Личностный этап психосинтеза метод разотождествления

На первой стадии формирования устойчивой личности, способной адекватно выражать себя в повседневной жизни, Р. Ассаджиоли выделял два необходимых процесса, протекаю­щих практически параллельно: глубокое познание своей личнос­ти и контроль над различными ее элементами. Как на первом, так и на последующих этапах психосинтеза необходимо, чтобы рядом присутствовал специалист, уже прошедший этот путь. На первом этапе это может быть опытный квалифицированный психотерапевт или практикующий психолог. На последующих этапах необходимо присутствие Духовного Учителя, который

способен вывести блуждающего в лабиринте своей психики путника на правильную дорогу.

Первый этап предполагает использование множества практических методов, разработанных в рамках различных на­правлений практической психологии. Главное — с их помощью суметь научиться управлять характеристиками, присущими здоровой личности.

Р. Ассаджиоли выделял такие личностные характери­стики, как ощущения, эмоции-чувства, импульсы-желания, воображение, мышление, интуиция. За счет постепенного совершенствования этих характеристик человек обретает волю, без которой невозможно дальнейшее продвижение на пути к самопознанию и реализации. Ассаджиоли рассматривал волю как необходимый атрибут полноценного «Личного Я».

Исходя из принципа «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем», Р. Ассаджиоли разработал метод де-идентификации (разотождествления) (Ассаджиоли, 1997). Суть этого метода в том, что мы можем контролировать лишь то, с чем мы себя деидентифицируем, то есть то, с чем мы себя не отождествляем.

Каждый раз, когда мы идентифицируем себя со слабостью, виной, страхом и другими эмоциями, — мы ограничиваем себя. Мы говорим: «Я в унынии» или «Я раздражен», и тогда очень легко нами может овладеть депрессия. Если при тех же обстоятельствах мы скажем примерно следующее: «Меня пытается поглотить волна уныния», — бдительное «Я» не потерпит вторжения этого состояния. Оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния, не будучи поглощенным ими. Часто даже этого бывает достаточно, чтобы выиграть битву с нежелательной эмоцией.

Вот одно из многочисленных упражнений по разотождест-влению.

Упражнение 1

По Томасу, 1992.

Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколь­ко глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и ос­мысленно скажите себе следующее.

1. «Я обладаю телом, но я — не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это не затрагивает меня самого, моего подлинного «Я». Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но сам я — не оно. Я обладаю телом, но я не тело».

Теперь закройте глаза и повторите про себя общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: «я обладаю телом, но я не тело». Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт лич­ного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим частям упражнения.

2. «Я обладаю чувствами, но я — не чувства. Мои чувства многообразны, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. «Я» остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я — не гнев. Совершенно очевидно, что чувства — не я. По­скольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что сам я — не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства».

3. «Я обладаю умом, но я — не ум. Мой ум — это ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не пред­ставляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум».

Далее следует этап отождествления. Говорите себе мед­ленно:

4. «После разотождествления себя с ощущениями, чувства­ми и мыслями я сознаю, что я — центр чистого самосознания.

Я — волевой центр, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их». Сосредоточьтесь на основной идее: «Я — центр чистого самосознания и воли».

Цель настоящего упражнения — войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, далее можно будет видоизменить упражнение, сосре­дотачиваясь на его опытном постижении, и быстро проходить этапы разотождествления:

«Я обладаю телом, но я — не тело.

Я обладаю чувствами, но я — не чувства.

Я обладаю умом, но я — не ум».

5. После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления следующим образом:

«Кто же я в таком случае? Что остается после того, как я разотождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего «Я» — это центр чистого самосознания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни; то, что дает мне чувство бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром, сознаю его устойчивость и силу».

Конечная цель данного упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы разотождествления, пребывать в «Я» столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании в любой ситуации можно будет занимать позицию стороннего наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть ситуацию, ее причины и наилучшую линию поведения в ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: