Седельно - сцепное устройство предназначено для буксирования полуприцепа с седельным тягачом, обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полуприцепом.
Седельное устройство монтируется на кронштейнах 3 (рис. 5) сцепного устройства, которые крепятся к раме автомобиля болтами. На этих кронштейнах закреплены два кронштейна 26 седла с резинометаллическими шарнирами. Седло устанавливается на кронштейнах с помощью двух осей 29, которые предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами 4, закрепленными болтами. Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается его продольный наклон. Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый поперечный наклон седла. Седельное устройство подобной конструкции (с двумя степенями свободы) разгружает рамы тягача и полуприцепа от деформаций кручения, которые могут в них возникать при движении по дороге с неровностями.
|
|
Сцепной механизм размещен под опорной плитой 10 седла. Запорный кулак имеет два положения: заднее - губки закрыты, переднее - губки открыты. Шток запорного кулака 21 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем 16 саморасцепки. После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отводится в переднее положение рукояткой 23 управления расцепкой и фиксируется в этом положении собачкой 20. При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) последние раскрываются и кулак 21, освобожденный от фиксации защелкой, перемещается и упирается в затылок губок. При дальнейшем перемещении шкворня кулак под действием пружины 19 входит в паз губок и таким образом обеспечивает надежное их отпирание.
Рисунок 5 - Седельно - сцепное устройство.
1 - рама; 2 – поперечина седельного устройства, 3 - кронштейн седельного устройства; 4 - пластина стопора, 5 – масленка; 6 – седло; 7 - опора. 8 – силиз; 9 - левая губка; 10 - опорная поверхность плиты; 11 - палец губки. 12 – шплинт; 13 – масленка; 14 - шпилька крепления рукоятки; 15 - ось предохранительной планки; 16 - предохранитель саморасцепки; 17-пружина; 18 – ось собачки запорного кулака; 19 – пружина запорного кулака. 20 - собачка запорного кулака; 21 - запорный кулак; 22 – ось; 23 - рукоятка замка
захвата.24 - правая губка; 25 – шарнир; 26 - кронштейн.
Вопросы для самопроверки:
1. Объясните назначение и перечислите типы несущих систем автомобилей;
2. Объясните назначение и перечислите типы рам автомобилей;
3. Объясните устройство лонжеронной рамы;
|
|
4. Объясните назначение и устройство тягово - сцепного устройства;
5. Объясните назначение и устройство седельно - сцепного устройства;
6. Объясните устройство пространственной рамы автобуса.
Литература:
1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.
2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.
3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.
4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: «Академия», 2005.
Лекция
Несущий кузов легкового автомобиля. Назначение, типы, общее устройство
(2 часа)
План лекции.
1. Назначение и классификация кузовов автомобилей.
2. Устройство кузова автомобиля ВАЗ – 2107.
3. Кабина и грузовая платформа грузового автомобиля. Типы кузовов грузовых автомобилей, устройство универсальной грузовой платформы (для самостоятельной работы).
4. Система отопления и вентиляции салона (для самостоятельной работы).