Задачи для самостоятельного решения

Конспект урока по физике по теме: «Решение задач по теме «Световые волны»

Дата: 19.03.2020

Преподаватель: Ракова Н.С.

Группа № 92 профессия «Тракторист-машинист с/х производства», 1 курс

Цель урока:  научиться решать задачи, используя формулы для нахождения длины и частоты колебаний.

Форма работы: индивидуальная

Тип урока: закрепление  пройденного материала, решение задач.

Литература: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика 11 класс, Издательство Просвещение, 2018

Ход работы

Повторение пройденного м атериала:

1. Сформулируйте законы геометрической оптики

2. Дайте определение дисперсии света

3. Что такое дифракция и интерференция света?

Задача 1. Найдите все длины волн видимого света, которые в результате интерференции при разности хода интерферирующих лучей 1,8 мкм, будут: 1) максимально усилены; 2) максимально ослаблены.

Задача 2. На толстую стеклянную пластину (n ст = 1,5), покрытую очень тонкой пленкой, абсолютный показатель преломления вещества которой равен 1,4, падает нормально параллельный пучок монохроматического света с λ = 0,6 мкм. Определите толщину пленки, при которой отраженный свет максимально ослаблен вследствие интерференции.

После решения задачи на интерференцию света, запишем несколько основных рекомендаций для решения задач на данную тему.

И так, при решении задач на интерференцию света рекомендуется:

1. Сделать соответствующий чертеж, указав на нем ход лучей.

2. Выяснить причины появления оптической разности хода между интерферирующими лучами.

3. Определить эту оптическую разность хода лучей.

4. Записать или, если необходимо, вывести условие максимума или минимума интерференции.

5. Решить полученное уравнение, произвести вычисления и оценить реальность полученного результата.

Задача 3. На дифракционную решетку нормально к ее поверхности падает параллельный пучок лучей с длиной волны 0,5 мкм. Период дифракционной решетки составляет 4,95 мкм. Определите, сколько максимумов дает дифракционная решетка и максимальный угол отклонения лучей, соответствующих последнему дифракционному максимуму.

Задача 4. Дифракционная решетка, имеющая 100 штрихов на 1 мм длины, помещена на расстоянии 2 м от экрана и освещается пучком лучей белого света. Определите ширину дифракционного спектра первого порядка, полученного на экране. Границы видимого спектра по длинам волн примите равными: для фиолетового света 0,4 мкм, для красного — 0,68 мкм.

Выделим основные методические рекомендации при решении задач на дифракцию света.

1. Сделать чертеж, указав на нем ход лучей.

2. Записать условие максимума или минимума дифракции на соответствующих объектах.

3. В случае необходимости воспользоваться недостающими уравнениями, привлекая дополнительные данные задачи.

4. Решить полученные уравнения и оценить реальность полученного результата.

Задача 5. Световая волна с длиной волны 700 нм распространяется в воздухе. Какова длина этой волны в воде?

Выделим основные методические рекомендации при решении задач на дисперсию света.

1. Сделать чертеж, указав на нем ход соответствующих лучей.

2. Записать на основании законов преломления основные уравнения.

3. Записать, используя дополнительные условия, недостающие уравнения.

4. Решить полученные уравнения.

Задачи для самостоятельного решения

1. Угол падения луча на зеркало равен 45°. Начертите отраженный луч. На этом же чертеже покажите расположение лучей для случая, когда угол падения равен 60°.

2. На сколько изменится длина волны фиолетовых лучей с частотой колебаний 7,5 • 1014 Гц при переходе из воды в вакуум, если скорость распространения таких лучей в воде равна 2,23 • 103 км/с?

 

Домашнее задание: законспектировать и разобрать задачи, решить задачи для самостоятельного решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: