Задание 1. Внимательно прочитайте все сообщения островитян и укажите особенности одного (соответственно номеру вашей группы) из туземских языков.
Комментарий к заданию 1
Исследуя диалекты туземцев, на которых написаны тексты писем, третьеклассники устанавливают, что лексическая сторона языка соответствует русскому, а формы слов особые. Для исследования особенностей одного из языков группа устанавливает закономерность связи слов в высказываниях. Выясняется, что грамматические особенности языков туземцев, хотя и различаются внутри одного диалекта, однообразны:
1)в первом языке все предметы и признаки стоят только в форме творительного падежа;
2) во втором — в форме родительного падежа;
3) в третьем — все слова стоят в начальной форме;
4) в четвертом — нет окончаний, а значит, и грамматических значений;
5) в пятом — все слова стоят в женском роде.
Задание 2. Переведите на наш язык данное сообщение.
Комментарий к заданию 2
При переводе окажется, что все сообщения об одном и том же. Однако в некоторых группах возникнет спор о том, кто кого приглашает на обед: вождь членов экспедиции или, наоборот, он сам намеревается прийти в гости? При обсуждении фиксируется, что эта путаница возникла по причине несовершенных грамматических связей в языках островитян.
Задание 3. Составьте и запишите ответ для иноземцев на их языке.
Комментарий к заданию 3
Для того чтобы составить текст на языке островитян, детям придется держать жесткие рамки (один падеж или род, полное отсутствие словоформ). Это достаточно сложно выполнить русскому человеку, который, не задумываясь, согласовывает слова в высказывании. Однако в команде, подстраховывая и поддерживая друг друга, дети в состоянии выполнить задание.
Задание 4. В репортаже с места событий прозвучало сообщение о том, что одно письмо упало в воду и утонуло. Можно предположить, что это письмо написано еще на одном из тарабарских языков. Если вы внимательно прочитали остальные письма, то сможете предположить, как может быть устроен язык, на котором было написано затонувшее сообщение.
Комментарий к заданию 4
Это творческая часть задачи. Ребята могут пофантазировать вволю, однако предполагается, что предложенные ими варианты туземских диалектов также будут опираться на особенности грамматических значений слов — названий предметов и признаков.
Данная задача предлагалась несколько раз в третьих классах. Ученики испытывали много положительных эмоций при ее выполнении. Они старательно украшали свои работы экзотическими пейзажами. Самым трудным оказалось третье задание. Пытаясь соблюдать рамки задачи, дети все-таки забывались и впадали в безосновательное фантазирование. Но при разборе эти ошибки сыграли все же положительную роль, и был сделан вывод: нам, русским людям, чрезвычайно трудно нарушать грамматические формы. Да и зачем?
Анкета (до/после презентации)
1. Поставь отметки на оценочных шкалах:
1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались Предложенные задания.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи.)
Да Нет
Почему?_____________________________________________
Приветом из племенем Тумпа-юмба!
В нашим племенем живут самыми ловкими и смелыми островитянами. Мы самыми удачливыми охотниками и умелыми земледельцами. У нас самыми уютными домами. У нашим людям очень веселыми праздниками и вкусной едой. Нашим вождем приглашает вами к нами на обедом.
Привета из племени Харамбамба!
В нашего племени живут самых ловких и смелых островитян. Мы самых удачливых охотников и умелых земледельцев. У нас самых уютных домов. В нашего племени очень веселых праздников и вкусной еды. Нашего вождя приглашает вас к нас на обеда.
Привет из племя Мокко-локко!
В наш племя жить самый ловкий и смелый островитянин. Мы самый удачливый охотник и умелый земледелец. У мы самый уютный дом. В наш племя очень веселый праздник и вкусный еда. Принимать приглашение на обед от наш вождь.
Привет из плем Прум-там!
В наш плем жив сам ловк и смел островитян. Мы сам удачлив охотник и умел земледелец. У мы сам уютн дом. В наш плем очень весел праздник и вкусн ед. Принима приглашений на обед от наш вождь.
Привета из племя Прума-тама!
В нашей племе жила самая ловкая и смелая островитяна. Мы самая удачливая охотника и умелая земледелица. Мы строила самая уютная дома. В нашей племе очень веселая праздника и вкусная еда. Принимала приглашению на обеду от наша вождя.