Педагогические взгляды Аристотеля оказали большое влияние на дальнейшее формирование педагогики. И хотя многие его положения схожи с мыслями его учителя - Платона, концепция Аристотеля о воспитании имеет более практический характер.
Аристотель является автором первой возрастной периодизации, с помощью которой он попытался объяснить закономерности развития, особенности того или иного возраста. Философ уделял большое внимание семье, предлагая домашнее воспитание ребенка до 7 лет. Именно до 7 лет, по мнению Аристотеля, закладываются основы воспитания.
С 7 до 14 лет дети должны были заниматься непосредственно учением. Воспитанники осваивали письмо, грамматику, рисование и музыку. Аристотель говорил, что именно в этот отрезок времени нужно формировать нравственность у воспитанников.
С 14 до 21 года изучались «высшие науки» (математика, литература, астрономия и др.), которые формировали логическое мышление воспитанника.
Таким образом, хорошо видна связь между периодизацией Аристотеля и современными знаниями о развитии ребенка. Философ одним из первых стал учитывать психологию детей, мотивы их поведения, задачи воспитания. Периодизация Аристотеля является основой, на которой построены последующие знания.
|
|
Кроме этого философ справедливо отмечал, что залог успешного воспитания - разумное соотношение интеллектуальной и физической сил. В современной педагогике также есть понятие о разнообразии воспитания.
Итак, Аристотель существенно обогатил и дополнил педагогические взгляды своих учителей и предшественников. Философия Аристотеля оказывала влияние на педагогику на протяжении веков и сейчас не теряет своей актуальности. На основе научного знания утверждается гуманистическая традиция в педагогики.
Педагогические воззрения Демокрита
Демокрит Абдерский (460-370 гг. до н. э.) - великий древнегреческий философ, один из основателей материалистической философии и атомистики - учения о том, что материальные вещи состоят из атомов.
Демокрит был ученым-энциклопедистом, занимался математикой, физикой, анатомией, медициной, историей. Он известен и своими педагогическими взглядами. По свидетельству историков, перу Демокрита принадлежало около 70 сочинений. Однако ни один труд не сохранился полностью. До наших дней дошли лишь небольшие цитаты и выдержки из положений Демокрита.
Демокрит придавал большое значение воспитанию детей: он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания. Основная идея Демокрита - идея природосообразности: «Природа и воспитание подобны - именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу».
|
|
Воспитательная проблематика Демокрита тесно переплетена с остальными предметами его изучения. Педагогические вопросы рассматриваются параллельно с философией, этикой, историей, эстетикой. Таким образом, можно сказать, что суть воспитания Демокрит видел в том, чтобы формировать разностороннего человека, оттачивать его совершенства.
Главным орудием, помогающим воспитанию, Демокрит считал упражнение. Кроме этого философ говорил о значимой роли среды общения в воспитательном процессе. В современной педагогике давно известно влияние окружающей среды на ребенка и его познавательные процессы, поэтому Демокрит в своих взглядах не заблуждался.
Демокрит раскрыл колоссальную, определяющую роль раннего воспитания: последствия его сказываются и в старости, от него зависит почти всё умственное развитие личности.
Демокрит оказал большое влияние на Аристотеля, Я. А. Коменского, Плутарха и др. деятелей педагогики.
Фрагменты о воспитании Демокрита
· «Учиться нужно многоумию, а не многознанию».
· «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».
· «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся».
· «Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа».
· «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».
· «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает вторую природу».
· «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы».
· «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, - стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд».
· «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье».
· «Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».
· «Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время».
· «Возможно воспитать детей без больших трат на это и тем оградить спасительной стеной их имущество и тела».
Заключение
Таким образом, анализируя исторические источники, литературу по истории педагогики и труды древнегреческих философов, можно сказать, что Сократ, Платон, Аристотель и Демокрит положили начало становление педагогики как науки. Ими были разработаны различные концепции, которые объединялись главной задачей педагогики - всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности.
Современные данные педагогики, психологии, физиологии и других наук о человеке свидетельствуют, что эта задача - не миф и не утопия: она действительно достижима, т. к. у каждого новорожденного имеются все возможности и данные. Нужен только подводящий воспитатель.
Основной вывод по данной работе таков, что педагогические работы четырех великих философов - Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита - актуальны и по сей день. Открытия этих ученых не только обогатили педагогику, но и вышли за рамки мышления того времени. Педагогика оформилась как наука, нашла свой предмет, цель и методы.
Современная педагогика тесно связана с открытиями, сделанными в древней Греции.
Основы древнегреческого воспитания используются и в современных школах. Активное привлечение детей к труду, к искусству, к точным наукам берет свое начало именно во времена античности, когда в образовательных целях строились театры, дети учились играть на музыкальных инструментах и соревноваться в физических упражнениях.
|
|
Пытаясь объяснить общие законы развития природы, общества и познания, философы древней Греции не могли пройти мимо вопросов воспитания. Изучая весь путь становления человека как личности, Сократ, Платон, Аристотель и Демокрит внесли существенный вклад в развитие педагогической мысли и других наук. По схемам античных концепций будут строиться все последующие педагогические теории и системе вплоть до XIX века.
Список литературы
1) Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940. 471 с.
) Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. 528 с.
) История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1986. 382 с.
) Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая школа, 1995. 96 с.
) Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала XIX столетия. М.: АСОУ, Золотая буква, 2006. 245 с.
) Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
) Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 590 с.
) Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум, 1998. 113 с.
) Пидкасистый П.И., Беляев В.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Академия, 2010. 512 с.
) Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку: Издательство АН Азербайджанской ССР, 1946. 399 с.
) Бим-Бад Б.М. Демокрит: педагогические идеи. 2007. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=209. (Дата обращения: 17.05.2013)