Лекционное занятие № 1
Тема 1: Теоретические основы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (2/2 часа).
Цель: ознакомить студентов с теоретическими основами социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обозначить объект, предмет дисциплины, выделить научно-теоретические задачи.
План
- Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
- Этапы индивидуального сопровождения в общеобразовательной школе.
- Организационные аспекты психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе.
- Модели и технологии сопровождения детей с ОВЗ.
Литература
1. Хорошилова, Л.С. Технология социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов: учебное пособие / Л.С. Хорошилова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 122 с.
http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894
|
|
Лекционное занятие № 2
Тема 3-4: «Социально-психологические особенности детей с ОВЗ как объектов и субъектов социально-педагогического сопровождения» (4/2 часа).
Цель: изучить понятие социально-педагогического сопровождения, а также социально-психологические особенности детей с ОВЗ.
План
- Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.
- Педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
Литература:
1.Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 237 с.
http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894
Лекционное занятие № 3
Тема: «Технологии социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (2 часа)
Цель: ознакомить студентов с технологиями социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
План:
- Инклюзивное образование как технология социальной работы.
- Социальная диагностика.
- Социальная реабилитация.
- Социальная адаптация.
- Социальная терапия.
Литература:
1.Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 237 с.
http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894
Лекционное занятие № 4
Тема: «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями как научная проблема» (2 часа).
Цель: рассмотреть понятия инклюзивного и интегрированного обучения детей с ОВЗ, ознакомить студентов с моделями интеграции детей с ОВЗ.
План
- Понятия инклюзивного и интегрированного образования.
- Модели организации интегрированного обучения (комбинированная интеграция, частичная интеграция, временная интеграция, полная интеграция).
- Технологии коррекционно-педагогической работы в условиях интегрированного обучения.
- Организация психолого-медико-педагогическое сопровождения детей и подростов с нарушениями в развитии в условиях интегрированного обучения.
- Функции ПМПк-консилиума в организации интегрированного обучения
|
|
Литература:
1. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 237 с.
2. Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф., Елизарова Ю.Г. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: аналитический обзор; под ред. акад. Г.А. Бордовского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
3. Герасимов Г.И. Трансформация образования – социокультурный потенциал развития россий- ского общества: автореф. дис.... док. фил. наук. – Ростов н/Д, 2005.
http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=27889
Лекционное занятие № 5
Тема: «Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» (2 часа)
Цель: изучить особенности социально-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
План
1.Особые потребности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
2.Особенности социальной диагностики.
3.Социальный патронаж.
4.Социально-психологическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Литература
1.Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86– 93.
2. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б.Б. Айсмонтаса: Хрестоматийный материал для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. – Москва: МГППУ, 2015, – 334 с.
http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894
Лекционное занятие № 6
Тема: «Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями» (2 часа)
Цель: изучить технологии социальной реабилитациидетей с ОВЗ.
План
1. Понятие социальной реабилитации, принципы социальной реабилитации.
2. Социальна реабилитация в системе комплексной реабилитации.
3. Взаимосвязь видов реабилитации: профессиональной, психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации.
Литература:
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., 1991.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1
Тема: «Теоретические основы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (2/2 часа)
Цель: углубить и систематизировать знания студентов об основах социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обозначить объект, предмет дисциплины, выделить научно-теоретические задачи, раскрыть структуру социально-педагогического сопровождения.
План
- Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
- Этапы индивидуального сопровождения в общеобразовательной школе.
- Модели и технологии сопровождения детей с ОВЗ.
Практическое задание:
1. Выделить и обосновать условия, которые необходимы для успешной интеграции ребенка с ОВЗ.
2. Сделать обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование.
3. Перечислить особенности работы социального педагога в инклюзивном классе. Проблемы вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс.
Групповая работа: разработать рекомендации и противопоказания для инклюзивного образования ребенка. Перечислить условия успешности инклюзивного образования.
Литература
1. Хорошилова, Л.С. Технология социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов: учебное пособие / Л.С. Хорошилова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 122 с.
|
|
http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894
Практическое занятие № 2
Тема: «Социально-психологические особенности детей с ОВЗ как объектов и субъектов социально-педагогического сопровождения» (8/6 часов)
Цель: углубить и систематизировать знания студентов о социально-психологических особенностях детей с ОВЗ.
План
- Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.
- Педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
Практическое задание:
1. Составить рекомендации педагогам для работы с детьми с ОВЗ: дети с нарушением зрения, с нарушением слуха, нарушениями ОДА, РАС (темы распределить по группам).
2. Дайте определение понятий «коррекция», «компенсация» и «социализация», используемых в области коррекционной педагогики.
3. Охарактеризуйте взаимосвязь первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии.
4. Подготовьте рефераты на следующие темы: «Этапы становления специального образования в России и за рубежом», «Современные тенденции развития специального образования в нашей стране», «Общие и специфические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями».
Литература:
1.Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 237 с.
http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894