Социальные взаимодействия: виды, характеристики, уровни

Древние римляне сказали, что человек – общественное животное и, следовательно, человек, живущий в обществе, за­висит от него. Это означает, что он зависит от других индивидов, с которыми вступает в связи, образуя некую социальную общность.

Для осуществления социальной связи необходимо три компонента:

· субъекты связи (от двух и более лю­дей);

· предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

· механизм регулирования взаимоотношений.

Если предмет связи отсутствует, индивиды не контактируют друг с другом и наоборот. Например, парень пытается познакомиться с понравившейся девушкой. От девушки зависит, насколько ей нравится субъект и предмет связи. Если нравится, она дает телефон, соглашается на встречу и т.п., иными словами, выполняет определенные действия по осуществлению социальной связи.

Социальные связи представляют собой зависимость людей, реализованную через социальное действие, осуществляемое с ориента­цией на других людей, с ожиданием соответствующего от­ветного действия партнера.

Социальные связи подразделяются на социальные взаимодействия и социальные отношения. Это разные понятия, более того, в социологической иерархии социальные отношения шире, нежели социальное поведение, социальное действие, социальный контакт и социальное взаимодействие. Что представляют собой эти понятия?

· самое основное понятие – животное поведение, т.е. физические движения тела (еда, движение);

· действие – движение, имеющее цель и значение (ты собираешь ягоды, чтобы их съесть);

· социальное поведение – поведение, ориентированное на других людей;

· социальное действие предполагает ответную реакцию другого человека (парень дарит любимой девушке бриллиантовое кольцо);

· социальный контакт – пара социальных действий;

· социальное взаимодействие (интеракция) – последовательность социальных действий.

Как вид социальной связи социальное взаимодействие также означает зависимость людей друг от друга: мое дальнейшее действие зависит от ответной реакции партнера. Однако это не значит, что партнеры должны видеть друг друга или взаимодействовать физически. В социальном плане взаимодействуют и друзья по переписке, и генералы, которые готовятся к сражению с противником. Важно, что при взаимодействии учитывается взаимная ориентация партнеров по отношению друг к другу и их ответная реакция. Шпионаж за кем-либо – не социальное взаимодействие, если тот, за кем шпионят, не знает об этом. Два конкурента, сознательно игнорирующие друг друга, также взаимодействуют в социальном плане, т.к. они зависят друг от друга и осуществляют свои действия на рынке в соответствии с действиями конкурента.

Социальные взаимодействия также основываются на социальной зависимости. Проблема социальной зависимости отражает два аспекта: во-первых, речь может идти о зависимостях, возникающих между людьми, живущими в обществе, во-вторых, о зависи­мостях, вытекающих из сознательных воздействий людей друг на друга как на представителей общества. Выражение «А зависит от Б» в первом случае означает, что А в своих действиях должен считаться с существованием Б, его обязанностями и правами. Иными словами, зависимость возни­кает из общей принадлежности к организованной системе. Во втором случае это выражение означа­ет, что Б может непосредственно навязать А определенный способ поведения. Иными словами, и в том, и в другом случае человек (или группа) выстраивает свое поведение в соответст­вии с данными зависимостями, за которыми стоят индивиды.

Вполне закономерно возникает вопрос о том, в какой степени эта зависимость опре­деляет поведение и сознание человека. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович в своей работе «Основания социологии» отмечал, что ошибка психологов заключается в предположении, будто мыслит человек. В этой связи в индивиде вечно пытаются найти источник мышления и определить, почему он мыслит так, а не иначе. Однако в человеке мыслит не он, а соци­альная группа, и источник его мыслей лежит не в нем, а в социальной среде, в которой он живет. Это означает, что человек может мыслить только так, как его заставляет окружающая социальная среда.

Можно согласиться с утверждением Л. Гумпловича о том, что личность есть результат взаимодей­ствий с социальной средой. И не только потому, что она оказы­вает на человека сильное социальное воздействие, но и потому, что интеграция человека в социальную среду обеспечивает ему комфортность жизнедеятельности в виде наград и поощрений. Следовательно, потребность человека интегрироваться в социальную среду есть не только биологическая, психологическая, но и социальная необходимость для его выживания.Такого рода взаимодействия порождают территориальные, национальные, языковые, профессиональные общности.

Однако данные процессы связаны не только с изменяющимися интересами и потребностями самого че­ловека, но и с интересами социальной среды, в которую он включен. Например, рабочий учился заочно, получил высшее образование и перешел в более высокую социальную страту; в этом случае речь идет о дезинтеграции с представителями низшей страты. Он стал менеджером, усвоил модели поведения менеджеров своего эшелона (креативность, лидерство и т.п.) и активно демонстрирует их – интеграция с представителями новой страты. Если он не будет это делать, его не будут повышать.

Итак, социальные взаимодействия – это система­тические, регулярные социальные действия партнеров, на­правленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, при­чем ответная реакция порождает новую реакцию воздей­ствующего.

Виды социальных взаимодействий. Они подразделяются на:

· случайные (социальные контакты) – не планируются и не повторяются (вопрос случайного прохожего как пройти к БГЭУ). Социальный контакт не предполагает продолжения или последствия: если объект (субъект) связи не нравится, его можно заменить другим;

· повторяющиеся – не планируются, но имеют место время от времени (встреча с соседом из другого подъезда);

· регулярные – не планируются, но очень распространены, возникает вопрос, если взаимодействие не имеет место (ежедневная встреча с знакомым студентом другого факультета);

· нормированные – планируются и регулируются традицией или законом (трудовые и семейные отношения, учебный процесс в вузе), всегда вызывают вопрос, если не случаются (студент прогулял занятие).

Характеристики социальных взаимодействий. Американский ученый Р. Руммель классифицирует взаимодействия по их значению, направлению, интенсивности, экстенсивности, длительности и степени организации.

Значение социального взаимодействия – понимание поведения индивида как конкретного действия, акта или практики.

Направление зависит от того, как направлены действия партнеров: по отношению друг к другу или нет, включают ли они общие интересы и т.п.

- солидарные взаимодействия – акты с совместными намерениями и ориентацией партнеров на оказание помощи друг другу по реализации этих намерений (действия родителей по воспитанию детей).

- антагонистические взаимодействия имеют место, когда партнеры мешают друг другу достичь их цели (два сотрудника, собирающие друг на друга компромат, чтобы получить повышение).

Интенсивность (= глубина). Социальные взаимодействия могут быть высокой интенсивности (глубокие, сильно мотивированные взаимодействия имеют место при заключении брака, организации забастовки, на войне) и низкой интенсивности (имеют место при обсуждении, какой фильм смотреть, как провести выходные и т.п.).

По степени экстенсивности (= протяженности) взаимодействия могут быть экстенсивными (широкими) и ограниченными (узкими). Если взаимодействия направлены, например, на победу врага в войне, победу на выборах, – они экстенсивные. Если они ограничены конкретными действиями (кому мыть посуду после еды), то это – ограниченные взаимодействия.

Продолжительность: взаимодействия могут быть продолжительными (семейные отношения) и непродолжительными (пикник за городом).

По степени организованности взаимодействия могут носить организованный характер, если они регулируются законами и нормами общества (деятельность профсоюзов, учебный процесс) и неорганизованный (подготовка к вылазке на природу, решение сбежать с лекции).

В целом, социальные интеракции имеют различные комбинации характеристик. Они могут быть солидарными, интенсивными, короткими, ограниченными и неорганизованными (сексуальные отношения), антагонистическими, интенсивными, экстенсивными, продолжительными и организованными (война) и т.д.

Данные характеристики использовал и П. Сорокин для выделения 3 типов взаимодействий (в русскоязычной литературе: взаимоотношений): семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидар­ны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы); договорный тип (отношения сторон, взаимодействующих в рамкахдоговора, ограничены по времени и направ­лены на получение взаимной выгоды или «как можно большего за меньшее»); принудительный тип (антагонизм от­ношений с различными формами принуждения: экономическим, физическим, психологическим и др.). Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. В обществе часто наблюдаются смешан­ные типы социальных взаимоотношений.

Уровни социальных взаимодействий. При анализе социальных взаимодействий выделяют три уровня. Межличностные взаимодействия могут быть представлены взаимодействием между двумя индивидами (диада или пара); между тремя индивидами (триада); между одним индивидом и многими (например, актер – зрители); между многими и мно­гими индивидами (покупатели – продавцы). При взаимодействиях на межличностном уровне большую роль играют факторы, связанные с установками и ориентациями субъектов взаимодействий. Субъекты также предо­пределяют и характер взаимодействий, так как формиро­вание установок и ценностных ориентаций связано с процес­сами социализации индивидов, усвоения ими социального опыта. Межличностные взаимодействия в значительной степени детерминированы психическими и физиологическими факторами, что связано с фактом непосредственного общения субъектов и характером их социального поведения.

Групповые взаимодействия представляют более высокий уро­вень взаимодействий, при котором проявляются социальные установки группы и ценности, разделяемые большинством или почти всеми членами группы. Их субъектами являются не отдельные индивиды, а груп­пы. Груп­повые взаимодействия также можно наблюдать (столкновения между классами – буржуазией и пролетариатом, этническими группами в Югославии – сербами и хорватами) и эмпирически фиксировать их характер, определять тип отношений между группами и т.д.

Социетальные взаимодействия (уровень общности и об­щества) часто называют социальными отноше­ниями. Их трудно наблюдать, т.к. субъекты взаимодействий (страны) могут непосредственно и не контак­тировать. Если страны воюют или сотрудничают, эти взаимодействия можно наблюдать и фиксировать в виде политических, экономи­ческих договоров и т.д. На этом уровне отношений действуют как бы другие зако­ны. Они представлены в виде культуры, морали, права, которые придают взаимодействиям нормированный характер.

Действительно, социальные взаимодействия часто служат основой для социальных отношений – отношений между людьми как представителями социальных групп и социальных институтов. Исходя из этого, можно утверждать, что групповые взаимодействия также можно считать социальными отношениями. Социальные отношения – это устойчивая система норми­рованных взаимодействий между субъектами на основе определенной платформы (т.е. интереса или цели, кото­рую хотят достичь объединившиеся люди). Например, инсти­туты принуждения (суд, тюрьма) создаются с целью поддержания общественного порядка, наказания тех, кто не желает подчиняться нравственным и правовым нормам, по­сягает на общественные ценности (духовные или материаль­ные).

 

 

Механизмы восприятия взаимопонимания между людьми выглядят следующим образом:

§ Идентификация – буквально означает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией.

§ Эмпатия - определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: присутствует умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.

§ Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена следующим образом:

 

 

Содержание и эффекты межличностного восприятия.

1) Изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств);

2) Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.

§ Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины поведения или какие-то общие характеристики. Возникает целая система способов приписывания – атрибуция.

§ Атрибуция – приписывание людьми друг другу причин и образцов поведения, а также оценок качеств личности, из-за незнания истинных причин их поведения.

Приписывание осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

 

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности илитипичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

При восприятии людьми друг друга возникают различные эффекты: эффект ореола (галоэффект), эффект новизны и первичности, эффект или явление стереотипизации.

§ Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Данный эффект проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

§ Эффекты «первичности» и «новизны» – касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: предъявленная ранее информация преобладает, или наоборот – более новая информация оказывается более значимой.

В более широком плане эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

 

§ Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или взаимодействия с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие в частности при познании людьми друг друга, имеют специфическое происхождение и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека (например, к профессии) – здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека – данный подход не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, т.к. помогает сокращать процесс познания. Во втором случае приводит к возникновению предубеждения – если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия до симпатии.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получали название исследования аттракции.

§ Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.н. некоторое качество отношений. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

 

Билет 8

Правила слушания, ведения беседы

Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность: характеристика

Педагогическая задача

Правила слушания, ведения беседы.

С раннего детства формируются навыки слушания. Один ребенок может длительное время слушать, когда ему рассказывают или читают сказки, а другому трудно высидеть и пять минут. Конечно, это зависит от типа нервной системы ребенка, степени его активности и т.д. Однако к умению слушать надо приучать ребенка с младенчества. Умение слушать важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % — на говорение, 10 % — на письмо.

Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.

 

Сосредоточение— это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего множества достигающих наших органов чувств, выделение главного «фигуры из фона».

Понимание — это точная расшифровка поступающей информации путем присвоения ей правильного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях. Каждый слышит то, что понимает.

Запоминание — это способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важную роль для сохранения содержания услышанного. Для улучшения процесса запоминания важно использовать такие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.

