Конспект урока объяснения нового материала

 

Тема

Программное управление исполнителем. Словесное описание алгоритмов. Отличие словесного описания алгоритмов, от написания на формальном алгоритмическом языке.

Цели

Обучающая: Освоить основные режимы работы с исполнителем, иметь представление о различиях между словесным описанием алгоритмов и написанием их же на формальном алгоритмическом языке.

Развивающая: Иметь представление о способах управления исполнителем

Воспитательная: Воспитание правильного понимания в составлении каких-либо алгоритмов.

Основные понятия

Словесное описание, построчная запись, алгоритмические языки, блок-схема.

 

Межпредметные связи

Нет

Ресурсы

Refdb.ru https://refdb.ru/look/1655310-p19.html

Планирование уроков и материалы к урокам https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_08_fgos/informatika_mateialy_zanytii_08_15_fgos.html

Организация пространства

Тип работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Этапы урока

Задания, выполнение которых обучающимися приведёт к достижению запланированных результатов.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

предметные УУД
I. Организационный этап (2 мин.) Цель: дать учащимся подготовиться к уроку. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Фролова Анастасия Андреевна. И сегодня я буду вести у вас урок. Давайте, отметим отсутствующих.   Дать учащимся подготовиться к уроку. Планирование,
II. Актуализация знаний (5 мин.) Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Помните, вы на прошлом уроке познакомились с исполнителем. Давайте повторим, что вы усвоили с предыдущего урока. 1. Что такое исполнитель?(Исполнитель – объект или лицо, выполняющий инструкции, предписания алгоритма, программы, последовательности команд. Исполнителем может быть человек, компьютер, робот, автомат, механическое устройство и т.д.) 2. Назовите основные характеристики исполнителя. (К ним относятся система команд, среда и отказы.) 3. Что такое система команд исполнителя? (Системой команд исполнителя называют совокупность команд понятных исполнителю.) 4. Из каких частей состоит программная среда графического Исполнителя?(Программная среда разбита на три области: поле программы, поле рисунка и строку меню.) Молодцы! Отвечают на вопросы, вспоминают основные определения с прошлого урока.   Рефлексия деятельности, структурирование знаний, умение выражать свои мысли, умение строить высказывание.
III.Объяснение нового материала (20мин.) Цель: Донести до учащихся материал урока, дать основное представление об программном управлении исполнителем, словесном описании алгоритмов,   Вы конечно же знаете, что для выполнения какого-либо действия, рисования рисунка, к примеру, при непосредственно управлении, приходится снова выполнять последовательность команд, кроме того нельзя использовать структуры, позволяющие упростить процесс создания рисунка. Все перечисленные проблемы решаются при использовании режима программного управления. В этом случае можно говорить об имитации ситуации, когда объектом управляет компьютер. Основная функция человека выражается в составлении алгоритма, ввода программы и инициализации её исполнения компьютером. Но прежде, давайте познакомимся со способами записи алгоритмов. Их существует множество, но основных среди них всего три. Итак, внимание на слайд. Основные способы записи алгоритмов: · Словесные: 1. Словесное описание. Самой простой является запись алгоритма в виде высказываний на обычном разговорном языке. Словесное описание имеет минимум ограничений и является наименее формализованным. Алгоритм в словесной форме может оказаться очень объёмным и трудным для восприятия. 2. Построчная запись. Это запись на естественном языке, но с соблюдением некоторых дополнительных правил: -каждое предписание записывается с новой строки; -предписания(шаги) алгоритма нумеруются; -исполнение алгоритма происходит в порядке возрастания номеров шагов · Графические: 1. Блок-схема. Представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работ алгоритма.Здесь предписания изображаются с помощью различных графических фигур, а последовательность выполнения шагов изображается с помощью линий, соединяющих эти фигуры. · На алгоритмических языках. Алгоритмические языки – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов. Каждый из которых характеризуется: - алфавитом – набором используемых символов; - синтаксисом – системой правил, по которым из символов алфавита образуются правильные конструкции языка; - семантикой – системой правил, строго определяющей смысл и способ употребления конструкций языка. Класс алгоритмических языков очень широк. При изучении курса информатики в школах используются различные версии школьного (учебного) алгоритмического языка. Давайте рассмотрим одну из них. Школьный алгоритмический язык. Для записи алгоритмов на нём используется некоторое ограниченное множество слов, смысл и способ употребления которых заданы раз и навсегда. Это так называемые служебные слова: 1. алг(алгоритм); 2. дано; 3. надо; 4. нач(начало), кон(конец); 5. арг(аргумент); 6. рез(результат) и др. В этом заключается отличие обычного словесного описания алгоритма, от описания на алгоритмическом языке. В словесном описании можно использовать неограниченное количество слов и команд для описания алгоритма. А вот для написания на алгоритмическом языке можно пользоваться лишь выше перечисленными + командами для определенного исполнителя(Робот, Водолей, Чертежник и т.д.). В общем виде программу на школьном алгоритмическом языке можно представить так: алг<название алгоритма> нач <Последовательность команд> кон Слушают материал урока, записывают текст со слайда, отвечают на заданные вопросы Объяснение нового материала. Дополнение его презентацией. Планирование учебного сотрудничества, поиск информации, моделирование, формулировка проблемы, разрешение конфликтов, постановка вопросов, планирование,
III. Практическая работа.   (10 мин). Цель: проанализировать насколько хорошо учащиеся усвоили выданный материал. Итак, ребята, давайте закрепим на практике, то, что вы сегодня узнали об программном управлении исполнителем и напишем алгоритм для Робота, в программе КуМир. Садитесь за компьютеры. Желательно по одному. У вас на столах лежат листы с планом выполнения практической. Если что-то будет непонятно, поднимите руку. Я подойду и помогу. (Наблюдать за тем, как учащиеся выполняют практическую. Помогать, если возникнут сложности. Ставить оценки выполнившим работы.) Остальные ребята закругляйтесь со своими практическими. Кто сколько успел. Я подойду и проверю. Выполняют практическую работу в соответствии с выданным планом. Насколько хорошо закрепились знания в головах учащихся. Оценка правильности выполнения практической работы. Контроль, оценка, коррекция.
IV. Рефлексия. Итог урока.   (2мин) Цели: анализ тех моментов материала, которые обсуждались на уроке, самоанализ учащихся. (сообщение учащимся их оценок) Итак, ребята,  давайте повторим, сто мы сегодня узнали на уроке: 1. Каковы основные способы записи алгоритмов?(словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык) 2. Какие способы записи алгоритмов относятся к словесным? (словесное описание, построчная запись) 3. Что такое алгоритмические языки Отвечают на вопросы, ведут диалог с практикантом. Самоанализ учащихся по поводу пройденного урока, с целью проверить качество усвоения выданного им материала Контроль.
VI.Домашнее задание (1мин.) Подготовьте краткую биографическую справку о Маркове А.А.(младшем) Учащиеся записывают домашнее задание в дневник Выдать ученикам домашнее задание  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: