Анализ программ по учебным предметам с точки зрения компетентностного подхода

Дайлидко Д.А., учитель ГУО «Райцевский УПК д/сад-СШ»

Начиная с 1 класса образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебной программой, представленной с позиции компетентностного подхода: доработаны пояснительные записки (сформулированы цели, определены задачи) по учебным предметам; в содержании прослеживается преемственность в использовании методов, приёмов и форм работы с дошкольным образованием; требования к результатам учебной деятельности учащихся представлены 3-мя группами:

Ø знать/понимать,

Ø владеть предметными и учебно-познавательными умениями,

Ø владеть способами деятельности,

Ø использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Компетентностный подход – один из ведущих подходов к построению

образовательного процесса по обучению грамоте, который предполагает

получение в процессе обучения личностных, метапредметных и предметных результатов. Это

Ø позитивное отношение к чтению и желание читать книги самостоятельно;

Ø стремление овладеть письмом и выражать свои мысли в письменной форме;

Ø понимать высказывания другого человека и выражать свои чувства, эмоции, задавать вопросы, аргументировать свои высказывания;

Ø ориентироваться в книге, применять полученную информацию в

своей деятельности;

Ø владение элементарной техникой чтения и письма и др.

При этом знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности учащегося.

Обучение математике направлено на формирование у учащихся младшего школьного возраста первоначальных представлений о математике как науке, на развитие образного и логического мышления, на возможность применения полученных математических знаний в повседневной жизни.

Сформировать предметные компетенции:

Ø логико-аналитические (вычленение математических отношений, осуществление поиска решения задач и др.),

Ø вычислительные (выполнение арифметических действий, порядок выполнения действий в выражениях со скобками, решение уравнений и др.),

Ø конструктивно-измерительные (распознавание и построение  геометрических фигур, измерение величин и др.),

Ø создать условия для овладения учебно-познавательными компетенциями (анализ учебного задания, выявление закономерностей и др.) – цель обучения математике на I ступени общего среднего образования.

Обучение русской литературе направлено на формирование читательской компетенции как совокупности знаний, умений и навыков для успешного выполнения коммуникативно – речевой и читательской деятельности, необходимой человеку во многих сферах его жизни.

Кампетэнтасны падыход у навучанні беларускай мове прадугледжвае разам з атрыманнем ведаў пра мову развіццё ўменняў аналізаваць і сістэматызаваць моўную інфармацыю, прымяняць яе ў маўленчай дзейнасці ў адпаведнасці з асобаснымі запатрабаваннямі для рашэння вучэбных, пазнавальных, практычных і камунікатыўных задач. Рэалізацыя гэтага падыходу мае на ўвазе фарміраванне ў вучняў шэрага кампетэнцый. Кампетэнцыі ў моўнай адукацыі адлюстроўваюць здольнасць рэалізацыі моўных ведаў і уменняў праз маўленчую дзейнасць у розных сітуацыях зносін, у тым ліку ў працэсе навучання. Асаблівасцю гэтага падыходу з’яўляюцца ўменні матэмеркавання, плавання, кантролю, ацэнкі.

Адукацыйны патэнцыял вучэбнага прадмета «Літаратурнае чытанне” праз прымяненне кампетэнтнаснага падыходу здольны забяспечыць фарміраванне ў вучняў элементаў ключавых кампетэнцый, неабходных для выкарыстання вынікаў навучання ў сацыяльным жыцці асобы, яе развіцця і сацыяльнай адаптацыі. Чытацкая дзейнасць вучняў, авалоданне якой неабходна для набыцця камунікатыўнай кампетэнцыі, разглядаецца ў кантэксце кампетэнтнаснага падыходу ў трох аспектах: як агульнавучэбнае ўменне, як від маўленчай дзейнасці і як літаратурна – эстэтычная дзейнасць.

При определении требований к результатам обучения учащихся по учебному предмету «Человек и мир» компетентностный подход

предполагает создание условий для реализации преемственности в процессе

формирования личностных, метапредметных и предметных результатов, необходимых для дальнейшего овладения знаниями и способами деятельности на следующей ступени образования. Приобретённые знания и

умения после первого года обучения учащиеся используют в практической

деятельности и повседневной жизни для:

Ø узнавания растений и животных,

Ø описания сезонных изменений в природе,

Ø выполнения правил укрепления здоровья,

безопасного поведения и др.

Развитие компетентностного подхода преподавания изобразительного искусства предусматривает интеграцию знаний и творческую самореализацию личности, формирование у учащихся ключевых компетенций – личностных, метопредметных и предметных.

К личностным компетенциям относятся:

Ø ценностное отношение к  национальному искусству своего народа и народов мира;

Ø художественно - образное мышление, наблюдательность и воображение;

Ø наличие эстетических интересов и потребностей, эмоционально - ценностных критериев жизнедеятельности.

К метопредметным компетенциям относят:

Ø владение умением «творческого видения»;

Ø умение рационально организовывать процесс художественно – творческой деятельности;

Ø стремление общаться на тему искусства, владение культурой совместного творчества.

Предметными компетенциями выступают:

Ø знание видов и жанров пластических искусств, особенностей видов творческой деятельности: отображение, конструирование, декорирование;

Ø понимание художественно - образной природы искусства;

Ø способность эстетически воспринимать, эмоционально оценивать и анализировать произведения искусства, объекты и явления природы;

Ø применение специальных знаний, умений и навыков в процессе отображения объектов, конструирования изделий из бумаги, лепки из пластилина, глины, солёного теста, создание образов в различных художественных техниках.

В содержании учебного предмета «Трудовое обучение» выделены компетенции, которые представляют собой совокупность информационных

единиц, включающих теоретические сведения, способы деятельности, технологические операции и процессы, направленные на формирование технологической культуры учащихся. Программа предусматривает преемственность обучения в учреждениях дошкольного образования, на I и II

ступенях общего среднего образования.

Современный учитель начальных классов мотивирует учащихся на

проявление инициативы, организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый может реализовать свои способности и интересы. Учитель создает условия, в которых становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и

других способностей определенных компетенций в процессе реализации им

своих интересов и желаний.

Компетентностный подход позволяет решать проблему, типичную для

учреждения образования, когда учащиеся овладевают теоретическими знаниями, но испытывают затруднения в определённой деятельности, которая требует использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход –

это важное условие повышения качества образования на I ступени общего

среднего образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей даёт возможность учащимся ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: