Цели, функции общения

 

Принято различать три функции общения:

· информационную;

· аффективную;

· регулятивную.

Информационная функция связанна с передачей партнерами общение информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями. Под регулятивной функцией имеется в виду такое психологическое воздействие одного партнера общения — индуктора — реципиента, которое должно вызывать у последнего изменения либо его поведения (когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), либо его эмоционального состояния, либо свойств его личности.

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

· оказание помощи другому человеку;

· получение помощи;

· поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п.(т.е. партнера для взаимодействия);

· поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

· самовыражение;

· приобщение других к своим или общечеловеческим ценностям;

· изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связанны с выбором партнера по общению.

Как показано О.А. Тырновой, ведущими мотивами общения являются: у девушек — желание поделится различными мыслями и переживаниями, у юношей - общность интересов и дел.

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т. д.). Субъект выступает в роли учителя или ученика, врача или больного, взрослого или ребенка, начальника или подчиненного, матери или бабушки, мужчины или женщины, гостя или хозяина и т. д. И каждая роль должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих.

Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли больного; вместе с тем в домашней обстановке он сохраняет роль послушного сына своей престарелой матери; принимая друзей, он гостеприимный хозяин и т. п.

Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Посещая родителей недисциплинированного ученика, педагог как гость не должен был бы огорчать хозяев дома неприятным сообщением о неблаговидном поведении их ребенка, но как учитель - обязан.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Так, например, родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям - это отвечает ролевым ожиданиям и социально одобряется, признается достойным всяческого поощрения, Но избыток, «перебор» родительской ласки, всепрощения подмечается окружающими и подвергается решительному осуждению. «Избаловала мамаша сыночка, скоро он не только ей, всем другим на голову сядет» - приговор безапелляционный, возможно, несправедливый, но четко вычерчивающий верхнюю границу ролевых ожиданий по отношению к материнской доброте.

Родители должны быть строгими, требовательными к своим детям. Это тоже ролевые предписания для родителей. И здесь общественная оценка устанавливает нижнюю границу этих предписаний. «Он при мамаше пикнуть не смеет, совсем она его задергала» - налицо «заглазное» осуждение. Таким образом, существует определенный диапазон, в котором исполнение роли матери рассматривается как социально приемлемое. То же самое относится и к другим членам семьи, принадлежащим к старшему поколению.

Что же касается ребенка, то перечень ролевых ожиданий, связанных с обязательным послушанием, уважением к старшим, отличной учебой, опрятностью, прилежанием и т. д., общеизвестен. Все окружающие - не только в семье, но и повсюду вне ее, отнюдь не «заглазно», но, что называется, «открытым текстом» информируют ребенка (дошкольника ли, подростка ли - безразлично), соответствует ли он своей роли или нет.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Нарушение ролевых ожиданий воспринимается людьми как нетактичность.

Социальная роль включает в себя:

o Ролевое ожидание

o Исполнение роли

 

Социальные роли могут быть конвенциональными и институционализированными. Конвенциональные роли принимаются людьми по соглашению, и они могут отказаться от их принятия. А институционализированные предполагают принятие ролей, обусловленных социальными институтами, например, семьёй, армией, университетом и т.д. Как правило, культурные нормы усваиваются человеком посредством обучения ролям, и лишь немногие нормы принимаются обществом в целом. Принятие же роли зависит от статуса, который занимает тот или иной человек. То, что может быть вполне нормальным для какого-то одного статуса, может быть абсолютно неприемлемым для другого. Исходя из этого, социализацию можно назвать одним из основополагающих процессов обучения ролевому поведению, в результате которого человек становится частью социума.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: