Тема | Программное управление исполнителем. Словесное описание алгоритмов. Отличие словесного описания алгоритмов, от написания на формальном алгоритмическом языке. | |||
Цели | Обучающая: Освоить основные режимы работы с исполнителем, иметь представление о различиях между словесным описанием алгоритмов и написанием их же на формальном алгоритмическом языке. Развивающая: Иметь представление о способах управления исполнителем Воспитательная: Воспитание правильного понимания в составлении каких-либо алгоритмов. | |||
Основные понятия | Словесное описание, построчная запись, алгоритмические языки, блок-схема.
| |||
Межпредметные связи | Нет | |||
Ресурсы | Refdb.ru https://refdb.ru/look/1655310-p19.html Планирование уроков и материалы к урокам https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_08_fgos/informatika_mateialy_zanytii_08_15_fgos.html | |||
Организация пространства | Тип работы: фронтальная, индивидуальная, в парах. | |||
Этапы урока | Задания, выполнение которых обучающимися приведёт к достижению запланированных результатов. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | |||
I. Организационный этап (2 мин.) Цель: дать учащимся подготовиться к уроку. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Фролова Анастасия Андреевна. И сегодня я буду вести у вас урок. Давайте, отметим отсутствующих. | Дать учащимся подготовиться к уроку. | Планирование, | |
II. Актуализация знаний (5 мин.) Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Помните, вы на прошлом уроке познакомились с исполнителем. Давайте повторим, что вы усвоили с предыдущего урока. 1. Что такое исполнитель?(Исполнитель – объект или лицо, выполняющий инструкции, предписания алгоритма, программы, последовательности команд. Исполнителем может быть человек, компьютер, робот, автомат, механическое устройство и т.д.) 2. Назовите основные характеристики исполнителя. (К ним относятся система команд, среда и отказы.) 3. Что такое система команд исполнителя? (Системой команд исполнителя называют совокупность команд понятных исполнителю.) 4. Из каких частей состоит программная среда графического Исполнителя?(Программная среда разбита на три области: поле программы, поле рисунка и строку меню.) Молодцы! | Отвечают на вопросы, вспоминают основные определения с прошлого урока. | Рефлексия деятельности, структурирование знаний, умение выражать свои мысли, умение строить высказывание. | |
III.Объяснение нового материала (20мин.) Цель: Донести до учащихся материал урока, дать основное представление об программном управлении исполнителем, словесном описании алгоритмов, | Вы конечно же знаете, что для выполнения какого-либо действия, рисования рисунка, к примеру, при непосредственно управлении, приходится снова выполнять последовательность команд, кроме того нельзя использовать структуры, позволяющие упростить процесс создания рисунка. Все перечисленные проблемы решаются при использовании режима программного управления. В этом случае можно говорить об имитации ситуации, когда объектом управляет компьютер. Основная функция человека выражается в составлении алгоритма, ввода программы и инициализации её исполнения компьютером. Но прежде, давайте познакомимся со способами записи алгоритмов. Их существует множество, но основных среди них всего три. Итак, внимание на слайд. Основные способы записи алгоритмов: · Словесные: 1. Словесное описание. Самой простой является запись алгоритма в виде высказываний на обычном разговорном языке. Словесное описание имеет минимум ограничений и является наименее формализованным. Алгоритм в словесной форме может оказаться очень объёмным и трудным для восприятия. 2. Построчная запись. Это запись на естественном языке, но с соблюдением некоторых дополнительных правил: -каждое предписание записывается с новой строки; -предписания(шаги) алгоритма нумеруются; -исполнение алгоритма происходит в порядке возрастания номеров шагов · Графические: 1. Блок-схема. Представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работ алгоритма.Здесь предписания изображаются с помощью различных графических фигур, а последовательность выполнения шагов изображается с помощью линий, соединяющих эти фигуры. · На алгоритмических языках. Алгоритмические языки – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов. Каждый из которых характеризуется: - алфавитом – набором используемых символов; - синтаксисом – системой правил, по которым из символов алфавита образуются правильные конструкции языка; - семантикой – системой правил, строго определяющей смысл и способ употребления конструкций языка. Класс алгоритмических языков очень широк. При изучении курса информатики в школах используются различные версии школьного (учебного) алгоритмического языка. Давайте рассмотрим одну из них. Школьный алгоритмический язык. Для записи алгоритмов на нём используется некоторое ограниченное множество слов, смысл и способ употребления которых заданы раз и навсегда. Это так называемые служебные слова: 1. алг(алгоритм); 2. дано; 3. надо; 4. нач(начало), кон(конец); 5. арг(аргумент); 6. рез(результат) и др. В этом заключается отличие обычного словесного описания алгоритма, от описания на алгоритмическом языке. В словесном описании можно использовать неограниченное количество слов и команд для описания алгоритма. А вот для написания на алгоритмическом языке можно пользоваться лишь выше перечисленными + командами для определенного исполнителя(Робот, Водолей, Чертежник и т.д.). В общем виде программу на школьном алгоритмическом языке можно представить так: алг<название алгоритма> нач <Последовательность команд> кон | Слушают материал урока, записывают текст со слайда, отвечают на заданные вопросы | Объяснение нового материала. Дополнение его презентацией. | Планирование учебного сотрудничества, поиск информации, моделирование, формулировка проблемы, разрешение конфликтов, постановка вопросов, планирование, |
III. Практическая работа. (10 мин). Цель: проанализировать насколько хорошо учащиеся усвоили выданный материал. | Итак, ребята, давайте закрепим на практике, то, что вы сегодня узнали об программном управлении исполнителем и напишем алгоритм для Робота, в программе КуМир. Садитесь за компьютеры. Желательно по одному. У вас на столах лежат листы с планом выполнения практической. Если что-то будет непонятно, поднимите руку. Я подойду и помогу. (Наблюдать за тем, как учащиеся выполняют практическую. Помогать, если возникнут сложности. Ставить оценки выполнившим работы.) Остальные ребята закругляйтесь со своими практическими. Кто сколько успел. Я подойду и проверю. | Выполняют практическую работу в соответствии с выданным планом. | Насколько хорошо закрепились знания в головах учащихся. Оценка правильности выполнения практической работы. | Контроль, оценка, коррекция. |
IV. Рефлексия. Итог урока. (2мин) Цели: анализ тех моментов материала, которые обсуждались на уроке, самоанализ учащихся. | (сообщение учащимся их оценок) Итак, ребята, давайте повторим, сто мы сегодня узнали на уроке: 1. Каковы основные способы записи алгоритмов?(словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык) 2. Какие способы записи алгоритмов относятся к словесным? (словесное описание, построчная запись) 3. Что такое алгоритмические языки | Отвечают на вопросы, ведут диалог с практикантом. | Самоанализ учащихся по поводу пройденного урока, с целью проверить качество усвоения выданного им материала | Контроль. |
VI.Домашнее задание (1мин.) | Подготовьте краткую биографическую справку о Маркове А.А.(младшем) | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник | Выдать ученикам домашнее задание |