Лекция 8
Тема: Виды складов и терминалов, принципы формирования складской цепи. Взаимодействие работы складов и транспорта. Технология обработки и распределения грузов
План:
1. Назначение и классификация складов.
2. Функции складов.
3. Взаимодействие в работе складов и транспорта.
4. Технология складской обработки грузов.
5. Грузовые терминалы и склады таможенного контроля
Назначение и классификация складов
Складской объект — это обычно здание, сооружение или открытая площадка для приемки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, их ответственного хранения, учета и выдачи по заказам потребителей. По сути склад представляет собой пространство, в котором размещены материальные ресурсы и где обеспечивается их сохранность по количеству и качеству. Вместе с тем назначение склада состоит не только во временном хранении ресурсов, но и в их преобразовании при передаче из одного звена логистической цепи в другое (смежное) звено.
Классификация складов возможна по следующим признакам.
|
|
1. По формам их принадлежности:
• собственные склады компаний;
• коммерческие склады;
• склады государственных предприятий;
• склады муниципальных предприятий.
2. По отношению к участникам логистических систем:
• склады производителей;
• склады торговых, транспортных, торгово-посреднических предприятий;
• склады экспедиторских компаний;
• склады посредников.
3. По отношению к базисным функциональным областям логистики:
• склады снабжения;
• склады производства;
• склады сбыта и распределения.
4. По товарной специализации:
• универсальные склады или складские комплексы, предназначенные для размещения и складской обработки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции широкой номенклатуры;
• специальные склады для размещения и обработки только определенных видов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (например, склады металлов, угля, зерна, нефтепродуктов, строительных материалов, автозапчастей, продовольственных продуктов, ценных товаров и др.).
5. По конструкции:
• закрытые;
• крытые;
• открытые (платформы, площадки).
6. По размерам: (общей площади, этажности, высоте одноэтажных складов).
7. По температурному и влажностному режимам — для хранения грузов, требующих специального режима (температура и влажность).
8. По технической оснащенности:
• механизированные;
• комплексно-механизированные;
• автоматизированные;
• автоматические.
9. По месту расположения и наличию внешних транспортных связей:
• пристанционные (находящиеся на территории грузовых железнодорожных станций, открытых для выполнения грузовых операций);
|
|
• портовые (на территории портов);
• промышленные и строительные (расположенные на территориях промышленных предприятий и строек);
• торговые (обслуживающие предприятия оптовой и розничной торговли);
• сельскохозяйственные (находящиеся на территориях предприятий сельского хозяйства и обслуживающие их нужды);
• региональные и глубинные (предназначенные для сбора или распределения товарной продукции и обслуживающие объекты регионов, в том числе удаленные от основных транспортных магистралей).
Функции складов
К основным функциям склада можно отнести следующие:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом — создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
2. Складирование и хранение, что позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство, снабжение, сбыт запасов.
3. Унитизация (объединение небольших партий грузов для нескольких потребителей до полной загрузки транспортного средства) и транспортировка грузов - многие потребители заказывают со складов партии "меньше, чем вагон" или "меньше, чем трейлер", что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.
4. Предоставление услуг - оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них: подготовка продукции для потребления (распаковка, расконсервация, комплектация, раскрой, нарезка и т.д.); подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверка функционирования приборов и оборудования, предварительный монтаж; придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины); транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Основные потоки, обрабатываемые на складах, можно разделить на три вида: входной (разгрузка транспортных средств с учетом количества и качества доставляемых материальных ресурсов); внутренний (перемещение ресурсов внутри склада); выходной (погрузка ресурсов на транспортные средства).
Функции складов реализуются в процессе выполнения отдельных логистических операций:
- временное хранение материальных ресурсов предусматривает необходимость их временного размещения с учетом обеспечения необходимых условий хранения и возможности изъятия с мест хранения;
- преобразование ресурсов связано с расформированием их партий и формированием других, что требует распаковки и повторного затаривания товарной продукции;
- обеспечение сервиса клиентов.
В общем случае последовательность комплекса складских операций может быть следующей:
- разгрузка транспортных средств;
- приемка груза (товара);
- размещение в складе на временное хранение (укладка в штабеля, на стеллажи);
- внутрискладское перемещение;
- подборка груза (товара) из мест хранения;
- комплектование отправок;
- отгрузка отправок.
В процессе выполнения операций по приемке происходит сверка параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов, корректируется поступающая информация. Операции по отбору, комплектованию грузов (товаров) выполняются с учетом конкретных условий.
Склады железнодорожных станций должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к складским сооружениям, но они имеют и некоторые особенности. На них осуществляются операции по переработке и временному хранению грузов от момента их приема к отправлению до погрузки в вагоны и от момента выгрузки прибывшего груза из вагонов до выдачи его грузополучателю (экспедиторской компании). Склады и грузовые площадки размещены таким образом, что к ним обеспечен подъезд с одной стороны автомобильного подвижного состава, а с другой стороны размещен железнодорожный путь для подачи вагонов.
|
|
Грузовые железнодорожные станции обычно имеют грузовые районы:
• специализированные (контейнерные терминалы или площадки, базы погрузки-выгрузки сыпучих, навалочных, лесных, тяжеловесных и других грузов);
• универсальные (переработка грузов широкой номенклатуры).
Универсальные склады общего типа в зависимости от конструкции могут представлять собой:
• закрытые здания (для хранения ценных грузов);
• крытые грузовые платформы (для хранения менее ценных грузов, но подверженных отрицательному влиянию атмосферных воздействий);
• открытые грузовые платформы (для остальных грузов);
• открытые площадки (для хранения навалочных, тяжеловесных грузов, оборудования и др., могут быть асфальтированными или бетонированными, оборудованными или необорудованными).
Специализация складов грузовых железнодорожных станций зависит от размеров и характера грузопотоков, рода груза и др.
Склады предприятий, имеющих подъездные пути, которые примыкают к железнодорожным станциям общего пользования, также должны отвечать определенным требованиям. Технологии этих складов должны быть скоординированы как с производственными технологиями предприятий, так и с технологиями железнодорожных станций.
Рациональное складирование предполагает: оптимальное размещение товаров на складе и рациональное управление товарными потока-ми; повышение технологической готовности товаров к потреблению в соответствии с заказами потребителей; совершенствование товарно-денежного обмена, включая реализацию излишков материальных ресурсов, отходов производства, сдачу в аренду площадей и оборудования; рационализацию складирования материальных ресурсов; предоставление транспортно-экспедиторских услуг товаровладельцам.
|
|
Взаимодействие в работе складов и транспорта
Склады и транспорт представляют собой смежные звенья логистических цепей, по которым продвигаются материальные ресурсы. Поэтому складские и транспортные звенья в местах их стыкования нуждаются во взаимодействии и координации.
Необходима единая технология в работе этих звеньев, исключающая длительные простои транспортных средств при приемке грузов на склад, сбои в его работе при задержках вывоза грузов со склада. По сути складские объекты являются пунктами, где начинается или заканчивается тот или иной транспортный процесс, т.е. склады связывают между собой транспортные звенья логистических цепей.
При организации мультимодальных перевозок потоки материальных ресурсов по ходу их продвижения от отправителя к конечному получателю проходят последовательную обработку на целом ряде складов (рис. 6).
Рис. 6 - Структура взаимодействующих видов транспорта и складов при сложной мультимодальной перевозке грузов
На схеме представлена логистическая цепь, включающая в себя 6 транспортных и 7 складских звеньев товародвижения (из них 5 транзитных). На транзитных складах может осуществляться не только выгрузка грузовых единиц из подвижного состава одного вида транспорта и их погрузка в подвижной состав другого смежного вида транспорта («прямая» перегрузка), но и выгрузка этих грузовых единиц для временного хранения, а также складского преобразования транспортных партий (их разукрупнение или укрупнение, сортировка), трансформация грузовых единиц с изменением их параметров, видов используемой тары и др.
Практика свидетельствует, что «прямая» перегрузка грузовых единиц из одного подвижного состава в другой требует одновременной подачи и того, и другого подвижного состава к месту перегрузки. Отсутствие такой возможности приводит к удвоению числа грузовых операций по сравнению с «прямой» перегрузкой, что увеличивает логистические затраты.
Оптимизация этих затрат при перевалке грузов предполагает не только уменьшение числа грузовых операций, но и сокращение простоев подвижного состава смежных видов транспорта.