Как взрослому вести себя с подростком

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ОРГАНИЗМОМ ПОДРОСТКОМ

 Процесс полового созревания. Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.

Бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса.

 

Перестройка в эндокринной системе часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности или периодической вялости, апатии, плаксивости.

ПОЧЕМУ С ПОДРОСТКОМ ТРУДНО?

ü  Наблюдается противоречие в общении со взрослыми.

С одной стороны, есть желание остаться с родителями и получать от них внимание, любовь и защиту, что и раньше.

С другой стороны, есть стремление отделиться от родителей, чтобы понять себя, найти свое Я.

 

ü Запускается процесс идеализации, думают, что с ними ничего не случится.

Настоящее становится важнее, чем будущее, что ведет к рискованному поведению

 

ü Общение со сверстником становится важнее, чем учеба. Взрослые теперь не авторитет.

 

ü Повышается критичность, необходимо доказывать и обосновывать при общении с ним. Невозможно требовать что-то без объяснения, почему это надо.

 

ü Наблюдается повышенная нестабильная эмоциональность, неуправляемость настроения.

 

ü Экспериментируют с разными социальными ролями, могут пробовать курение, наркотики и алкоголь.

 

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРИЕМНЫЙ ПОДРОСТОК

 Подростки, которые имели опыт воспитания в детском доме или в неблагополучной семье, научились никому не доверять, быть гибкими и изворотливыми.

Никогда не чувствуя себя в полной безопасности, эти дети постоянно борются с тревогой, ища взрослого, способного обеспечить им безопасность.

Но, даже находя такого человека в лице приемного родителя, они не сразу это осознают: срабатывает защитный механизм, проявляющийся в онемении чувств и эмоциональной слепоте.

Онемение чувств - защитная реакция ребёнка от возможного предательства и равнодушия, при которой утихают чувства любви, благодарности, удивления и радости.

Эмоциональная «слепота» - потеря ощущения опасности. Ребенок не видит потенциально опасных, болезненных ситуаций, поэтому совершает много рискованных поступков.  Не может просчитать их последствия, не понимает опасности.

Оградившись от переживаний, дети застывают в эмоциональном плане: они не умеют управлять своими эмоциями, анализировать чувства окружающих, в том числе и приемных родителей.

 Чтобы адаптация в новой семье прошла менее болезненно, приемные родители должны ясно понимать особенности мышления приемного подростка и вытекающие из него поведенческие реакции.

Успешная адаптация зависит не только от характера приемной семьи, потраченных усилий, но и от самого подростка, от его готовности к новой жизни в семье, от того, насколько он сможет привязаться к ней.

Именно привязанность обеспечивает одну из базовых потребностей ребенка - потребность в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, все его силы будут расходоваться на постоянную борьбу с тревогой. Поэтому, прежде чем предъявлять к подростку какие-либо требования (дисциплинарные, бытовые, по учебе), необходимо дать ему ощущение надежного тыла, принадлежности к семье.

В этом помогут семейные праздники и традиции: приёмный ребёнок, наблюдая любовь и заботу между членами новой семьи, тоже захочет проявлять эти чувства.  

Поведение родителей должно быть естественным, как с любым ребёнком подросткового возраста, без лишних сюсюканий и жалости, это утвердит его самооценку.

Прежняя жизнь не даёт забыть о себе насовсем. Ребята трепетно хранят память о прошлой жизни, для них важно рассказывать о ней. Слушайте, дайте выговориться, интересуйтесь. Если есть возможность, сделайте альбом из имеющихся фотографий. Уважая и принимая его прошлое, вы принимаете его самого.  

Многие считают, что подростка перевоспитать уже нельзя. Конечно, многие черты характера у него сформировались, но он привык приспосабливаться, поэтому сможет перенять привычки и правила ради того, чтобы быть в семье!  

КАК ВЗРОСЛОМУ ВЕСТИ СЕБЯ С ПОДРОСТКОМ

1. Важно сформировать круг интересов подростка.
Максимальное сократить  период его свободного времени – «времени праздного существования и безделья».
Включить подростка в такую деятельность, которая поможет утвердить себя на уровне взрослых.

 

2. Снизить проявление агрессии путём посещения спортивных секций, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами).

 

 

3. Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями.
Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой).
 

4. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей. Научите преодолевать трудности. Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.

 

 

5. Постоянно контролируйте подростка, но без гиперопеки.  Разговаривайте с ними как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.

 

6. Советуйте следить за своей внешностью. Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.   

 

7. Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)!

ЗАДАНИЕ. Прочитайте ситуацию и ответьте на вопросы:  

Елена, 15 лет, сообщает родителям, что Новый год будет встречать в компании друзей, которая Вам очень не нравится.  Что делать? Разрешить или нет? Если да, то каким образом создать условия для безопасности дочери?

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: