Взаимодействие в работе складов и транспорта

Лекция 8

Тема: Виды складов и терминалов, принципы формирования складской цепи. Взаимодействие работы складов и транспорта. Технология обработки и распределения грузов

 

План:

1. Назначение и классификация складов.

2. Функции складов.

3. Взаимодействие в работе складов и транспорта.

4. Технология складской обработки грузов.

5. Грузовые терминалы и склады таможенного контроля

Назначение и классификация складов

Складской объект — это обычно здание, сооружение или открытая площадка для приемки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, их ответственного хранения, учета и выдачи по заказам потребителей. По сути склад представляет собой пространство, в котором размещены материальные ресурсы и где обеспечивается их сохранность по количеству и качеству. Вместе с тем на­значение склада состоит не только во временном хранении ресур­сов, но и в их преобразовании при передаче из одного звена логис­тической цепи в другое (смежное) звено.

Классификация складов возможна по следующим признакам.

1. По формам их принадлежности:

• собственные склады компаний;

• коммерческие склады;

• склады государственных предприятий;

• склады муниципальных предприятий.

2. По отношению к участникам логистических систем:

• склады производителей;

• склады торговых, транспортных, торгово-посреднических пред­приятий;

• склады экспедиторских компаний;

• склады посредников.

3. По отношению к базисным функциональным областям логистики:

• склады снабжения;

• склады производства;

• склады сбыта и распределения.

4. По товарной специализации:

• универсальные склады или складские комплексы, предназначен­ные для размещения и складской обработки сырья, полуфабрика­тов и готовой продукции широкой номенклатуры;

• специальные склады для размещения и обработки только определенных видов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (например, склады металлов, угля, зерна, нефтепродуктов, строи­тельных материалов, автозапчастей, продовольственных продуктов, ценных товаров и др.).

5. По конструкции:

• закрытые;

• крытые;

• открытые (платформы, площадки).

6. По размерам: (общей площади, этажности, высоте одноэтаж­ных складов).

7. По температурному и влажностному режимам — для хранения грузов, требующих специального режима (температура и влажность).

8. По технической оснащенности:

• механизированные;

• комплексно-механизированные;

• автоматизированные;

• автоматические.

9. По месту расположения и наличию внешних транспортных связей:

• пристанционные (находящиеся на территории грузовых железнодорожных станций, открытых для выполнения грузовых операций);

• портовые (на территории портов);

• промышленные и строительные (расположенные на территори­ях промышленных предприятий и строек);

• торговые (обслуживающие предприятия оптовой и розничной торговли);

• сельскохозяйственные (находящиеся на территориях предприя­тий сельского хозяйства и обслуживающие их нужды);

• региональные и глубинные (предназначенные для сбора или распределения товарной продукции и обслуживающие объекты регио­нов, в том числе удаленные от основных транспортных магистралей).

 

Функции складов

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом — создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение, что позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство, снабжение, сбыт запасов.

3. Унитизация (объединение небольших партий грузов для нескольких потребителей до полной загрузки транспортного средства) и транспортировка грузов - многие потребители за­казывают со складов партии "меньше, чем вагон" или "меньше, чем трейлер", что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг - оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них: подготовка продукции для потребления (распаковка, расконсервация, комплектация, раскрой, нарезка и т.д.); подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверка функционирования приборов и оборудования, предварительный монтаж; придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины); транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Основные потоки, обрабатываемые на складах, можно раз­делить на три вида: входной (разгрузка транспортных средств с уче­том количества и качества доставляемых материальных ресурсов); внутренний (перемещение ресурсов внутри склада); выходной (по­грузка ресурсов на транспортные средства).

Функции складов реализуются в процессе выполнения от­дельных логистических операций:

- временное хранение материальных ресурсов предусматривает необходимость их временного размещения с учетом обеспечения необходимых условий хранения и возможности изъятия с мест хра­нения;

- преобразование ресурсов связано с расформированием их партий и формированием других, что требует распаковки и повторного за­таривания товарной продукции;

- обеспечение сервиса клиентов.

В общем случае последовательность комплекса складских опера­ций может быть следующей:

- разгрузка транспортных средств;

- приемка груза (товара);

- размещение в складе на временное хранение (укладка в штабеля, на стеллажи);

- внутрискладское перемещение;

- подборка груза (товара) из мест хранения;

- комплектование отправок;

- отгрузка отправок.

В процессе выполнения операций по приемке происходит сверка параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов, корректируется поступающая информация. Операции по отбору, комплектованию грузов (товаров) выполняются с учетом конкретных условий.

Склады железнодорожных станций должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к складским сооружениям, но они имеют и некоторые особенности. На них осуществляются операции по переработке и временному хранению грузов от момента их приема к отправлению до погрузки в вагоны и от момента выгрузки прибывшего груза из вагонов до выдачи его грузополучателю (экспедиторской компании). Склады и грузовые площадки размещены таким образом, что к ним обеспечен подъезд с одной стороны автомобильного подвижного состава, а с другой стороны размещен железнодорожный путь для подачи вагонов.

Грузовые железнодорожные станции обычно имеют грузовые районы:

•     специализированные (контейнерные терминалы или площадки, базы погрузки-выгрузки сыпучих, навалочных, лесных, тяжеловесных и других грузов);

•     универсальные (переработка грузов широкой номенклатуры).

Универсальные склады общего типа в зависимости от конструкции могут представлять собой:

•     закрытые здания (для хранения ценных грузов);

•     крытые грузовые платформы (для хранения менее ценных грузов, но подверженных отрицательному влиянию атмосферных воздействий);

•     открытые грузовые платформы (для остальных грузов);

•     открытые площадки (для хранения навалочных, тяжеловесных грузов, оборудования и др., могут быть асфальтированными или бетонированными, оборудованными или необорудованными).

Специализация складов грузовых железнодорожных станций зависит от размеров и характера грузопотоков, рода груза и др.

Склады предприятий, имеющих подъездные пути, которые примыкают к железнодорожным станциям общего пользования, также должны отвечать определенным требованиям. Технологии этих складов должны быть скоординированы как с производственными технологиями предприятий, так и с технологиями железнодорожных станций.

Рациональное складирование предполагает: оптимальное размещение товаров на складе и рациональное управление товарными потока-ми; повышение технологической готовности товаров к потреблению в соответствии с заказами потребителей; совершенствование товарно-денежного обмена, включая реализацию излишков материальных ресурсов, отходов производства, сдачу в аренду площадей и оборудования; рационализацию складирования материальных ресурсов; предоставление транспортно-экспедиторских услуг товаровладельцам.

 

Взаимодействие в работе складов и транспорта

 

Склады и транспорт пред­ставляют собой смежные звенья логистических цепей, по которым продвигаются материальные ресурсы. Поэтому складские и транспортные звенья в местах их стыкования нуждаются во взаимодей­ствии и координации.

Необходима единая технология в работе этих звеньев, исключающая длительные простои транспортных средств при приемке грузов на склад, сбои в его работе при задержках выво­за грузов со склада. По сути складские объекты являются пунктами, где начинается или заканчивается тот или иной транспортный про­цесс, т.е. склады связывают между собой транспортные звенья логи­стических цепей.

При организации мультимодальных перевозок потоки матери­альных ресурсов по ходу их продвижения от отправителя к конеч­ному получателю проходят последовательную обработку на целом ряде складов (рис. 6).

 

 

Рис. 6 - Структура взаимодействующих видов транспорта и складов при сложной мультимодальной перевозке грузов

 

На схеме представлена логистическая цепь, включаю­щая в себя 6 транспортных и 7 складских звеньев товародвижения (из них 5 транзитных). На транзитных складах может осуществлять­ся не только выгрузка грузовых единиц из подвижного состава од­ного вида транспорта и их погрузка в подвижной состав другого смежного вида транспорта («прямая» перегрузка), но и выгрузка этих грузовых единиц для временного хранения, а также складского пре­образования транспортных партий (их разукрупнение или укрупне­ние, сортировка), трансформация грузовых единиц с изменением их параметров, видов используемой тары и др.

Практика свидетельствует, что «прямая» перегрузка грузовых еди­ниц из одного подвижного состава в другой требует одновременной подачи и того, и другого подвижного состава к месту перегрузки. Отсутствие такой возможности приводит к удвоению числа грузо­вых операций по сравнению с «прямой» перегрузкой, что увеличи­вает логистические затраты.

 Оптимизация этих затрат при перевалке грузов предполагает не только уменьшение числа грузовых опе­раций, но и сокращение простоев подвижного состава смежных ви­дов транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: