В зависимости от масштабов производства применяют следующие организационные формы восстановления деталей: подефектную, групповую, маршрутно-групповую и маршрутную.
Подефектная технология состоитв устранении каждого дефекта в отдельности. Комплектование деталей в партии осуществляют только по наименованиям.
При групповой технологии детали классифицируют по конструктивным и технологическим особенностям с последующим объединением их в технологические группы.
Групповая технология базируется на следующих принципах:
- общность геометрических форм изношенных деталей; общность деталей по материалу, точности обработки и термической обработке; наличие у деталей каждой группы однотипных дефектов;
- возможность применения однотипных способов устранения дефектов;
- возможность осуществления технологического процесса восстановления деталей, входящих в группу на однотипном оборудовании.
Формирование групп деталей проводят на участке дефектации, откуда эти группы направляют на восстановление.
|
|
При восстановлении деталей по маршрутной технологии одноименные детали восстанавливают партиями, скомплектованными по наличию общих сочетаний дефектов. Маршрутная технология основана на взаимосвязи дефектов, минимальном перемещении деталей, наименьшей разнице в трудоемкости устранения дефектов, объединении различных дефектов, которые могут быть устранены на общих рабочих местах одинаковыми технологическими способами. Эту технологию целесообразно применять на крупных предприятиях по восстановлению деталей узкой номенклатуры с большими программами.
Маршрутно-групповую технологию применяют при восстановлении деталей широкой номенклатуры с использованием преимуществ маршрутной технологии. В этом случае детали комплектуют на участке дефектации в технологические маршруты по сочетанию дефектов и конструктивно-технологическим признакам. В соответствии с маршрутом детали запускают в производство партиями.
Применение групповой, маршрутной и маршрутно-групповой технологий позволяет улучшить качество восстановления деталей за счет выбора наиболее целесообразного способа восстановления, как правило, на высоко- производительном, точном, механизированном и автоматизированном оборудовании.
При восстановлении отдельных деталей основной задачей является придание их изношенным поверхностям первоначальных параметров, Основными технологическими приемами при этом являются наплавка и напыление металлопокрытий, электрохимическое осаждение металла, структурно-фазовые изменения поверхностных слоев пластическим деформированием или диффузионным насыщением, нанесение полимерных материалов.
|
|
Способ восстановления детали выбирают при последовательном сопоставлении требуемых параметров (по ремонтному чертежу детали) с достигаемыми в процессе восстановления. При отборе в приведенной последовательности устанавливают: возможность применения способа для конструктивно-технологической группы с определенными размерными характеристиками; возможность применения покрытия для материала основной детали и сочетаемость наносимого покрытия с материалом сопрягаемой детали; возможность обеспечения заданной толщины покрытия для компенсации износа и необходимого припуска на последующую обработку; необходимость и возможность предварительной обработки; вид механической и финишной обработки и достигаемую точность и шероховатость; достигаемую твердость поверхности после нанесения покрытия, необходимость термической обработки и ее вид; достигаемую износостойкость при работе с сопрягаемой деталью; сплошность покрытия; прочность сцепления; снижение сопротивления усталости; стабильность получения заданных показателей.
При восстановлении работоспособности сопряжений и посадок бывает целесообразно изменить первоначальные размеры деталей. При восстановлении посадки с изменением первоначальных размеров основную, наиболее ценную деталь сопряжения обрабатывают до выведения следов износа и получения правильной геометрической формы. Вторую, сопрягаемую с ней, более простую деталь изготовляют заново или наращивают и при обработке подгоняют к размеру первой детали до получения необходимой посадки. Этот способ не обеспечивает взаимозаменяемости деталей и поэтому получил название восстановления под индивидуальный размер. Способ находит применение в условиях единичного ремонта.
Восстановление детали под ремонтный размер – наиболее прогрессивный и широко применяемый способ. Сущность его заключается в том, что основную, наиболее сложную, деталь обрабатывают не до произвольного (индивидуального), а до заранее установленного размера. Сопрягаемую с ней деталь изготовляют под этот же размер с сохранением допусков новой детали. В связи с тем, что ремонтные размеры заранее установлены и известны, вторую деталь можно изготовить независимо от первой и даже на другом предприятии. В этом случае на ремонтных чертежах деталей указывают категорийные ремонтные размеры.
Многие детали при ремонте машин восстанавливает способом постановки дополнительного элемента. Сущность этого способа состоит в том, что изношенные или поврежденные части деталей удаляют, а на ихместо устанавливают вновь изготовленные и обрабатывают деталь под номинальный размер. Этот способ осуществляют с применением нескольких характерных приемов: отверстия и валы восстанавливают постановкой втулок, гильз или колец; детали сложной конфигурации ремонтируют удалением дефектного и установкой нового элемента детали (зубчатого венца, шлицевой втулки, 'шлицевого конца вала и др.); плоские поверхности восстанавливают постановкой планок или накладок.
Технико-экономический выбор способов восстановления предусматривает поэтапный анализ технических, экономических и организационных показателей целесообразности применения способа. Техническую целесообразность применения оценивают ресурсом восстановленных поверхностей, сопряжений и деталей в целом, экономическую – издержками (затратами) потребителя при применении технологии. Затраты потребителя при применении способов восстановления не должны превышать затрат на новые запасные части с учетом ресурса.
Организационными показателями являются коэффициенты использования оборудования и приведенные затраты на восстановление. Коэффициенты использования оборудования должны быть не ниже нормативных, а приведенные затраты по предпочтительному варианту должны быть минимальными.