «Лучшие аптеки – 2012», эксперты прогнозируют начало новой волны поглощений региональных аптечных сетей, в приоритете – сети, имеющие от 10 до 50 аптек. Нарастающий процесс консолидации, ознаменовавшийся в минувшем году рядом крупных сделок, будет только усиливаться, при этом на первый план постепенно выходят игроки второго эшелона, имеющие возможность покупать. Об этом свидетельствует также рост активности инвестиционных компаний, в скором времени готовы прийти на российский рынок и международные игроки. Как отмечают эксперты, увеличится активность сетей ассоциативного типа. Участникам рынка, как и прежде, предстоит сложная борьба за клиентов и повышение рентабельности. Ожидается появление новых форматов, обостренная борьба за квалифицированные кадры и поиск новых решений для снижения издержек. [21]

Любая организация может успешно функционировать на рынке в случае правильного определения своих рыночных возможностей и выработки грамотной конкурентной стратегии, поэтому для сохранения конкурентоспособности организации и сохранения своей доли на рынке необходимы следующие стратегические решения:

- обучение, развитие и сохранение квалифицированного персонала;

- периодический мониторинг цен конкурентов;

- ведение грамотной политики с поставщиками;

- построение грамотной ассортиментной политики и логистики;

- формирование системы лояльности покупателей.

Таким образом,  конкурентоспособность аптеки определяется, прежде всего, умением в максимальной мере использовать в своих интересах рыночную ситуацию, которая сложилась или может сложиться в определенный промежуток времени для увеличения товарооборота и получения максимальной прибыли.

 

 

Заключение

Последние годы характерны усилением конкуренции во всех областях российского рынка. Появление новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, акционерных предприятий, внедрение на российский рынок иностранных компаний существенно трансформировали рыночную ситуацию. Рост предложения товаров и услуг и одновременное уменьшение платежеспособного спроса сформировали обстановку, в которой конкуренция стала объективно присутствующим обстоятельством. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Адаптация к условиям конкуренции становится одной из ключевых задач менеджмента предприятия. Она проходит в рамках работы по системному всестороннему анализу деятельности конкурентов, разработке стратегии конкурентного поведения на рынке и реализации мероприятий, предусмотренных бизнес-планом предприятия. Главное здесь – обеспечение преимуществ над конкурентами.

В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированное управление. Умение быстро адаптировать работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями в конкурентной среде является одной из важнейших задач управления и залогом успеха фирмы.

Поэтому конкурентоспособность предприятия определяется прежде всего способностью выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке при помощи различных инструментов управления предприятием, и чтобы выдержать конкуренцию в настоящее время необходимо умело и самое главное вовремя использовать все эти инструменты.

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. No 6-ФКЗ,.No 7-ФКЗ) // Российская газета. –2009. –21янв. –С. 3-5.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 03.01.2006 N 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. –1994. -N 32. -Ст. 3301; Российская газета. –2006. –11 янв. –С. 11.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24, 25 июля 2002 г.). Российская газета от 30.12.2001

6. Алова H.H. Мотивация и стимулирование труда в аптечной организации: Методическое пособие/ Марченко Е.А. - СПб.: ООО «Агентство «ИНФО ОЛ», 2004. – 20с.

7. Мазилкина Е.И. Основы управления конкурентоспособностью: учебное пособие / Паничкина Г.Г. – 2-е изд., стереотипное. – Москва, 2008. – 325 с.

8. Радугин А.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления / Радугин К.А. - Воронеж: ВГАСА+ВВШП, 1995. - 195 с.

9. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление/Р.А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2000.— 312 с.

10. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации/Р.А. Фатхутдинов.  — Издательство «Эксмо», 2004. –544 с.

11. Федосеев В.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие/ Капустин С.Н. – М.: Экзамен, 2003. – 368 с

12. Антонов П.И. Менеджмент аптечного учреждения и его основные задачи // Экономический вестник фармации, 2001. – № 1. – С. 55–59.

13. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2007.- №12.- С. 34-47.

14. Василенко И. Л. Изучение конкурентоспособности аптеки// Экономический вестник фармации, № 8, 2004.

15. Восковский А. Особенности аптечного бизнеса // Журнал «Малая бухгалтерия: «упрощенка», «вмененка», ЕСХН» № 6, 2008 г.

16. Загорий Г., Чертков Ю., Сервисная конкуренция в аптеках // «Еженедельник АПТЕКА» № 49 (620) от 17.12.2007.

17. Коршунова Г. В. Структурные основы конкурентоспособности / Г. В. Коршунова // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - N 8. - С. 35-37.

18. Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития // Экономист. - 2007. - N 8. - С.25-37

19. Аптека: от бизнес образования - к результатам в бизнесе // Новая аптека. - 2003. - №3. - С.41-42.

20. Сайт: www.shopandmall.ru

21. Сайт: http://www.equipnet.ru/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: