Мировая практика формирования складских сетей имеет тенденцию создания грузовых терминалов в зонах образования и распределения мощных потоков ТМР. Такие терминалы, в отличие от обычных складов, характеризуются масштабными объемами складской обработки и широким спектром самых разнообразных сопутствующих услуг, оказываемых их потребителям.
Под грузовым терминалом понимается транспортно-складской комплекс сооружений, устройств, технических средств и организационно-управленческих структур, обладающий статусом самостоятельного хозяйствующего субъекта. Грузовой терминал служит для сбора мелких грузовых отправок местных производителей, укрупнения (консолидации) этих отправок с целью их последующей доставки укрупненными грузовыми единицами в пункты назначения (распределения), а также для разукрупнения прибывших крупных партий ТМР, их складской обработки и развоза мелкими отправками по заказам и адресам потребителей.
Грузовые терминалы являются пунктами начала и окончания терминальных перевозок ТМР на сравнительно большие расстояния в междугородных и международных сообщениях.
Существуют универсальные и специализированные грузовые терминалы. Первые представляют собой группу складских объектов, обеспечивающих сбор, обработку и распределение тарно-штучных ТМР широкой номенклатуры, оказывающих своим клиентам услуги по экспедированию, временному хранению, пакетированию, контейнеризации, упаковыванию, распаковыванию, маркировке, учету, подбору (комиссионированию), страхованию этих ТМР. Универсальные грузовые терминалы могут иметь специализированные складские помещения и площадки для хранения и обработки скоропортящихся, длинномерных, тяжеловесных грузов, контейнеров.
Специализированные грузовые терминалы предназначены для приема, хранения, обработки и отгрузки ТМР определенных видов: продовольственных, химических, фармацевтических, металла, угля, нефти и нефтепродуктов, бумаги, стройматериалов, лесоматериалов, зерна.
В транспортных узлах создаются специализированные контейнерные терминалы, на которых ведется прием, обработка, временное хранение, сортировка и вывоз ТМР в контейнерах.
Универсальные и специализированные грузовые терминалы создают в морских и речных портах, аэропортах, на границах мегаполисов, на территориях крупных промышленных и сельскохозяйственных районов. Эти терминалы должны быть связаны с зонами обслуживания разветвленными транспортными коммуникациями.
Строительство грузовых терминалов на границах территорий больших городов дает возможность освободить городские дороги от проезда большегрузных автомобилей, улучшить экологическую обстановку в городах, повысить безопасность городского дорожного движения, высвободить дорогостоящие земельные участки, занятые мелкими складскими объектами, путем переноса их услуг на загородные грузовые терминалы, освободиться от ряда малодеятельных железнодорожных станций, находящихся в черте города, внедрить новые эффективные технологии товародвижения.
Многие грузовые терминалы, с которых отправляют и на которые поступают товары, следующие в международных сообщениях, имеют складские объекты и пункты для выполнения таможенных процедур. Часто они территориально совмещены с таможенными складами и складами временного хранения.
В новом Таможенном кодексе (ТК) РФ, вступившем в действие 1 января 2004 г. (статья 215), под таможенным складом понимается «таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности». На этих складах под таможенным контролем могут также находиться товары, предназначенные для вывоза из страны.
Таможенные склады — это специально выделенные и обустроенные закрытые помещения и (или) открытые площадки. На них исключен доступ посторонних лиц и должна быть обеспечена полная сохранность товаров.
Срок хранения товаров на таможенном складе не должен превышать трех лет.
Склады временного хранения (СВХ) зарубежных товаров, ввозимых на территорию нашей страны, также представляют собой зоны таможенного контроля. Статьей 99 ТК РФ определено, что временное хранение товаров — таможенная процедура, при которой иностранные товары могут находиться до двух месяцев без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законодательством РФ.
Под СВХ выделяются и обустраиваются закрытые помещения и открытые площадки, где должна быть обеспечена полная сохранность товаров. В помещения и на территорию СВХ запрещен допуск посторонних лиц.
Владельцами таможенных складов и СВХ могут быть любые российские юридические лица, включенные в реестры владельцев этих складов. Товаровладельцы, поместившие свои товары на таможенные склады или СВХ, оплачивают владельцам складов расходы по хранению товаров на их территориях.