Музыкальность как комплекс музыкальных способностей

Современная наука рассматривает музыкальность как:  

1) концентрацию эмоционального и интел­лектуального начала;

2)«многоуровневую систему собственно музыкальных, общих и частных спо­собностей, ответственных за формирование художествен­ного музыкального образа» (Тарасова, с. 22);

3) ком­плекс свойств личности, возникший и развивающийся в процессе зарождения, создания и освоения музыкально­го искусства. Музыкальность обусловлена общественно-исторической практикой.

На современном этапе развития музыкальной психологии музыкальность включает: 1) регистрово-мелодическое чувствование (звуковысотный слух), 2) темпо-метроритмический слух (как основу чувства формы); 3) тембровое и динамическое, 4) гармоническое (ладовое), 5) формообразующее чувства, среди которых «эмоциональная отзывчивость занимает центральное место, «систематизируя» рефлексивное осмысление каждого в индивидуальные ассоциативно-образные представления» (Анисимов, с. 45).

«Г. Ревеш считал музыкальность «гораздо более сложным, но единым и не подлежащим анализу свойством человека. Она, по его мнению, включает в себя способность эстетически наслаждаться музыкой, переноситься в ее настроение, глубоко понимать форму и строение фразы, предполагает тонкое чувство стиля». С данной точки зрения, музыкальность является врожденным даром и свойством индивидуальности, которое либо есть, либо его нет» (Торопова, с. 19).

А.В. Торопова считает важнейшим признание за музыкальностью фундаментального свойства человеческой природы и психики, конкретнее, универсальности и специфичности музыкального сознания человека (Торопова, с. 19). По мнению А.В. Тороповой, «человек и его психика биосоциальны, то есть, по меньшей мере, двухфакторно детерминированы: 1) природой, то есть врожденными свойствами, 2) обществом, то есть воспитанием, образованием, культурой. Музыкальность как специфическое атрибутивное свойство человека также обусловлена двумя этими факторами: природными предпосылками и культурным влиянием» (Торопова, с. 19).

Сама А.В. Торопова предлагает трехфакторную модель музыкальности как целостного образования психики, где индивидуальный качественный облик музыкальности личности складывается из трех «величин», располагающихся на шкалах между полюсами:

1) когнитивный – аффективный тип (более понятный музыкантам как «холодное» интеллектуальное постижение музыкальных смыслов ― в противовес «горячему» импульсивному резонированию);

2) непосредственный – опосредованный тип (различающийся по происхождению эмоциональной реакции на: а) эмоциональность «первично-биологическую», составляющую базовые эмоции, и б) эмоциональность «вторичную», художественную, вызванную эстетической реакцией на совершенство или оригинальность художественных форм);

3) активный – пассивный тип (по отношению к музыкальной деятельности). Эта модель дает разнообразие вариантов сочетания, охватывающих качественное многообразие индивидуально-личностных проявлений музыкальности (14, с. 29-30).

В современной музыкальной психологии большое значение придается также психомоторным особенностям музыканта, поскольку считают движение основой любого познания. В частности, В.П. Анисимов полагает, что они при музицировании проявляются «в характере мышечных, кинестетических реакций (их силе, скорости и мобильности) и характере прикосновений, тактильных реакций (острых, опёрто-раздельных или мягко-слитных). … Тактильно-кинестетические, моторные особенности личности обусловливают проявление важнейшей характеристики музыкальности – темпо-метроритмических способностей человека, позволяющих адекватно воспринимать и воспроизводить главную особенность музыки –  ее временную природу» (Анисимов, с. 9).

В любом виде музыкально-исполнительской деятельности кожно-мышечная система человека задействована в темпо-метроритмической оорганизации звуков. Инструментальное музицирование (особенно фортепианная игра, где задействованы все десять пальцев обеих рук) является эффективным средством развития мышц мелкой моторики, а вместе с ней и интеллектуального потенциала человека. Фортепианная игра рассматривается как своеобразная пальцевая гимнастика, что является эффективным средством развития межполушарных взаимодействий мозга и познавательных психических процессов –  восприятия, внимания, памяти и мышления. Поэтому именно сенсомоторные способности определяют успешность музыкальной деятельности в целом (Анисимов, с. 10).

Ю.А. Цагарелли определяет структуру музыкальности как синтез способностей, необходимых для творческого восприятия музыки и включает в нее шесть частных способностей, составляющих ее ядро: музыкальный слух, музыкально-ритмическую способность, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, музыкальное мышление и музыкальное воображение. В.П. Анисимов рассматривает структуру Ю.А. Цагарелли как интересную попытку соотнесения специальных и общих способностей в анализе музыкальности (2, с. 38).

Наиболее полно разработанной В.П. Анисимов считает структуру музыкальных способностей К.В. Тарасовой, которая рассматривает их как систему входящих в него общих и частных структурных элементов, формирующихся в онтогенезе от элементарных ко все более сложным.

Система музыкальных способностей К.В. Тарасовой включает: 1) эмоциональной отзывчивости на музыку – главного показателя музыкальности; 2) познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные). При этом к сенсорным способностям она относит музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический и гармонический) и чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям – музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкального воображения (2, с. 39-40).

Итак, комплекс музыкальных способностей представляет собой феномен музыкальности – целостного свойства музыкального сознания, поскольку «развивать музыкальность учащихся – это развивать их музыкальное сознание в единстве и активности сознательных и бессознательных процессов музыкального образотворчества,  чувственной (сенсорной и эмоциональной) и интеллектуальной его тканей, слуховой и технической (исполнительской) представленности».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: