Учение Аристотеля о боге

Все совершается по какой-то причине, у этой причины есть своя причина, у этой - своя и так далее. Для греков космос был совершенством, а бесконечность считалась несовершенной, бесформенной... Поэтому этот ряд должен где-то быть остановлен. Где-то должен существовать парадоксальный предмет, который движим сам не будучи движим чем-то другим. Этот предмет получил у Аристотеля название «перводвигателя», или Бога. Ведь этот предмет выпадает из всех законов, касающихся других предметов. Первая функция Бога - это перводвигатель, то есть не творец. Бог создает движение и порядок. Но по Анаксагору Бог - это разум, мышление. Аристотель поддержал эту мысль. Но если Бог это мышление, то он должен размышлять над чем-то. Но ведь весь окружающий мир - это результат его деятельности, его творения, а значит Бог вынужден размышлять только о себе. «Бог мыслит самого себя» (Анаксагор + Сократ). Таким образом у Бога существуют две перечисленные функции. Но как они сочетаются друг с другом? По мнению Аристотеля эти функции лишь две стороны одной единой деятельности Бога. Просто Бог таков, что когда он мыслит самого себя - это является движением и оформлением всего мира, то есть одно и тоже.

В этой схеме не хватает еще одного объекта, а именно человека. Человек еще не играл очень высокой роли в общем мироздании.

Аристотель также являлся создателем логики. Сформулировал закон противоречия: невозможно, чтобы одно и тоже одновременно и было, и не было присуще данной вещи. Доказать его нельзя. Надо уметь остановится в своих вопросах.

Физика Аристотеля.

Была главенствующей на протяжении 2000 лет. Физика Аристотеля исключала присутствие математики внутри себя. Более того Стагирит считал, что она в принципе не должна присутствовать в его физике. В защиту приводил два аргумента: математика его времени умела изучать только неподвижные предметы, а также математика - это абстрактная наука, точность математики не является ее преимуществом по Аристотелю, ведь на самом деле, в реальном мире нет этой точности. Физика - мир приблизительности. Отсюда создание впоследствии Галелеем эксперимента. Физика Аристотеля отрицает существование пустоты. Ведь постулируя небытие, вы признаете, что оно бытие. Отсюда вселенная представляет собой некое целостное тело, имеющее определенные конечные размеры. Что же за пределом космоса? А ничего. То есть физика Аристотеля это что-то независимое, непохожее к примеру на физику Ньютона. У Аристотеля физика почти тождественна астрологии. Она изучает единичный предмет, который называется космосом. Также интересно представление Аристотеля о пространстве. По его мнению каждое тело имеет свое естественное место в пространстве. По этому есть движения естественные и носильные. Носильное движение это когда по одному шарику ударяют другим. А естественное движение - это падающий камень, который стремится к своему естественному месту. Целое задает движение всем частям. Поэтому надо познать целое, а потом части (отличие от Ньютона). Современная физика тем не менее больше похожа на физику Аристотеля (к примеру современная гипотеза о замкнутости вселенной, по поводу пустоты - вакуум).

Социально-политические взгляды Аристотеля.

Существуют два типа государства: искусственное государство и естественное. У Платона государство искусственное (что-то придуманное людьми, а значит из него можно лепить все, что угодно). Аристотель же впервые высказался против, то есть за естественное государство (у него государство - живой организм). Народ не может выбрать государственный строй. Государство - это продукт истории и поэтому его нельзя поменять по чему-либо желанию. Поэтому, по мнению Аристотеля, не нужно заниматься созданием теории идеального государства, а нужно улучшать то государство, что есть. Для этого нужна мера, то есть знание какое государство лучше, а какое хуже. Должны быть представления о каких-то идеальных вариантах. Вводит три типа нормальных государств: монархия, аристократия, полития. Различаются по количеству людей, управляющих государством. Их искажения: тирания, олигархия, демократия. Во всех трех правильных государствах управление идет в интересах общества в целом, а в их искажениях во интересах меньшинства. Идея социальной природы человека (человек - политическое животное). Он не рождается человеком, а лишь становится им, если он член общества. Другие взгляды на законы. Разумные законы - это истинные условия свободы. Был настроен за рабовладение, для него рабство вполне естественная вещь. Но рабами должны быть только варвары. Но почему? Варварские государства - это восточные деспотии, не разумные законы, ложь, несправедливость, то есть человек уже является не свободным. Поэтому, греки не делают ничего нового, когда берут варвара в рабство, ведь он уже почти раб. Другое дело, если этот варвар пожил в Греции, подышал «свободным» воздухом, то тогда можно его и отпустить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: