В Хабаровском крае в последние годы в целом наблюдается рост грузовых перевозок воздушным транспортом как в абсолютном, так и относительном измерении по сравнению с ростом перевозок пассажиров. Так, объем перевозок грузов авиатранспортом в международном сообщении в 2003 г. составил 16,8 млн. т. В перспективе на 2005г. их объем должен возрасти почти на треть и составить 20,7 млн.т.
Значительный рост объема перевозок грузов воздушным транспортом объясняется теми преимуществами, которые дает клиенту авиаперевозка по сравнению с другими видами транспорта. Главные преимущества – это более низкие страховые взносы, поскольку вероятность кражи, потери и повреждения меньше, чем на наземных видах транспорта; стоимость тары и упаковки также ниже. Снижение расходов на тару и упаковку объясняется тем, что перевозка в самолете, особенно по сравнению с морской, практически не причиняет грузу повреждений ввиду своей непродолжительности и отсутствия ударов и качки.
В табл. 4 приведен типовой анализ стоимости перевозки промышленного оборудования разными видами транспорта в Хабаровском крае. Данные, приведенные в таблице, показывают, что если проанализировать перевозку в целом по всем ее элементам «от двери до двери», то клиент может получить значительную экономию расходов, несмотря на более высокий тариф на авиаперевозку[9, 10 и др.].
Таблица 2
Структура стоимости перевозок промышленного оборудования по видам транспорта в Хабаровском крае, долл.
Виды расходов | Вид транспорта | ||
Железнодорожный | Морской | Авиационный | |
Тариф Страхование Простой и другие расходы Агентские расходы Портовые сборы Таможенная очистка Тара и упаковка | 204 12,24 19,20 7,56 - 6,96 97,14 | 104 12,24 - 7,56 47,46 5,76 157,14 | 190,04 7,14 - 7,56 - 18,00 28,02 |
Всего: | 347,10 | 334,16 | 251,36 |
Кроме того, экономия расходов возможна в связи со снижением уровня товарно-материальных запасов на предприятии, обслуживаемом авиатранспортом. В свою очередь, снижение запасов ускоряет их оборачиваемость и снижает складские расходы в расчете на единицу продукции.
Более того, привлекательность рынка авиаперевозок может быть обоснована при расчете экономии при передаче некоторых видов грузов на воздушный транспорт, который представлен ниже.
В качестве примера приведем расчет народнохозяйственной эффективности от передачи некоторых видов внешнеторговых грузов на воздушный транспорт Хабаровском крае.
Народнохозяйственный эффект от сокращения суммарных издержек в процессе транспортировки вследствие ускорения доставки может быть определен по формуле:
(1)
где Е — эффект от ускорения доставки;
К – коэффициент эффективности капиталовложений (К = 0,15);
П – годовой объем перевозок данного товара (т);
Ц – средняя цена данного товара (руб./т);
- разница в сроках доставки разными видами транспорта.
Расчет эффекта от передачи грузов с железнодорожного на воздушный транспорт приведем на примере перевозок товаров между Хабаровском и Москвой:
руб.
Суммарный эффект Е = 719 000 руб. Общий эффект от сокращения срока доставки при передаче грузов на воздушный транспорт с учетом экономии валютных расходов в пограничных пунктах при транспортировке по железной дороге может быть определен по формуле
(2)
где - общий эффект от перевозки грузов воздушным транспортом;
- экономия валюты при передаче груза с железнодорожного транспорта на воздушный.
Таблица 3
Эффект от передачи грузов с железнодорожного на воздушный транспорт Хабаровского края
(3)
где - валютные расходы, приходящиеся на перевозку 1 т i-го товара;
- накладные расходы на пограничных станциях (таможенные и пр.);
- расходы на оплату грузовых перевозок воздушным транспортом , (4)
где - тариф на воздушную перевозку данной категории груза.