1. Типы решений и требования, предъявляемые к ним.
2. Стадии и методы принятия решений.
3. Виды рисков и способы снижения рисков.
Жизнь не требует от нас быть хорошими, красивыми, добрыми… она требует от нас лишь одного, а именно: жить с последствиями принимаемых решений.
Д. Левингстон
1. Одной из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления – является принятие решений. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а, следовательно, и эффективность производства.
Управленческое решение – это документ, организующий, направляющий и стимулирующий совместную деятельность коллектива.
Труд менеджера связан с постоянным разрешением проблем. Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая изучения, оценки и разрешения. Решение проблем – это процесс, который позволяет менеджеру собирать факты для принятия решений. Решение – это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.
При осуществлении функций управления менеджер принимает решения о целях деятельности, необходимых ресурсах, способах достижения поставленных задач, о структуре производства и управления, создании новых подразделений, об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов, об организации и проведении контроля.
Типы решений:
* связанные с планированием (решения о стратегии, целях, тактике);
* связанные с организацией (касаются структуры управления фирмой, распределения полномочий и ответственности, делегировании);
* связанные с мотивацией персонала (касаются необходимости стимулирования сотрудника и выбора конкретного метода стимулирования);
* связанные с контролем (решение о том, как будут изменяться результаты работы, какие показатели следуют рассматривать как удовлетворительные, свидетельствующие о том, что цели организации достигнуты).
Управленческое решение всегда имеет свой объект – сферу деятельности:
- социальное развитие;
- техническое развитие;
- финансовое и экономическое развитие;
- маркетинговая деятельность;
- мотивация (заработная плата и премирование);
- управление; кадровая политика.
- бухгалтерская отчетность.
Классификация решений
Управленческие решения делятся по ряду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает:
- высшего уровня (решение директора, министра);
- среднего уровня (начальника цеха);
- низшего уровня (решение мастера).
* по содержанию: экономические, информационные, политические, организационные);
* Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его производственную и хозяйственную деятельность, например, в периоды подготовки реконструкции предприятия или переход на производство новой продукции.
* Решения могут быть частными – касаются какой - либо ситуации (например, решение, касающиеся ликвидации нарушений производственной и технологической дисциплины, об изменении порядка работы в каком-либо подразделении)
* Решения бывают оперативными – в них меняются в основном сроки, конкретные исполнители, в то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без особой подготовки.
* Стратегические решения – это согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих противоречий в производства. Они предусматривают изменения в структуре производства, носят творческий характер и принимаются на основе анализа, поиска, расчетов, споров, размышлений большой группы людей. В эту группу входят творческие работники, новаторы, представители общественных организаций.
* Концептуальные решения определяют аспекты (направления) развития предприятия. Они охватывают все функции менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль.
* Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на выполнение отдельных позиций концептуальных решений.
По решаемым задачам различают:
* информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию;
* организационны е, которые призваны установить необходимую структуру управления;
По степени охвата проблемы решения бывают:
* выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы;
* систематические, когда рассматривается вся проблема.
По формам принятия решения подразделяются на:
* единоличные: решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;
* коллегиальные: проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем, он же несет ответственность за принятое решение;
* коллективные: решение принимается коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всем коллективе.
По характеру исходной информации решения бывают:
* в условиях определенности (полной информации);
* в условиях неопределенности (неполной информации).
Требования, предъявляемые к решениям:
Управленческие решения должны быть:
обоснованными, т.е. приниматься на основе экономического анализа и многовариантного расчета
принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решение, с учетом предвидения его возможных последствий.
должны иметь ясную цель (целевая направленность);
иметь адресата и сроки исполнения (конкретный исполнитель и конкретные даты исполнения решений);
быть правомочными, т.е. опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний, распоряжений руководителей;
быть эффективным, т.е. наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам;
быть конкретным, т.е. отвечать на вопросы, как, когда и где действовать;
быть своевременным, т.е. приниматься тогда, когда реализация этого решения может привести к поставленной цели;
обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений:
директивность: решения должны быть обязательными для исполнения и носить плановый характер;
обеспеченность: решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения.