Социальная поддержка – специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).
Категории граждан, нуждающиеся в социальной поддержке:
1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);
2) малоимущие;
3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).
Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.
Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.
Виды программ социальной поддержки:
1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;
2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.
Социальное обслуживание – механизм осуществления социальной поддержки.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Главное звено организации социального обслуживания населения — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллектив), малый город без административного деления.
Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения.
Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого законного представителя.
Принципы социального обслуживания:
1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;
2. доступности;
3. добровольности;
4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;
6. гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности в работе;
7. профилактической направленности;
8. законности и учета международных стандартов.
Цель создания системы социального обслуживания - организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя комплекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.
Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособными членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.
Социальная служба - система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Работники социальной службы - лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.
Одно из требований - все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.
Клиент социальной службы - человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в социальном обслуживании.
Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.
Виды социального обслуживания:
1. Материальная помощь, предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости; специальных транспортных и технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
2. Социальный патронажграждан и семей, нуждающихся в постоянном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются услуги по уходу за детьми.
3. Социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, уходом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
4. Предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, другим людям, нуждающимся в такой помощи.
5. Организация дневного пребывания в учреждении социального обслуживания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального обслуживания.
6. Консультативная помощь гражданам и семьям в области социально-экономического и медицинско-социального обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты.
7. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации гражданам, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилитационную работу с несовершеннолетними и дрзтими гражданами с общественно опасным поведением.
Функции социального обслуживания:
а) функция социальной помощи, которая включает:
- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
- профилактику бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
- надомные услуги семьям и одиноким, нуждающимся в постороннем уходе: доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;
- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания (детский сад на дому, прогулочные группы и т.п.);
- организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшего устройства в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
б) функция консультировании:
- консультации специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
- подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
- родительский медико-психологический всеобуч;
в) функция социального корректирования и реабилитации, которая содержит:
- социальную, медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
- медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями семей, их воспитывающих;
г) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три относительно самостоятельных направления:
- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
- распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;
- изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также при помощи научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение этих проблем;
д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
- участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
- формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровне, бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью профессиональной реабилитационной, психологической и иной помощи населению в стрессовой ситуации.
Источники финансирования социальных служб:
- нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;
- поступлений из фонда социальной поддержки населения в результате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
- средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
- перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
- дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;
- от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
- доходов от приватизации государственной собственности, коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;
- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.
Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания па подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы содержание и цели муниципальной политики в области социальной поддержки населения?
2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддержки населения и муниципальном образовании?
3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?
4. Какие учреждения социального обслуживания могут создаваться на территории муниципального образования?