Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Существуют определенные трудности в выявлении проблем. Это принятие симптомов за проблему, предвзятое мнение о причинах проблемы, взгляд на проблему с учетом только одного аспекта, игнорирование того, как проблема воспринимается в разных частях социально-экономической системы, и др.
С точки зрения методологии исследований проблеме присуще следующие параметры:
Качество проблемы.
Определение проблемы.
Постановка проблемы.
Рассмотрим подробнее данные параметры.
Качество проблемы — это ее реальность, актуальность, возможность решения, предполагаемый результат.
Определение и распознавание проблемы как предмета исследования требует выполнения множества последовательных операций.
1. Формулирование проблемы, в которое входит:
вопрошение — постановка вопроса исследования;
контрадикция — фиксация противоречия, лежащего в основе проблемы;
Финитизация — описание предполагаемого результата.
|
|
2. Построение проблемы, в которое включены:
стратификация — расщепление, декомпозиция проблемы на подвопросы;
композиция — группировка и определение последовательности решения подвопроса;
локализация — ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования;
Вариантификация — обеспечение возможности замены одного вопроса другим и поиск альтернативы для всех элементов проблемы.
3. Оценка проблемы, в которую входит:
Кодификация — выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, методики (выделить время для занятий, обеспечить литературу, обеспечить деньгами)
инвентаризация — проверка наличных возможностей (есть литература, но нет финансов);
Когнификация — выявление степени проблематичности, соотношение известного и неизвестного в той
информации, которую необходимо использовать при исследовании (если есть возможность, будет ли желание учить);
уподобление — нахождение решенных проблем аналогично решаемой;
Квалификация — отнесение проблемы к определенному типу.
4. Обоснование проблемы, в которое включены:
экспозиция — установление ценностных, содержание идентичных связей данной проблемы с другими;
актуализация — приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;
компрометация — выдвижение возражений против проблемы;
Демонстрация — объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.
5. Обозначение проблемы. В него включается:
экспликация понятий — перевод проблемы на иной научный или естественный язык; перекодировка используемой информации;
|
|
Интимизация — выбор словесной нюансировки, выражение проблемы и набор понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл.
Как правило, такой порядок действий является типичным для определения проблемы. Однако последовательность и наличие всех приведенных операций могут быть изменены в зависимости от опыта и квалификации исследователя, которые во многом обусловлены как профессионализмом исследователя, так и сложностью самой проблемы. Так, можно выделить интуитивный уровень, постановку проблемы в соответствии с принятыми правилами, обработку проблемы в соответствии с целями и стратегией организации и др.
Однако для эффективной постановки проблемы следует придерживаться следующих требований:
Констатация следствия. Констатируется то, что неверно, а не почему неверно.
Фокусировка на различии между тем, что есть, и тем, что должно быть. Это различие представляет собой изменение или отклонение от нормы, стандарта.
Измеримость проблемы. Насколько важна проблема в абсолютных и относительных величинах (например, объем потерянного рабочего времени или денег или как она сказывается на социально-психологическом климате в коллективе).
Точность формулировки. Избегание двусмысленных категорий.
Постановка проблемы не должна отвечать всем требованиям, однако чем большим критериям она соответствует, тем точнее она становится.
Разработка гипотезы и концепции исследования
Практически всегда в начале процесса исследования выдвигается предположение о его результатах, гипотеза.
Если бы в своей работе исследователи не пользовались предположениями, то они превратились бы в собирателей фактов, в регистраторов событий.
Гипотеза — это требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Гипотеза — это также вероятностное знание, объяснение, понимание — вариант объяснения при недостаточности информации.
Не любое предположение называют гипотезой, а лишь предположение, основанное на знании, в результате чего выдвигается это предположение. Таким образом, слово «гипотеза» имеет два смысла: особого рода знание и особый процесс развития знания.
Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1) релевантности, т. е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемое с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т. е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
Простоты, т. е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза — это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза — это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза — это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.