Электролитическое хромирование как технологический метод повышения износостойкости стальных изделий занимает одно из первых мест.
Хром отличается высокой твердостью, значительной прочностью сцепления со сталью и химической стойкостью. Свойства его в значительной степени зависят от режима осаждения на поверхность. Изменяя только плотность тока и температуру раствора электролита, можно изменять твердость покрытия в пределах НВ 450—1000. При этом износостойкость покрытия может изменяться почти в 10 раз. На рис. 13.1 показаны характерные зоны хромовых покрытий в зависимости от температуры хромирования I и плотности тока б.
Коэффициент теплопроводности хромового покрытия в несколько раз выше, чем у железа и его сплавов. Коэффициент линейного расширения хрома в 1,5 раза меньше коэффициента линейного расширения стали, но это не приводит к отслаиванию.
Рис. 13.1. Характерные зоны хромовых покрытий:
/ — блестящие гладкие твердые осадки; // — блестящие гладкие осадки; III — гладкие полублестящие и очень твердые осадки; IV — матовые осадки малой твердости;
|
|
V —матовые и хрупкие осадки
Повышения теплостойкости хромового покрытия до 950— 1000°С с сохранением высокого сопротивления изнашиванию можно достичь карбидизацией покрытия путем воздействия на него паров бензина при температуре 950—1050°С Это связано с тем, что карбиды заполняют трещины, имеющиеся в покрытии.
Пористый хром можно подразделить на хром с крупной, средней и мелкой пористостью. Пористость может быть и точечной.
Пористость хромового покрытия может быть достигнута травлением. К травлению пригодны блестящие хромовые покрытия. При травлении, наряду с образованием пористости, несколько уменьшается толщина покрытия. Точечная пористость образуется при значительном протравливании хрома со средней пористостью. После образования пористости покрытие хонингуется или притирается.
Сущность пятнистого хромирования заключается в образовании на покрытии детали отдельных углублений анодным травлением. Анодную обработку производят с помощью алюминиевого экрана с расположенными в шахматном порядке отверстиями. Преимущества пятнистого хромирования по сравнению с пористым: облегчается контроль; не требуется строгое поддержание температуры и состава электролита; экономится хромовый ангидрид и электроэнергия.
Для хромирования пригодна поверхность шлифованная, хонингованная, подвергнутая доводке или полированию. Для деталей, у которых толщина слоя хромирования превышает 0,05 мм, достаточно шлифования.
При шлифовании хромированных деталей часто появляются шлифовочные трещины,, которые возможны не только в слое хрома, но и в основном металле, где они особенно опасны для деталей, работающих при значительных переменных нагрузках. Трещины образуются даже при незначительном нарушении режимов резания. Причина заключается в том, что температурные напряжения, возникающие при шлифовании, складываются с напряжениями растяжения в хромовом слое, а также с напряжениями, вызванными различием коэффициентов линейного расширения хрома и стали. Шлифовочные трещины образуются наиболее часто на закаленных и азотированных сталях.
|
|
При больших толщинах хромового покрытия возрастает опасность отслаивания осадка. Тем не менее применяют покрытия толщиной до 1,6 мм.
Детали с небольшой толщиной слоя (5—7,5 мкм) хромируют около 15 мин. Толщина покрытия инструмента составляет 0,05 мм; пресс-форм для пластмасс 0,91 мм, подшипников скольжения, валов насосов, поршневых пальцев 0,2 мм и более. Номинальная толщина слоя для крупных валов составляет 1,4 мм. Поршневые кольца автотракторных двигателей хромируют на толщину 0,10—0,15 мм.
Электролитическое хромовое покрытие вследствие высокой твердости трудно прирабатывается, плохо смачивается маслами— все это затрудняет применение гладкого хромового покрытия в ряде узлов трения. Хромовое покрытие имеет очень прочную и тонкую оксидную пленку на поверхности, препятствующую осаждению на хром каких-либо мягких приработочных покрытий.
Пористое покрытие по сравнению с гладким прирабатывается значительно легче. Пористость способствует упругой и пластической деформации тонких поверхностных слоев.
Для улучшения прирабатываемости пары хром — сталь применяют оксидирование или фосфатирование стальной поверхности. Для лучшей прирабатываемости хромированных цилиндров двигателей на стенке гильзы создают слой пористого хрома с последующим нанесением на него тонкой пленки дисульфида молибдена или коллоидного графита и слоя органического вещества, обугливающегося при нагреве (патент США кл. 204-26 № 2980593). Нагрев слоя производят газовой горелкой до температуры свыше 230—260°С.
Хромирование, не оказывая заметного влияния на статическую прочность сталей, снижает их сопротивление усталости. Основной причиной этого считается наличие в слое хрома напряжений растяжения. В результате их действия, усиливаемого высокой хрупкостью покрытия, образуются трещины, становящиеся концентраторами напряжений.
Проведенные В. С. Борисовым испытания коленчатых валов диаметром 82 мм показали, что сопротивление усталости сохраняется как при изгибе, так и при кручении вала, если слой хрома на шейке не будет покрывать галтели, сопрягающие ее со щеками. При назначении хромирования для деталей, работающих при высоких переменных напряжениях, необходимо учитывать наличие конструктивных концентраторов напряжений и влияние их как на участке предполагаемого покрытия, так и вне его.
Низкотемпературный отпуск хромированных деталей несколько повышает их предел выносливости. Для снижения остаточных напряжений растяжения в покрытии целесообразно хромировать детали током переменной полярности. Ликвидировать отрицательное влияние хромового покрытия можно предварительным кратковременным азотированием или упрочнением деталей накатыванием.
Прочность хромового покрытия при циклических контактных нагрузках возрастает с увеличением прочности стального основания и толщины слоя; она больше для матовых осадков, чем для блестящих.
В отличие от разрушения стали и других металлов при контактных нагрузках разрушение хромового покрытия начинается с появления на его поверхности сетки трещин. По мере увеличения числа циклов нагружения ширина трещин увеличивается и могут возникнуть первые язвинки, чаще всего на пересечении трещин или у их границ. При малой прочности стального основания (стали 45 и 25) и больших контактных нагрузках может происходить пластическая деформация (раскатывание) рабочей поверхности, при этом в образовавшиеся трещины затекает основной материал. На более твердом основании трещины развиваются в основном материале под слоем хрома параллельно слою покрытия.
|
|
Хромированные поверхности целесообразно применять при работе в паре с баббитами, мелкозернистым чугуном или с деталями из мягких и среднезакаленных сталей при наличии смазочного материала и не слишком высоком давлении. Не рекомендуется хромировать детали, работающие в паре с титаном.
О целесообразности применения хромированных деталей в паре с бронзами единого мнения нет. Имеется положительный опыт работы пары хром — бронза БрАЖМц в шарнирно-болто-вых соединениях при использовании смазки. ЦПАТИМ-201. Испытания же хромированных поршневых пальцев автомобильных двигателей в паре с бронзой БрОЦСб—6—3 показали неудовлетворительные результаты: бронза налипала на хром (В. А. Шадричев). Отмечается также большая склонность хрома к схватыванию со свинцовистой бронзой. Алюминий и его сплавы с хромовым покрытием работают плохо.
Хромовое покрытие благодаря высокой твердости, мелкодисперсное™, хорошей теплопроводности и теплостойкости обладает высоким сопротивлением изнашиванию в условиях трения при граничной смазке. Хром в ряде случаев в 4—5 раз более износостоек, чем азотированная сталь, и в 10—15 раз — чем конструкционная сталь. Хромирование, однако, не заменяет закалки и цементации. Целесообразность хромирования закаленных и цементованных сталей определяется большей износо- и коррозионной стойкостью хрома.
Исследование И. С Вороницыным механизма изнашивания хромового покрытия методом рентгеноструктурного анализа показало, что поверхностные слои хрома в процессе трения подвергаются наклепу, испытывая значительную пластическую деформацию, после которой происходит отделение мельчайших частиц хрома.
|
|
Хром, мало изнашиваясь сам, почти не изнашивает сопряженную с ним стальную или чугунную поверхность. Повышение износостойкости сопряженной поверхности, работающей в паре с хромом, до некоторой степени подтверждается испытаниями С. Д. Стренга и Д. Т. Барвелла на износ стальных 1,4 мм. Поршневые кольца автотракторных двигателей хромируют на толщину 0,10—0,15 мм.
Электролитическое хромовое покрытие вследствие высокой твердости трудно прирабатывается, плохо смачивается маслами— все это затрудняет применение гладкого хромового покрытия в ряде узлов трения. Хромовое покрытие имеет очень прочную и тонкую оксидную пленку на поверхности, препятствующую осаждению на хром каких-либо мягких приработочных покрытий.
Пористое покрытие по сравнению с гладким прирабатывается значительно легче. Пористость способствует упругой и пластической деформации тонких поверхностных слоев.
Для улучшения прирабатываемости пары хром — сталь применяют оксидирование или фосфатирование стальной поверхности. Для лучшей прирабатываемости хромированных цилиндров двигателей на стенке гильзы создают слой пористого хрома с последующим нанесением на него тонкой пленки дисульфида молибдена или коллоидного графита и слоя органического вещества, обугливающегося при нагреве (патент США кл. 204-26 № 2980593). Нагрев слоя производят газовой горелкой до температуры свыше 230—260°С.
Хромирование, не оказывая заметного влияния на статическую прочность сталей, снижает их сопротивление усталости. Основной причиной этого считается наличие в слое хрома напряжений растяжения. В результате их действия, усиливаемого высокой хрупкостью покрытия, образуются трещины, становящиеся концентраторами напряжений.
Проведенные В. С. Борисовым испытания коленчатых валов диаметром 82 мм показали, что сопротивление усталости сохраняется как при изгибе, так и при кручении вала, если слой хрома на шейке не будет покрывать галтели, сопрягающие ее со щеками. При назначении хромирования для деталей, работающих при высоких переменных напряжениях, необходимо учитывать наличие конструктивных концентраторов напряжений и влияние их как на участке предполагаемого покрытия, так и вне его.
Низкотемпературный отпуск хромированных деталей несколько повышает их предел выносливости. Для снижения остаточных напряжений растяжения в покрытии целесообразно хромировать детали током переменной полярности. Ликвидировать отрицательное влияние хромового покрытия можно предварительным кратковременным азотированием или упрочнением деталей накатыванием.
Прочность хромового покрытия при циклических контактных нагрузках возрастает с увеличением прочности стального основания и толщины слоя; она больше для матовых осадков, чем для блестящих.
В отличие от разрушения стали и других металлов при контактных нагрузках разрушение хромового покрытия начинается с появления на его поверхности сетки трещин. По мере увеличения числа циклов нагружения ширина трещин увеличивается и могут возникнуть первые язвинки, чаще всего на пересечении трещин или у их границ. При малой прочности стального основания (стали 45 и 25) и больших контактных нагрузках может происходить пластическая деформация (раскатывание) рабочей поверхности, при этом в образовавшиеся трещины затекает основной материал. На более твердом основании трещины развиваются в основном материале под слоем хрома параллельно слою покрытия.
Хромированные поверхности целесообразно применять при работе в паре с баббитами, мелкозернистым чугуном или с деталями из мягких и среднезакаленных сталей при наличии смазочного материала и не слишком высоком давлении. Не рекомендуется хромировать детали, работающие в паре с титаном.
О целесообразности применения хромированных деталей в паре с бронзами единого мнения нет. Имеется положительный опыт работы пары хром — бронза БрАЖМц в шарнирно-болто-вых соединениях при использовании смазкиЦИАТИМ-201. Испытания же хромированных поршневых пальцев автомобильных двигателей в паре с бронзой БрОЦСб—6—3 показали неудовлетворительные результаты: бронза налипала на хром (В. А. Шадричев). Отмечается также большая склонность хрома к схватыванию со свинцовистой бронзой. Алюминий и его сплавы с хромовым покрытием работают плохо.
Хромовое покрытие благодаря высокой твердости, мелкодисперсное™, хорошей теплопроводности и теплостойкости обладает высоким сопротивлением изнашиванию в условиях трения при граничной смазке. Хром в ряде случаев в 4—5 раз более износостоек, чем азотированная сталь, и в 10—15 раз — чем конструкционная сталь. Хромирование, однако, не заменяет закалки и цементации. Целесообразность хромирования закаленных и цементованных сталей определяется большей износо- и коррозионной стойкостью хрома.
Исследование И. С. Вороницыным механизма изнашивания хромового покрытия методом рентгеноструктурного анализа показало, что поверхностные слои хрома в процессе трения подвергаются наклепу, испытывая значительную пластическую деформацию, после которой происходит отделение мельчайших частиц хрома.
Хром, мало изнашиваясь сам, почти не изнашивает сопряженную с ним стальную или чугунную поверхность. Повышение износостойкости сопряженной поверхности, работающей в паре с хромом, до некоторой степени подтверждается испытаниями С Д. Стренга и Д. Т. Барвелла на износ стальных гильз и хромированных поршневых колец двигателя внутреннего сгорания. Опыты свидетельствуют, что в процессе трения происходил перенос частиц хрома с поршневых колец на цилиндры толщиной слоя в среднем 0,00075 мкм (это около двух атомных расстояний). С увеличением длительности испытаний количество хрома на зеркале цилиндра не увеличивается. Наибольший перенос хрома отмечался в верхней и нижней частях цилиндра. Можно предположить, что хромированное кольцо работает по слою атомного хрома.
Для каждого вида хромового покрытия должны быть определены наиболее выгодные условия его применения.
Гладкое хромовое покрытие целесообразно применять для деталей, работающих в условиях достаточного смазывания и при небольших скоростях скольжения. В иных условиях гладкая поверхность хрома неработоспособна — на ней появляются риски и задиры.
Пористое хромовое покрытие менее износостойко, чем гладкое покрытие. В условиях же недостаточного смазывания преимущество имеет пористый хром, так как находящееся в порах смазочное масло предотвращает возникновение трения без СМ и образование очагов схватывания. Пористый хром, однако, не способен работать в паре с мягкими антифрикционными материалами, например с бронзами или с баббитом, —острые кромки слоя хрома срезают тонкую стружку мягкого металла, которая впрессовывается в поры хрома, что в результате приводит к трению однородных мягких материалов и к задирам. Износостойкость пористого хромового покрытия и сопряженной с ним поверхности в большой степени зависит от величины площадок хрома, ширины и глубины каналов между ними. Применительно к цилиндрам двигателя внутреннего сгорания установлено, что наибольшей износостойкостью обладает пористое хромовое покрытие с шириной каналов от 0,08 до 0,06 мм при числе площадок от 12 до 25 на 1 мм2.
Сравнительные испытания в условиях трения при граничной смазке показали, что износостойкость хромового покрытия по накатке в 1,5 раза выше износостойкости пористого хромового покрытия. Сопряженную поверхность пористое хромовое покрытие изнашивает в 2 раза больше, чем гладкое, или покрытие по накатанной поверхности.
Пятнистое покрытие лучше гладкого удерживает смазочный материал, но труднее прирабатывается пористое покрытие. Пятнистое покрытие в некоторой мере подобно покрытию хромом по накатке.
Гладким хромом покрывают калибры и мерительный инструмент, штампы, пресс-формы, гидравлические цилиндры, плунжеры и т. д. Стойкость мерительного инструмента при хромировании увеличивается в 8—10 раз, инструмента для холодной
протяжки — до 5 раз, валков холодной прокатки — от 3 до 4 раз. При хромировании значительно повышается износостойкость штампов и пресс-форм для обработки неметаллических материалов.
Износостойкость деталей при хромировании не повышается, если при их рабочей температуре происходит изменение твердости хрома. Поэтому штампы целесообразно хромировать при температурах их работы не выше 50°С
Хромирование плунжерных пар увеличивает их износостойкость в среднем в 2,5—3 раза и позволяет полностью восстанавливать изношенные детали.
С освоением процесса пористого хромирования получило распространение хромирование цилиндрических гильз и поршневых колец двигателей внутреннего сгорания. Хромированию подлежат либо гильза, либо кольцо. Хромированные поршневые кольца хорошо работают в паре с серым чугуном и азотированной сталью. Постановка новых хромированных колец в уже изношенные цилиндры допустима при овальности последних не более 0,15% от диаметра.
Вследствие большой трудоемкости процесса хромирование гильз не получило широкого распространения в автотракторостроении: в основном хромируют поршневые кольца, обычно верхнее.
Электр о ли ти че с кое никелирование предназначается для повышения износостойкости и для восстановления шпинделей металлорежущих станков, поршневых пальцев, гильз цилиндров, поршней гидравлических машин, направляющих, втулок и др. При восстановлении размеров толщина слоя может достигать 1,25 мм.
Коэффициент линейного расширения никеля близок к коэффициенту линейного расширения стали. При трении без СМ износостойкость никелевого покрытия в 2,5—3 раза выше, чем закаленной стали, и на 10—20% ниже, чем электролитического хрома. Мощность источников постоянного тока при никелировании в 3—4 раза меньше, чем при хромировании, а расход электроэнергии меньше в 20 раз.
Для увеличения твердости и прочности сцепления покрытия с основным металлом деталь подвергают нагреву в течение 1 ч при температуре 300—400°С
Железнение — процесс электролитического осаждения железа из водных растворов его закисных солей. Железо осаждают на катоде; анодом служат прутки или полосы малоуглеродистой стали.
Электролитически осажденное железо отличается высокой химической чистотой, благодаря чему его коррозионная стойкость выше, чем малоуглеродистой стали; по структуре состоит из вытянутых по направлению к покрываемой поверхности зерен; имеет предел прочности 350—450 МПа, относительное удлинение 5—10%, твердость НВ 100—240 в зависимости от состава электролита и условий электролиза. Последние совместно определяют размеры зерна, содержание в осадке водорода, остаточные напряжения и твердость. Остаточные напряжения могут вызвать растрескивание, разрыв и отслаивание покрытия.
Отпуск при температуре 250—350°С в течение 1,5—2 ч уменьшает водородную хрупкость осадка, повышает твердость на 5—10% и улучшает сцепление с основным металлом. Прочность сцепления колеблется от 20 до 200 МПа в зависимости от технологии процесса в целом и характера основного металла. При повышении температуры отпуска до 500—600°С остаточные напряжения снижаются на 15—20%, но при этом твердость покрытия убывает на 40—45% по сравнению с исходной.
Наиболее широкое применение железнение нашло как средство наращивания металла на изношенную поверхность стальных и чугунных деталей при восстановлении их размеров. Железнение является экономически весьма эффективным способом восстановления деталей: компоненты электролитов недефицитны, скорость наращивания слоя высокая, толщина слоя может достигать 8 мм. Если необходима более высокая твердость, например при восстановлении цементованных изделий, то прибегают к хромированию или цементации покрытия.
Для получения износостойких покрытий с повышенными механическими свойствами и улучшенной структурой железнение производят в электролитах, содержащих марганец или никель. Иногда применяют совместное осаждение на катоде железа и углерода. Содержание углерода в покрытии может быть доведено до 0,6%. Такие покрытия хорошо закаливаются и шлифуются. Покрытия получаются пористыми, с мелкими, равномерно распределенными порами.
Б. Д. Грозиным и его сотрудниками предложено покрытие из оксидированного слоя железа, нанесенного электролитическим осаждением на пористый слой хрома чугунного поршневого кольца. Осажденное железо сцепляется с пористым хромом, заполняет поры и укрепляет отдельные выступы хрома, предохраняя их от обламывания.
Серебрение, лужение, с в и нцеван и е и гальваническ и е покрыт и я с п лавами. Род и рование. Серебро — ковкий металл с температурой плавления 961°С хорошо смачивается смазочными маслами, обладает высокой теплопроводностью, стоек к воздействию кислот, содержащихся в маслах. Для создания антифрикционного слоя серебра толщиной до 1,2 мм применяют электролитическое осаждение или наплавку.
Недостаток серебрения связан со сложностью обеспечения прочного сцепления слоя с основой. Применение подслоя никеля или меди для улучшения сцепляемости, по данным некоторых работ, не дало положительных результатов.
Один из серьезных недостатков подшипников с серебряным покрытием — их повышенная чувствительность к загрязнениям, быстро выводящая подшипник из строя. Для лучшей при-рабатываемости подшипники часто покрывают тонким слоем свинца. Приработку таких подшипников следует проводить особенно осторожно, рекомендуется холодная обкатка.
Олово обладает значительной пластичностью и химической устойчивостью; температура его плавления 231,9°С Оловянные покрытия прочно сцепляются с основным металлом. Покрытие оловом используют для ускорения приработки поверхности чугунных и алюминиевых поршней и поршневых колец. Лужение этих деталей производят гальваническим способом. На поршнях покрытие осуществляется до прорезки канавок под кольца. Толщина слоя олова около 20 мкм, на поршневых кольцах крупных двигателей— 100 мкм.
Свинец—металл высокой пластичности и низкой механической прочности с температурой плавления 327,4°С; имеет малую теплопроводность. Свинцевание используют для улучшения приработки таких деталей, как пористо-хромированные поршневые кольца и вкладыши подшипников.
Существенным недостатком свинцового покрытия является коррозионное разрушение его с течением времени кислотами, содержащимися в смазочных маслах.
Свинцово-индиевое покрытие более стойко к действию кислот. Индий — ковкий, мягкий металл с температурой плавления 156°С Как компонент сплава он предназначен для устранения склонности свинца к растворимости в органических кислотах. Износ шеек коленчатых валов при таких покрытиях меньше, чем при свинцовых. Опыт эксплуатации свинцово-ин-диевых покрытий на втулках, залитых свинцовой бронзой, показал целесообразность и безопасность покрытий толщиной до 0,1 мм. Несмотря на наличие индия в покрытии, оно все же подвержено действию коррозии и поэтому в эксплуатации к маслам добавляют антиокислительные присадки.
Более доступны и более коррозионно-стойки свинцово-оло-вянные покрытия. Толщина слоя покрытия, наносимого на свинцовую бронзу, составляет 30—50 мкм. Сплав ПОС-5-11 с содержанием 5—117о олова и 89—95% свинца, осаждаемый в борофтористо-водородной ванне при температуре 18—25°С на поверхность стального вкладыша, может служить даже заменителем свинцовой бронзы.
Электролитическое родирование применяют для покрытия рабочих поверхностей коллекторов электрических машин, что увеличивает срок службы коллекторов, снижает сопротивление скользящего контакта и рабочую температуру коллектора. Поскольку покрытие родием удлиняет время притирки щеток (примерно в 3 раза), притирку щеток к коллектору следует производить до покрытия его родием.
13.2. НАПЛАВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Наплавка, применяемая при ремонте и в основном производстве, помимо восстановления изношенных поверхностей служит для повышения стойкости деталей и инструмента к абразивному изнашиванию, электрохимической коррозии, эрозии, кавитационному разрушению, окалинообразованию. Наплавка как процесс отличается большой гибкостью: непосредственно на рабочей поверхности изделию можно получить сплав с различным сочетанием свойств. Наплавка позволяет заменить в изделии высоколегированную сталь углеродистой или низколегированной сталями. Наплавка цветных металлов позволяет уменьшить их расход.
При наплавке происходит сплавление наносимого слоя с основным металлом, что обеспечивает хорошее их сцепление. Наименьшая толщина наплавленного металла при соответствующих способах наплавки может быть порядка 0,25 мм, верхний же предел технологически не ограничен. Производительность процесса высокая, возможность многократного восстановления изношенных деталей позволяет уменьшить расход металла на запасные части.
О высокой технико-экономической эффективности наплавки свидетельствует следующий пример. Длительное время проблема стойкости валков непрерывного трубопрокатного стана оставалась нерешенной. Использование легированных сталей для изготовления валков не дало существенного эффекта. В основном применяли кованые валки из стали 55. Для замены валков стан еженедельно 5—6 раз останавливался с простоями до 3 ч. Через 13—15 переточек валка дальнейшая его эксплуатация оказывалась невозможной. Средний годовой расход валков на стан составлял 300 шт. После введения наплавки по калибру валка средняя продолжительность работы стана повысилась в 4 раза, расход валков снизился в 23,7 раза, а производительность стана в результате сокращения простоев увеличилась примерно на 10%.
Необходимо регулировать долю основного металла в металле наплавки. Эта регулировка нужна для того, чтобы при наплавке высоколегированных металлов не происходило разбавления наплавленного слоя компонентами из основного металла, ухудшающими свойства слоя. Многослойная наплавка уменьшает влияние состава основного металла.
• Правильный выбор термических условий наплавки (температура до, во время и после наплавки) должен предупредить образование трещин в наплавленном металле и в зоне термического влияния и обеспечить определенную структуру в слое. Для предупреждения горячих трещин применяют предварительный подогрев. Его температура должна быть тем выше, чем больше склонность наплавленного металла к образованию трещин. Предварительный подогрев не требуется при наплавке на детали малых размеров.
Во время наплавки необходимо поддерживать температуру предварительного подогрева. При многоэлектродной наплавке и наплавке лентой приток теплоты в большинстве случаев достаточен и надобность в подогреве отпадает [15].
От скорости охлаждения зависит структура наплавленного металла, возможность образования холодных трещин и степень трудности последующей механической его обработки. В большинстве случаев скорость охлаждения должна быть 10—30°С/с. Крупногабаритные изделия по окончании наплавки необходимо подогревать для выравнивания температуры, после чего медленно охлаждать.
Слой наплавки низкоуглеродистой стали имеет невысокую твердость; ее можно повысить цементацией. Среднеуглеродистую сталь в наплавленном слое можно подвергнуть поверхностной закалке. Эти стали применяют для восстановления размеров шпинделей, валов и осей.
Предварительный подогрев деталей перед наплавкой и медленное их охлаждение после наплавки усложняют наплавочные работы. Для упрощения технологии более целесообразно производить легирование наплавленного металла малым количеством хрома, марганца и кремния.
Отбеленный чугун, получаемый при механизированной наплавке чугунной лентой под флюсом, отличается хорошей стойкостью в абразивной среде.
Для износостойких сплавов важна твердость. Высокой твердостью обладают карбиды. Чем больше карбидов в покрытии, тем оно тверже. Наибольшую износостойкость имеют железные сплавы, легированные марганцем, хромом, вольфрамом, титаном и другими металлами, карбиды которых находятся в структуре в виде твердых включений. Карбиды железа при высоких температурах сравнительно легко распадаются, переходя в раствор.
Покрытие из одних карбидов было бы чрезмерно хрупким. Нужна связующая основа, которая, обладая надлежащими прочностью и вязкостью, препятствовала бы выкрашиванию карбидов при работе наплавленного слоя.
Прочность и вязкость основы (феррита) может быть повышена соответствующим легированием никелем, марганцем, бором (до 0,4%) и другими присадками.
Выбор наплавляемого металла зависит от вида изнашивания поверхности и условий работы детали. В отдельных случаях требуется изыскание оптимального состава и структуры Толщина наплавленного слоя определяется: для деталей, работающих на трение скольжения, — припуском на износ; длz деталей, работающих при трении качения, — отсутствием на пряжений в основе, вызывающих пластическую деформацию для деталей, испытывающих действие переменных температур,— минимумом температурных колебаний на границе слоя с основой. В других случаях толщина наплавки определяете конструкцией.
Наплавленный металл вследствие возможного наличия в нем газовых пор, шлаковых включений, трещин и непроваров имеет более низкий предел выносливости, чем основной или кованый металл того же химического состава и структуры. Сопротивление усталости в зависимости от режима наплавки может снизиться до 25%. Упрочнение накатыванием действует благоприятно, но даже при оптимальных режимах наплавки не повышает предел выносливости до исходного.
Снижение сопротивления усталости следует учитывать при наплавке деталей, работающих при значительных переменных напряжениях.