Хореографическое искусство и творчество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Курсовая работа по специальности «Народное художественное творчество» (по видам) вид - «Хореографическое творчество»
Выполнила:
студентка гр. 3НХТ-ХТ Гапонова Алёна Алексеевна
____________________________
(подпись)
Руководитель: преподаватель
Трусова Ольга Анатольевна
____________________________
(подпись)
Владимир, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………….………….... 3
Глава 1. Хореографическое искусство блокадного Ленинграда
1.1 Ленинградский балет в годы Великой Отечественной войны ………. 7
1.2 Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой в блокадном Ленинграде …………………………………………………………………. 12
Глава 2. Хореографическое творчество блокадного Ленинграда
2.1 Художественная самодеятельность блокадного Ленинграда ………. 16
2.2 Влияние хореграфического творчества на поднятие морального и патриотического духа ленинградцев ……………………………………... 21
Заключение …………………………………………………………………….. 25
Список используемых источников ……………………………………... 28
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: в связи с тем, что в современном мире всё чаще прослеживается тенденция к пересмотру разных событий мировой истории, искажение реальных фактов и преподнесение ложной информации, очень важно всё больше интересоваться историей. К сожалению, осталось не так много времени, до того момента, когда реальные свидетели и участники этих событий уйдут из жизни. А предпринимаемые западными странами попытки переврать исторические факты, является частью мощной информационной войны, развернутой против России. Нынешнее поколение всё реже интересуется историей и довольствуется иногда попадающейся, непроверенной информацией в интернете. Нужно знать историю своей страны, ведь без прошлого не будет и будущего! В прошлом можно найти ответы на многие вопросы современности. Учась на ошибках прошлого, попытаться избежать их в будущем. И стать по-настоящему культурным и духовно обогащённым человеком.
Говоря о блокаде Ленинграда, мы, конечно, думаем о героизме его защитников. Каждый, видевший эти фотографии, сотни раз слышавший истории, читавший книги, никогда не сможет в полной мере представить, насколько страшно было жить и трудиться в блокадном Ленинграде. Ежедневно ленинградцы демонстрировали не только невероятное мужество и героизм, но и силу человеческого духа. Они не просто выживали – они творили и сохраняли величайшие ценности мирового искусства. Потому что самое страшное, что может произойти с народом – это потеря его культуры, исторической памяти и языка. Жаль, что современное общество так мало знает о событиях тех лет, вспоминает об этом великом подвиге только раз в год, не знает многих фактов, дат, имен, а ведь этим людям мы обязаны своей жизнью. Но речь идет не только о тех, кто непосредственно защищал нашу Родину от врагов с оружием в руках, не о тех, кто работал в тылу, а о тех, кто поддерживал солдат морально, поднимал их патриотический дух и веру в победу. О тех мало кому известных героях, которые своим искусством поддерживали в солдатах стремление к победе. Огромную роль в деле влияния на подъём патриотического и морального духа горожан и защитников города оказали деятели культуры и искусства Ленинграда. Именно в годы Великой Отечественной войны культура оказалась наиболее востребованной, являлась духовным зарядом по мобилизации людей на героический труд и ратный подвиг.
В эти годы произведения культуры, равно как и хореография, кинематограф, литература, живопись, музыка, отличались высоким достоинствам, искренностью патриотического чувства. Партия, видела в них своих ближайших и активных помощников, призвала их к всемерной мобилизации духовных сил народа на защиту Отечества. Несмотря на массовую эвакуацию из Ленинграда хореографических коллективов, деятелей искусства и других работников культуры, выехавших вглубь страны, в городе остались видные артисты балета, самодеятельные хореографические коллективы, писатели, композиторы, художники и музыканты.
Многие ушли в действующую армию и ополчение. Другие с первых дней войны встали в строй армии идеологического фронта. Творческая интеллигенция подчинила свою работу интересам фронта и тыла.
Именно во время войны возросло особенное значение художественной самодеятельности как организующего и культурно-воспитательного средства. В эти суровые годы на предприятия пришли миллионы новых рабочих и работниц, преимущественно молодежь, которая интересуется искусством.
Война не только не погасила интереса к самодеятельному искусству, но еще больше расширили его аудиторию, предъявила ещё более высокие требования к его идейному содержанию и мастерству исполнителей.
Выступления художественной самодеятельности в немалой степени способствовало воспитанию высокоидейного, всесторонне развитого, дисциплинированного, культурного воина – патриота и интернационалиста, надежного защитника.
Разработанность темы.
Объект исследования – хореографическое искусство Ленинграда.
Предмет исследования – роль танца в жизни военного Ленинграда.
Цель исследования - изучить культурную жизнь блокадного Ленинграда.
Задачи исследования:
- ознакомление с Ленинградским балетом в годы Великой Отечественной войны;
- изучить деятельность Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в блокадном Ленинграде;
- рассмотреть развитие коллективов народного художественного творчества в осажденном городе;
- выявить влияние хореграфического искусства на поднятие морального и патриотического духа ленинградцев.
Существенный вклад в изучение этой темы внес советский писатель и публицист Юрий Лазаревич Алянский. Свои книги посвящал искусству осажденного Ленинграда, писал о судьбах выдающихся деятелей искусства того времени. Так же свой вклад снесла Раиса Моисеевна Беньяш — советский театровед и театральный критик. В своих работах она описывала театральную жизнь блокадного Ленинграда. Еще один советский писатель и сценарист затрагивающий тему блокадного искусства в своих работах − Юрий Я́ковлевич Я́ковлев. Автор книг для подростков и юношества, писал рассказы о детях войны.
В исследовании применялись следующие методы работы:
· Изучение литературы;
· Анализ;
· Синтез;
· Обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по 2 раздела, заключения и приложения.