· Повысить эффективность внимания:

приготовившись слушать;

полностью переключаясь с роли говорящего на роль слушателя;

дослушивая до конца, прежде чем ответить;

приспосабливая наше внимание к целям слушания в конкретной ситуации.

Анализ или критическое слушание — это процесс определения, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация.

Вы слушаете критически, когда:

· задаетесь вопросом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами;

· обоснованна ли связь между умозаключением и доказательствами;

 

· нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.

· Реагирование предполагает адекватную реакцию слушающего на вербальном и невербальном уровнях.

Большинство людей характеризуется следующими основными недостатками традиционного слушания:

 

 

· бездумное восприятие, когда речь является фоном деятельности;

· обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

· неумение проанализировать содержание сообщения, установить связь между ним и фактами действительности.

 

Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов:

Объективные факторы:

· шумы и помехи;

· акустические характеристики помещения;

· микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

Субъективные факторы:

· пол слушателя (считается, что мужчины являются боле внимательными слушателями);

· темперамент человека (эмоционально-устойчивые люди — сангвиники, флегматики — более внимательны, чем холерики и меланхолики);

· интеллектуальные способности.

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

· слуховая способность;

· внимательность;

· способность к пониманию;

· способность к запоминанию.

 

Ø Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей.

Виды слушания:

В зависимости от нашего собеседника и от той информации, которую получаем от него, мы применяем различные виды слушания:

· активное,

· пассивное,

· эмпатическое слушание.

 

Активное слушание - предполагает заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы по типу: «Правильно ли я вас понял, что...?» (со знаком вопроса в конце фразы), адекватную обратную связь. (Активное слушание применяется при обмене информацией, ведении деловых переговоров, получении инструкций и т.п.)

 

Пассивное слушание - предполагает эмоциональную невключенность в общение, уточняющие вопросы (чтобы были отреагированы негативные эмоции), «угу-реакции» (минимальные словесные реакции), осознание своих собственных «Я-слушаний» (своих мыслей, переживаний).

Эмпатическое слушание - для разделения эмоциональных переживаний собеседника, которое предполагает:

· настрой на слушание;

· создание доверительной атмосферы;

· отражение переживаний, чувств, стоящих за высказываниями собеседника;

· выдерживание паузы, необходимой человеку для того, чтобы он разобрался в своих переживаниях.

· Когда мы проявляем эмпатию, мы пытаемся понять или испытать то, что понимает или испытывает другой человек.

Существуют три варианта проявления эмпатии:

· эмпатическое реагирование

Эмпатическое реагирование — это переживание эмоциональной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого человека.

· принятие перспектив

Принятие перспективы — представление себя на месте другого — наиболее частая форма эмпатии.

· симпатическое реагирование

Симпатическое реагирование — чувство заботы, соучастия, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившейся у него ситуации.

Чтобы эффективно проявлять эмпатию к собеседнику, необходимо:

 

· Проникнуться уважением к человеку, сосредоточившись на том, что он говорит.

· Сконцентрировать внимание на понимании вербальных и невербальных сигналов.

· Использовать для выяснения эмоционального состояния человека поведенческие сигналы.

· Попытаться испытывать те же чувства вместе с человеком; или представить себе, что бы вы чувствовали в сходных обстоятельствах, или испытать чувства заботы, сострадания по отноше-нию к этому человеку.

· Отреагировать согласно вашим чувствам.

 

Умение слушать является важнейшим условием не только продуктивного общения, но и процесса обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания публичных выступлений. При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами его эффективности.

Принципы эффективного слушания основываются на готовности и желании слушать. На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу.

В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:

· умение концентрироваться;

· умение анализировать содержание;

· умение слушать критически;

· умение конспектировать.

Рассмотрим перечисленные умения.

1. Умение концентрироваться.

Умение концентрироваться — основное условие эффективного слушания. Оно предполагает серьезное отношение к слушанию, желание работать над улучшением навыков и постоянное внимание к говорящему. Концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий. Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы.

2. Умение анализировать содержание.

