Тема 4. Труд в природе и его образовательное значение

Цель работы. Показать роль экологических знаний в формировании у детей навыков труда в природе; раскрыть его содержание и методику руководства со стороны воспитателя.

План.

1. Значение организации труда в природе для обогащения представлений и знаний об окружающей среде детей дошкольного возраста.

2. Содержание и методика руководства организацией труда в природе детей дошкольного возраста.

3. Анализ задач одной из образовательных комплексных программ по формированию трудовых поручений в природе у детей дошкольного возраста (на примере одной возрастной группы ДОО).

4. Изучение и анализ знаний детей по данной теме (одна возрастная группа), в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Методические указания. Раскройте значение труда для обогащения детей представлениями и знаниями об окружающей среде, для совершенствования у них сенсорных и мыслительных процессов, для формирования положительных качеств личности, воспитание деятельной любви к природе.

Проанализируйте программу воспитателя в д/с и выясните конкретные задачи трудовых поручений для данной возрастной группы. Изучите план воспитательной работы (на лето и осень), отметьте, какие знания, умения и навыки приобрели дети, каковы были темы занятий, их цель.

Проведите наблюдения за детьми в уголке природы, зафиксируйте результаты и дайте анализ по следующим позициям:

1) содержание и виды деятельности дошкольников, уход за растениями, животными и т.д.;

2) уровень сформированности у них трудовых навыков (умение понять задачу, организовать свой труд, действовать рационально и результативно);

3) отношение детей к труду (имеется ли интерес к работе по уходу за живыми объектами; чувство ответственности, как это проявляется);

4) совместные действия дошкольников в процессе труда в природе (согласованность, взаимопомощь, взаимная оценка и др.);

5) приемы руководства деятельностью детей со стороны воспитателя (направленность на организацию деятельности, использование способов индивидуального руководства, обучение действиям, оценка результативности и др.);

6) содержание знаний, которые дети проявили в ходе труда в природе, а также вновь приобретенные.

На основе результатов анализа уточните задачи и методы руководства трудовой деятельностью детей в природе и проведите соответствующую педагогическую работу. Проанализируйте результаты и проведите сравнение с первоначальными данными.

Приложите к контрольной работе: перспективный план проведения труда детей в природе (одной их возрастных групп ДОО - на квартал), 1конспект трудовой деятельности, фотографии детей, выполняющих трудовые поручения.

Тема 5. Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников

Цель работы. Показать роль и практическое использование дидактических игр в усвоении детьми знаний о природе.

План.

1. Сущность дидактических игр, их место в экологическом образовании дошкольников.

2.  Особенности проведения дидактических игр в усвоении детьми знаний о природе, соответствие их содержания сезонным изменениям в природе.

3. Анализ задач одной из образовательных комплексных программ по формированию у детей знаний о природе (на примере одной возрастной группы ДОО).

4. Использование дидактических игр для ознакомления детей с природой (одна возрастная группа).

Методические указания. Раскройте сущность дидактических игр, определите их место в ознакомлении детей с окружающей средой, отметьте особенности проведения игр с природным материалом, обратите внимание на соответствие их содержания сезонным изменениям в природе, остановитесь на вопросах воспитания бережного к ней отношения и т.д. Изучите программу воспитателя в д/с, сформулируйте конкретные задачи, для решения которых может быть использована дидактическая игра.

Проанализируйте календарные планы воспитателей своего детского сада за квартал (в смежных возрастных группах), установите, какие дидактические игры и как часто используются для ознакомления детей с природой, какие программные задачи с их помощью решаются.

Составьте перечень природоведческих игр, опишите правила (выполнить картотеку). Подготовьте для одной возрастной группы конспект проведения новой (или варианты известной) игры. Организуйте игру, запишите ее название, отметьте, самостоятельно ли она разработана или заимствована из литературы. Укажите, для реализации каких дидактических задач предназначена, насколько связана с предшествующей работой (закрепление знаний, полученных на занятии, экскурсии, в повседневных наблюдениях, в процессе труда, в уголке природы или на участке), соответствует ли ее содержание и правила возрастным особенностям детей и их подготовки, обратите внимание на лежащие в ее основе приемы ознакомления с природой. Зафиксируйте время и место проведения игры, определите, как реализованы поставленные задачи.

К работе приложите картотеку дидактических игр по ознакомлению с природой, 1конспект разработанной игры, фотографии ее проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: