УДК 656.61.052.4:629.12.053.11
Б 16
Бажанкин, Ю.В.
Магнитно-компасное дело: Методические указания / Ю.В. Бажанкин. - Н.Новгород: изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2011. – 31 с.
В методических указаниях освещены вопросы устройства магнитных компасов, устройства магнитных приборов и приемов работы с ними, а также приведены методы выполнения девиационных работ.
Работа рекомендована к изданию кафедрой судовождения и безопасности судоходства (протокол № 8 от 11.05.2001 г.)
© ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2011
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов судоводительского факультета, изучающих первую часть курса «Технические средства судовождения» - «Магнитно-компасное дело». В результате выполнения лабораторных работ по данной дисциплине студенты должны знать устройство магнитных компасов УКП-М и КМО-Т; приборов для уничтожения девиации – дефлектора и инклинатора; природу возникновения судовых магнитных сил, их свойства и девиацию производимую ими. Уметь приводить судно на заданный магнитный курс, уничтожать все виды девиаций; определять и рассчитывать остаточную девиацию.
|
|
Лабораторные работы выполняются на компасах УКП-М группами студентов по 2-3 человека. Для успешного выполнения работ студентам необходимо заблаговременно ознакомиться с теоретическими основами по пособиям, названия которых приведены в настоящих методических указаниях.
После выполнения работы преподавателю представляется протокол наблюдений и компас, на котором сделана работа. По результатам наблюдений и расчетов каждый студент составляет отчет, в котором делает выводы и анализирует свои результаты.
Защита выполненных лабораторных работ проводится в начале каждого занятия, начиная с третьего. Вопросы для подготовки к защите приведены в настоящих методических указаниях.
В случае пропуска занятий лабораторные работы должны быть выполнены во внеурочное время в последовательности, изложенной в настоящих методических указаниях.
Лабораторная работа №1: Устройство магнитных компасов УКП-М и КМ-145
Студентам предлагается изучить устройство всего комплекта магнитных компасов:
1. Картушка компаса
2. Котелок компаса
3. Пеленгатор (кроме пеленгатора Каврайского)
4. Нактоуз компаса
5. Девиационный прибор
В пособии [1] следует изучить стр. 152-158 и стр. 170-173. В пособии [2] стр. 16 – 27; 30 – 39 и 56 – 61. Для закрепления знаний необходимо произвести сборку и разборку магнитных компасов. Для самопроверки и защиты лабораторной работы студентам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Как устроена картушка магнитного компаса УКП-М, и какие есть особенности у картушки компаса КМ-100?
|
|
2. Описать устройство основной камеры котелка УКП-М и отметить ее отличия от компаса КМ-100.
3. Описать устройство дополнительной камеры котелка УКП-М и отметить ее отличия от компаса КМ-100.
4. Описать устройство пеленгатора.
5. Описать устройство нактоуза.
6. Описать устройство девиационного прибора УКП-М и отметить отличия этого прибора у компаса КМ-100.
7. Описать магниты и мягкое железо для уничтожения девиации компасов УКМ-П и КМ-100.
8. Описать, как осуществляется освещение картушки компасов УКП-М и КМО-Т (как проходит свет от лампы).
9. Описать устройство оптической системы компаса КМ-100.
10. Описать, как привести судно на заданный компасный курс, определить ОКП и КП предмета (объекта), как снять КУ объекта и перевести его в полукруговой счет.
Работа считается выполненной после ее защиты.
Лабораторная работа №2: Выверки магнитного компаса
Перед выполнением работы студентам следует изучить методику ее выполнения по пособиям [1] стр. 158-163 и [2] стр. 41-49 или настоящие методические указания.
Выверки компаса выполняются в обязательной последовательности:
Удаление из котелка пузырьков воздуха.
Если диаметр пузырька превышает 0,5 см, то необходимо вынуть котелок из нактоуза, убрав патрон с лампой. Затем перевернуть котелок и покачать из стороны в сторону, несколько раз нажать на втулку диафрагмы. Если пузырек не удаляется, то нужно долить в котелок компасную жидкость небольшими порциями через узкогорлую воронку. При необходимости покачивать котелок, зажав отверстие пальцем.
Проверка картушки на застой
Все последующие выверки компаса выполняются при установленном в нактоуз котелке. Все мягкое железо, магниты для уничтожения девиации и индукционные пластины должны быть сняты с компаса.
Установить пеленгатор на отсчет 0° азимутального круга и, вращая нактоуз, подвести под призму пеленгатора отсчет 180°.
С помощью магнита-успокоителя или индукционных пластин отклонить картушку так, чтобы отсчет под призмой изменился на 1,5° - 2,0° и быстро убрать магнит. Через 1,5 – 2,0 мин. снять отсчет под призмой, например ОКП1 = 179,9°. Отклонить картушку в противоположную сторону, как описано выше на 1,5° - 2,0° и зафиксировать отсчет под призмой через 1,5 – 2,0 мин., например ОКП2 = 179,7°. если ОКП1 и ОКП2 отличаются от первоначального ОКП = 180° не более 0,1° - 0,2°, то застой отсутствует, и нет необходимости менять или затачивать компасную шпильку.
Замена компасной шпильки
Выполняется только в присутствии преподавателя, если существует застой картушки.
Положить котелок на стол донной частью вверх, снять чашку с грузом и специальным ключом вывернуть пробку диафрагмы.
Ввести в отверстие диафрагмы специальный латунный ключ и, вращая его против часовой стрелки, вывинтить шпильку из колонки.
Для установки шпильки в котелок необходимо навинтить на ее хвостовую часть латунный ключ. Затем вставить шпильку в отверстие диафрагмы и вращать ключ по часовой стрелке пока он не вывернется.
Собрать котелок в обратной последовательности и установить его в нактоуз. Выполнить еще раз проверку картушки на застой, и если он существует, то повреждена топка, и котелок следует сдать в ремонт.
Замена нити предметной мишени пеленгатора
Выполняется, если нить имеет изгибы и слабину. Для замены нити выполняются следующие операции.
1. Снять с рамки мишени каретку с откидным зеркалом. Отдать винты, зажимающие концы старой нити, и удалить ее.
2. Продеть один из концов облуженной медной проволоки толщиной 0,4 мм снаружи в нижнее отверстие рамки мишени, обнести этот конец нити шлагом по часовой стрелке вокруг винта и зажать винт.
3. Обтянуть нить, пропустить второй ее конец в верхнее отверстие рамки, обнести его почасовой стрелке вокруг нити винта (один шлаг) и затянуть винт.