Знание процесса создания и композиции речи может помочь при развитии навыков слушания. С самого начала важно определить цель выступления оратора, выделить основную тему, понятия. Необходимо отмечать, как приводятся доказательства, формы иллюстрирования: примеры, аналогия, статистика, цитирование и т.д. Полезно фиксировать, как оратор в заключение резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой.

3. Умение слушать критически.

Критическое слушание предполагает связывание того, что говорит выступающий, со своим собственным опытом, резюмирование и систематизацию услышанного, анализ и оценку. Анализируя идеи говорящего, необходимо возвращаться к отправной точке выступления, проверять адекватность доказательств, весомость аргументации.

4. Умение конспектировать.

Если вы слушаете учебную лекцию с целью получения фактов, для анализа и оценки содержания, то необходимо сделать записи. Запись помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора и возможность возвращения к услышанному. Развитию навыков конспектирования способствует соблюдение принципов рациональности. Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты. Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.

При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:

 

· Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше, и упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.

· Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.

· Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму.

· Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.

· Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.

· Периодически просматривайте записи.

 

v В целом, чтобы научиться слушать эффективно, необходимо отметить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, а также иметь желание слушать, то есть настроить себя на восприятие информации. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

 

Ведение беседы.

Беседа— способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.

Данное определение выделяет несколько ключевых черт:

· Беседа направляется участниками, которые сами определяют, кто будет говорить, каковы тема, порядок и продолжительность выступлений.

· Беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают.

· Беседа предполагает экспромт, то есть участники не выучили наизусть то, о чем будут говорить.

· Беседа организована во времени и имеет начало, середину и конец.

Выделяют два типа бесед:

· непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;

· деловое обсуждение проблем, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.

Деловая беседа может быть:

· стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым).

· нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).

 

Варианты развития диалога в беседе:

· расспрос одного участника другим с целью получения информации;

· сообщение определенной информации другому партнеру;

· внимательное слушание партнера.

Техника расспроса в беседе:

разговорить партнера, настроить его на тему и проблему беседы;

стимулировать начало высказывания партнера;

стимулировать развернутость высказывания;

уточнять и оценивать поступающую информацию.

Техника информирования в беседе:

сформировать установку на восприятие;

заинтриговать (темой, новизной, позицией);

последовательно изложить суть информации.

Техника слушания в беседе:

1-й тип. Слушание как понимание смысла:

· мобилизация внимания;

· уточнение содержания;

· перефразировка.

2-й тип. Техника слушания как сопереживание:

· понять эмоциональное состояние;

· проникнуть в причины, вызвавшие это состояние;

· себя поставить на место партнера;

· оценить ситуацию с позиции партнера.

При анализе беседы обратить внимание на:

· эмоциональное впечатление от беседы;

· приемы поощрения собеседника, использованные в процессе проведения беседы;

· особенности поведения собеседника: мимика, жесты, интонация речи, оговорки и др.;

 

· вопросы, на которые собеседник отвечал наиболее активно;

· характер окончания беседы;

· задачи, решенные в результате беседы.

Четыре особенности правил бесед формируют поведение участников: правила оставляют возможность выбора, предписывают, вытекают из контекста и определяют уместное поведение. Эффективные беседы опираются на принцип сотрудничества, который предполагает, что разговор эффективен, когда участники объединяются вместе для достижения целей беседы и разговор приятен для каждого из них. Принцип сотрудничества, в свою очередь, характеризуется шестью правилами: количество, качество, уместность, хорошие манеры, нравственность и вежливость. Человек, умеющий вести беседу, демонстрирует навыки предоставления достоверной информации, поддерживает баланс между временем разговора и слушания (соблюдая очередность в беседе), поддерживает последовательность разговора, демонстрирует вежливость и не нарушает этических норм.

Успешность деловой беседы зависит:

· от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий проведения);

· от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта, правильности постановки вопросов).

 

v В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации (обмен информацией, то есть ее отправление и получение). В ней необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом.

v Одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно, только будучи внимательным и активным слушателем.

 

Навыки такого слушания можно развить, соблюдая следующие правила эффективного слушания:

· Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.

· Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслабленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать, правильная поза помогает сосредоточиться.

· Во время беседы не смотрите на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому, слушая женщину, чаще смотрите ей в глаза.

· Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

· Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.

· Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.

· Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.

· Во время пауз в разговоре постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное.

· По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы.

· Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: