Освоение навыков работы с куклой в детском коллективе

Для работы с куклой необходимо правильно ее держать и во время текста работать головой и руками. Желательно добиться того, чтобы актер и кукла в процессе репетиций стали единым целым организмом. Перчаточные или петрушечные куклы в этом отношении самые простые. Голова куклы одевается обычно на указательный палец, а большой и средний пальцы являются руками куклы, руку необходимо держать чуть согнутой в локте под прямым углом, чтобы кукла не заваливалась, а ходила и действовала прямо над ширмой.

Подготовка к работе с перчаточной куклой:

а) гимнастика для рук и пальцев - 3 минуты;

б) повторение текста по роли куклы - 3 минуты;

в) работа над интонацией и голосом юного актера - 3 минуты;

г) работа с куклой за ширмой по сценам спектакля-сказки - 5 минут.

После того, как ребенок освоит движение куклы, нужно переходить к работе над текстом роли. Если актер неуверенно знает свою роль – он не сможет полноценно действовать на сценической площадке. Так и в кукольном театре. Если роль до конца не выучена – ребенку сложно работать с куклой, двигаться и говорить одновременно. Учить слова роли лучше всего вместе с действием куклы, чтобы запомнить все перемещения и мизансцены и на какие фразы они исполняются.

Дети  занимаются театральной деятельностью чаще всего из любопытства или за компанию с друзьями, не имея осознанного влечения к театральному искусству. Очень важно заинтересовать их с первых же занятий, дать при этом понять, что желания участвовать в спектакле мало, нужно сначала научиться управлять куклой. Этот период является для педагога одним из самых сложных. Как сдержать естественное желание ребенка скорее выступать и при этом не отпугнуть его "в процессе отработки навыков владения техникой движений куклы"? Нужно каждое занятие построить таким образом, чтобы ученики, осваивая новое, повторяя уже изученное, не замечали самого процесса обучения.

РАБОТА С ПЕРЧАТОЧНОЙ КУКЛОЙ.

Прежде, чем приступать к работе над темой урока, необходимо провести разминку с куклами первоначально в кругу, а позже сразу на грядке. Упражнения разминки похожи на "человеческую" зарядку. Это могут быть всевозможные наклоны, повороты туловища, головы, работа ручками куклы, не забудьте потянуться рукой вниз к противоположной ноге. Сначала зарядку проводит педагог, потом, по мере приобретения навыков, каждый из ребят задает свое упражнение, а другие повторяют.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПОХОДКИ КУКЛЫ.

Следить за равномерным поворотом кисти вправо и влево. Если в какую либо из сторон поворот больше, кукла начинает хромать.   Следить за уровнем куклы, не допускать слишком большой "пружинки", иначе кукла будет "нырять".

1.Выполнить ходьбу на месте, тщательно контролируя движение руки и уровень куклы.

2.Сделать то же, пройдя вдоль грядки.

3.Шел-забыл-вернулся. Кукла двигалась вперед, на середине грядки вспомнила, что что-то забыла, приходится развернуться и идти назад. В подобных упражнениях обязательным является придумывание обстоятельств самим учеником. Он может, а иногда не должен, говорить о них в ходе показа, но по окончании нужно спросить его об этом.

4.Шел-забыл-принял решение. Упражнение, подобное предыдущему, оставляет больше свободы для ученика. Принятое решение нужно обязательно оправдать

5.Шел - оглянулся на звук - принял решение. Звук подает кто-либо из учеников. Он неожидан, тем интереснее реакция основного исполнителя.

6.Шел, споткнулся. Обыграть ситуацию.

7.Шифровщик. Ученику задается, или он придумывает сам место, куда он идет. По дороге он должен, не называя самого места дать зрителям понять цель своего похода. Например, загадано слово "стадион". Ученик может пройти с такими словами: "Эх, неужели и сегодня проиграют?"

  8.Шаг в ногу на плацу. Маршировать по двое или группой, четко выдерживая ритм, заданный преподавателем или кем-то из учеников.

  9.Хромать поочередно на разные ноги.

  10.Эмоциональность походки. Оправдать, почему так иду. Пройти лениво, радостно, торопливо, грустно, с опаской и т.п.

  11.Пройти от образов: лиса, заяц, медведь, собака, мышь, солдат, робот, старик, вор, толстяк, дама, ребенок, манекенщица и т.п.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ВЗГЛЯДА КУКЛЫ.

Следить за направлением взгляда, помня, что кукла смотрит "носом". Не задирать голову в потолок.

1.Представив себя диктором телевидения, объявить следующую передачу. Сделать это от лица мужчины и женщины. То же, но вы -ведущий концерта.

2.Прочитать объявление на стенде или афишу на концертной тумбе. Придумать объявление или по заданной теме (общая для всех), или необычно-сказочное.

3.Рассмотреть что-то вдали, на ладони, на небе.

4.Ждать, высматривая кого-то или что-то, например, друга или автобус.

5.Найти в воображаемом коридоре поликлиники нужную дверь, читая табличку 6.Рассматривать картины в музее, называя их и давая оценку.

7.Следить за птицей, жуком, бабочкой, качелями, игрой в волейбол, прыжками на батуте, колесом обозрения.

8.Перейти воображаемую дорогу, следя за машинами

9.На плацу. Следить взглядом за генералом, проходящим вдоль шеренги солдат.

10.В паре. Куклы оглядывают друг друга с головы до ног. Отвернуться и рассказать, как выглядит кукла партнера.

11.Оценить воображулю, которая прошла мимо вас соответствующей походкой.

12.Искать на ширме ключи, грибы, деньги, клад и т.п.

13.Посмотреть под ноги с ужасом, брезгливо, с интересом, свой вариант.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ РАЗГОВОРА КУКЛЫ.

Следить, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому

 адресована речь. Не допускать излишних движений головой, чтобы

 они не перешли в "болтание" куклой.

1.Учить стихотворение, заданное на дом или повторять урок.

2.Читать вслух книгу: интересную и нет.

3.Встречи. Разговор с другом, которого не видел с прошлого лета, с одноклассником, с мамой, с незнакомцем на улице и т.п.

4.Импровизированный ответ на вопрос преподавателя или другого ученика. Вопросы могут быть по конкретной теме или из разряда "дурацких", развивающих актерскую смелость, типа "Зачем ты съел мою котлету?" Можно объединить всех одними обстоятельствами.

Например, учитель - генерал, а ученики - солдаты, и все вопросы на военную тему. Или учитель - мама, а ученики - дети.

5.Всевозможные ситуации в парах. Сообщить партнеру новость, тот дает ей краткую оценку, и уйти. Пожаловаться партнеру, получить его поддержку и т. п. Главное - импровизация.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ БЕГА И ПРЫЖКОВ

Следить за четкостью движений руки, чтобы не встречалось

"размахивание" при прыжках и "мельтешение" при беге.

1.Пробежать по ширме "100 метров".

2.Убегать от опасности.

3.Бегать, ловя кого-то.

4.Прыгать на двух ногах, на одной, по переменке.

5.Прыгать разными способами в ритме песни, напевая ее вслух.

6.Прыгать по кочкам, предварительно выбирая более сухую.

7.Прыгать как ребенок, как старик, как зверь.

8.Прыгать на батуте. Прыжок делится на две части. Сначала коротким прыжком запрыгнуть на батут, а затем он подкинет вас и   длинным прыжком приземлиться за ним. Вариант, когда у спортсмена не получается, и тренер демонстрирует ему, как нужно прыгать.

9.Прыгать до середины ширмы в одном темпе, остановиться и продолжить движение в другом темпе или другим способом. Оправдать, почему это произошло.

10.Перепрыгнуть препятствие, например, лужу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДРУГИХ СПОСОБОВ ДВИЖЕНИЯ.

    Следить за верным исполнением предыдущих движений, ибо они являются основой остальных. Дети должны импровизировать, сами придумывать оправданные и выразительные позы и движения.

1.Лечь на ширму и полежать мечтательно, грустно, беззаботно, в ожидании, при бессоннице, замерзнув, будучи больным и т.п.

2.Прокрасться по ширме, что-то взять, рассмотреть, положить на место и уйти. Что это было?

3.Вернувшись поздно, пройти, стараясь никого не разбудить.

4.Красться в шутку, чтобы поиграть с товарищем.

5.Крадусь, потому что не хочу быть замеченным.

6.Ползти по-пластунски на учениях.

7.Проползти на вражескую территорию под колючей проволокой.

8.Ползу под кровать за игрушкой или по льду на помощь другу.

9.Сесть на ширму. Обернуться на отклик партнера: с радостью, неохотой, удивлением, безразлично, с тоской, со "странной" реакцией

10.Сесть на ширму, чтобы отдохнуть.

11.Сесть на ширму, представив, что это лавочка во дворе, место в зрительном зале, стул перед кабинетом зубного врача и т.п.

12.В паре. Один садится спиной к другому. Партнер должен, подкравшись, напугать сидящего, в результате чего тот вскочит и убежит. Пугать необязательно "диким воплем", тем более, что это оказывается неубедительным.

13.Зайти, сесть, читать что-либо: книгу, газету, телефонный справочник.

     УПРАЖНЕНИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Воспитывают внимание, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства, умение использовать пространство сцены. Тренируется навык сочинения одиночных этюдов.

1. Собрать вязанку дров и унести собой.

2. Слепить снеговика.

3. Тащить за собой тяжелый мешок

4. Толкать впереди себя большой сундук.

5. Подкрасться и поймать мышь

6. Построить дом из кубиков.

7. Сортировать картошку.

8. Подмести, убрать мусор

9. Вытереть пыль.

10.Повоображать перед зеркалом

11.Выкопать яму и посадить дерево.

12.Закопать клад, отметить мест

13.Срубить дерево, свалить его, обрубить сучья, унести

14.Две куклы пилят бревно двуручной пилой, третья колет дрова, четвертая складывает их в поленницу

15.Кузнецы. Один с большим молотом, другой с маленьким молоточком. Положить полосу металла и работать в ритме: Тук! Тук -тук - тук! Озвучивают удары помощники. Добиться полной синхронности.

Управление перчаточной куклой

 

 Хотя я и начинаю описание конструкций перчаточных кукол с наипростейшей до виду: шарик на пальце, — но обучение кукольному делу начинать с этой куклы настоятельно не рекомендуем, эта кукла Сергея Владимировича Образцова, и требует от артиста она виртуозной техники (рис. 1).

 

 В связи с этой куклой надо отметить, что вообще рука актера, не закрытая перчаткой, производит впечатление обнаженного тела, применять такую куклу в работе следует с осторожностью. Некоторые кукольники, работая с шариком, надевают на руку обтягивающую перчатку черного, белого цвета или раскрашенную «под костюм» куклы. Но в любом случае рука, обтянутая тонкой перчаткой, производит иное впечатление, чем рука в кукольном костюме-чехле, даже таком простом, как у куклы «би-ба-бо» (рис. 2), и требует, безусловно, высокой артистической техники.

 У куклы на рис.3 мы впервые видим специальное приспособление для крепления кукольной головы и рук к пальцам кукловода, так называемую «патронку» — легкую картонную трубочку. Устраивая патронки, не забывайте, что кукла изготавливается по руке кукловода и ребенок не сможет играть куклой, сделанной по взрослой мерке. Так, в нашем театре пришлось перешивать всех петрушек из-за этих самых патронок, поскольку, подогнанные под мою руку, они при энергичной жестикуляции сваливались с изящных пальчиков наших актрис.

 

 

 При первом взгляде, рисунки 3 и 4 кажутся одинаковыми, но они существенно различны!

