Личностные методы стимуляции творческой деятельности

Наконец, есть еще группа методов, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к творческому мышлению как таковому, но с успехом применяются для развития творческих способностей личности. Они направлены на снятие более глубоких, чем стереотипы мышления, барьеров на пути творчества. Их цель – преодоление внутренних запретов, и в первую очередь, запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей личности и тому подобное. За счет этого происходит раскрепощение и раскрытие индивидуальности, высвобождение творческих возможностей человека. Так, групповая динамика, которая давно и успешно применялась для тренинга общения, решения ряда внутриличностных проблем, использовалась Б. П. Холлеранами для стимулирования творческих способностей личности. Они постулировали, что условиями полноценной жизни личности являются: 1) безопасность (отсутствие чувства угрозы ее основным ценностям); 2) уверенность в себе; 3) самоценность; 4) открытость; 5) коммуникабельность. Разработанная ими специальная программа развития группы позволяет людям открыть и развить в себе все эти качества. Перенося эти качества в свое повседневное поведение, человек чувствует себя как более зрелую, самостоятельную, активную личность, не боится иметь и отстаивать собственное мнение, и тем самым развивает свою глубинную, личностную способность к творческим проявлениям во всех сферах своей жизни и, в первую очередь, в научной деятельности.

Два других метода – трансцендентальная медитация (Ф. Трейвис) и методика формирования личностной целостности и веры в себя (Р. Пиви) – также основываются на тезисе о том, что творческое мышление не равняется навыку, который может приобрести каждый, а в нем находит свое выражение целостная индивидуальность. Поэтому во главу угла эти методы тоже ставят задачу раскрепощения личности, считая, что ее нормальное развитие является необходимым условием продуктивного творческого процесса. Они не столько помогают индивиду находить решения отдельных проблем, сколько увеличивают его внутреннюю свободу, развивают целостную способность создать во всех сферах жизни.

Метод трансцендентальной медитации позаимствовал из восточных практик самосовершенствования ряд идей и приемов, использование которых помогает проникать в бессознательные слои психики, овладевать собственными психическими процессами и состояниями, обычно не подвергающимися сознательной регуляции. Метод помогает активизировать правое полушарие и повысить его участие в процессе мышления, а также научиться снимать стрессы и предотвращать их возникновение. Это достигается путем сосредоточения внимания на тончайших нюансах собственного мнения до тех пор, пока ум не выйдет за пределы этой мысли и не придет к ее источнику.

Р. Пиви – автор метода формирования личностной целостности – считал, что «нормальность» и психическое здоровье личности тесно связаны с ее способностью к творчеству как в жизни в целом, так и в отдельных областях, например в науке. По его мнению, нормальному человеку органически присущи: 1) свобода нравственного выбора; 2) свобода вмешиваться и даже разрывать причинную связь событий; 3) свобода создавать новое, выходить за рамки логической и биологической необходимости. Конкретные техники, используемых для формирования целостности личности и близкие к приемам психотерапии, снимают ненужные внутренние барьеры и тем самым открывают индивиду путь к свободе и творчеству.

Вопросы и задания к самопроверке.

1. Какие средства стимуляции творческой деятельности Вы знаете?

2. Расскажите об инструментальных методах стимуляции творческой деятельности.

3. Описать метод прямого и косвенного мозгового штурма.

4. Охарактеризовать метод синектики и его основные разновидности.

5. Дать характеристику неспецифическим методам стимуляции творческой деятельности.

Литература

1. Спирин Л.Ф., Степанский М.А., Фрумкин М.Я. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – Ярославль, 1974. – 274 с.
2. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

3. Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Автореф. дисс. …канд.. пед. наук.) – Л., 1978. – 40 с.

5. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: