Урок математики. Требования к современному уроку математики.
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
Общей функцией урока яв-ся целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. (Занков)
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
1 комбинированные (смешанные)
2 изучения новых знаний
3 формирование новых умений
4 обобщение и систематизации изученного
5. контроля и коррекции знаний, умений
Система планирования урока включает:
- годовое или полугодовое планирование
- тематическое планирование
- поурочное планирование
Сущность урока раскрывает в дидактике:
- актуализация прежних знаний и способов действий
- формирование новых знаний и способов действий
- применение полученных знаний на практике
Шаги подготовки к уроку:
- сформулировать цель урока (триединые цели)
- подготовить содержание учебного материала
- определить дидактические задачи урока
- выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения
- составить план урока
- проанализировать использование дидактических средств
Необходимые требования к уроку математики будем группировать вокруг перечисленных существенных признаков урока:
1. наличие на уроке основной дидактической (учебной) цели. В подавляющем большинстве случаев на уроке математики в различных сочетаниях решается не одна а несколько учебных задач:
- проверяются знания, умения и навыки учащихся (по материалу прошлых или текущего уроков)
- познается новое (формируются понятия, устанавливаются и обосновываются закономерности или алгоритмы)
- происходит закрепление изученного (повторением, применением в решении различных задач.)
Среди всей совокупности учебных целей, реализуемых на уроке, всегда можно (и необходимо) усмотреть основную и ей подчинить все другие цели.
2. решение на уроке наряду с образовательными задачами и определенных воспитательных задач.
Задача состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал и сам процесс учения для воспитания у учащихся гуманистических взглядов и убеждений.
Эта общая цель воспитания реализуется на уроке через решение многих взаимосвязанных частных воспитательных задач. Наиболее актуальными из них для нас яв-ся такие задачи: возбуждение и поддержание интереса к предмету, воспитание потребности и умений учиться математике.
3. обоснованный отбор учебного материала на урок.
- соответствие содержания урока его основной учебной цели
- достаточный объем учебного материала, рассмотренного на самом уроке
- отражение необходимой взаимосвязи между теорией и практикой
4. применение на уроке методов обучения, обеспечивающих активное учение школьников.
На уроке такими частными требованиями
- по возможности сами учащиеся формулируют очередную познавательную задачу
- дают определение вводимому понятию
- на основе опыта обнаруживают существующую закономерность и облекают ее форму суждения
- под руководством учителя находят план доказательства или решения задачи и по возможности сами реализуют этот план
5. организационная четкость урока
- учитель четко владеет материалом урока, учебным предметом в целом он не тратит времени на размышления и припоминание на уроке
- знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения.
- знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для «загрузки» более сильных учащихся.
12. Основные типы уроков по математике и их структура.
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
Общей функцией урока яв-ся целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. (Занков)
Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям:
- по содержанию
- по способу проведения
По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков:
- вводный
- первичного ознакомления с материалом
- усвоение новых знаний на практике
- навыков
- закрепления, повторения и обобщения
- контрольный
- смешанный или комбинированный.
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
- комбинированные (смешанные)
- изучения новых знаний
- формирование новых умений
- обобщение и систематизации изученного
- контроля и коррекции знаний, умений
под структурой урока понимаются соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху всего урока.
В зависимости от учебной задачи и содержания работы соотношение частей урока меняется. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие – имеют вспомогательное значение или вовсе отсутствуют. Возникают особенности в построении различных типов урока.