 Внутренняя перчатка (рис. 4) превращает куклу из любительской в профессиональную. Голова и руки куклы с патронкой или без крепятся к внутренней перчатке и позволяют, во-первых, устранить некоторую естественную для асимметричной руки «кривобокость» куклы. Во-вторых, чехол для руки позволяет изготовить кукле сменный костюм, а если костюм многоделен, сложен и дорог, да еще если вы хотите одними и теми же «головами» играть различных персонажей, то такая конструкция куклы наиболее удобна. Недаром именно она применяется в лучшем в мире театре перчаточных кукол — китайском.

 

 

 Внутренняя перчатка должна быть сшита из материи нейтрального, лучше темного цвета, и доходить кукловоду почти до локтя, чтобы скрыть его руку, когда кукла высоко поднимается над ширмой. Кроме того, скажу о том, о чем говорить не принято, но что существенно в работе: руки кукловода, часами находящиеся в движении в толстых и тяжелых «рукавицах», устают и потеют, и им, конечно, нужно удобное и гигиеничное «место работы», которое можно организовать, правильно подобрав материал и размер перчатки. При сравнении пластических возможностей перчаточных кукол различной выкройки можно отметить, что кукла 4 имеет гибкую шею, а кукла 5 может вертеть головой, не поворачивая корпуса. 

 

 

 Кукла 6 ближе «анатомически» человеку, чем другие петрушки, но согнутый безымянный, самый «ленивый» из пальцев, затрудняет движение мизинца, то есть, прошу прощения, левой руки куклы. Слишком толстая шея конструкции, если она не требуется персонажу по штату, не единственный недостаток этой выкройки, впрочем, как и выкройки 7 — все же мизинец и большой палец не лучшая пара для манипуляции.

 Конструкция 8 очень хороша для малоподвижного, мало действующего персонажа или для персонажа с неподвижными, закрепленными в одном положении руками, всегда несущего в руках один и тот же предмет, например «коробку с тортом» на праздничном представлении.

 Кукла 9 и кукла 10 обладают очень подвижными руками, например, кукла 9 может даже вращать кистью левой руки. Особенность куклы 10 в широком размахе рук и симметричной, вполне человеческой фигуре.

 Желание приблизить естественно асимметричную перчаточную куклу к человеческой фигуре реализовано в так называемой каталонской кукле (рис. 11). Рука исполнителя здесь входит в тело куклы на уровне талии, а не в голову, что позволяет сделать талию достаточно узкой, а торс скульптурным. Однако за все приходится платить: если кривобокость петрушек компенсируется их бешеной подвижностью, то скульптурная внешность каталонских кукол влечет за собой паралич шеи и рук, сгибающихся только от локтя.

 Одна из модификаций каталонской куклы показана на рис. 12: вынесенные за пределы туловища куклы, управляющие ее руками большой палец и мизинец позволяют одновременно сохранить скульптурный торс куклы и увеличить подвижность ее рук и головы. 

 

 

 Перчаточные куклы, как правило, не имеют ног. «Ноги куклы – ноги актёра», - говорят кукольники. Однако, возникает иногда необходимость не просто показать ноги петрушки, но сделать их активными, и тогда возможны решения, подобные изображённым на рис. 13, выполненном по старинной японской гравюре, в котором рука кукловода проходит через широкую штанину ноги, или рис. 14, сделанном по эскизам Н.Я. и И.С.Ефимовых, у которых кукла топала и приплясывала одной ногой.

 

 Массовые сцены могут быть украшены куклой, в которой персонажи нашиты на одну перчатку и лишь немного кивают насажанными на пальцы головами (рис. 15), или маленькими куколками, надетыми на пальцы по отдельности, то, что Н.Я. Ефимова называла «театром пятерни» (рис. 16), или групповой куклой (рис. 17), у которой только крайние персонажи имеют по одной подвижной руке.

 Гусь из спектакля «Каштанка» Государственного театра кукол им. С.В. Образцова (рис. 18) может быть примером куклы, в которой рука, управляя головой, продета в длинную шею куклы животного или какого-нибудь фантастического персонажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: