Модуль II. Психология деятельности педагога

Тема 1. Психология педагогической деятельности и личности педагога

Часть 1. Психолого-педагогическая характеристика педагогической деятельности

1. Основные функции педагогической деятельности и ее структура.

2. Этапы педагогической деятельности: подготовительный, процессуальный, этап анализа результатов деятельности.

3. Психологические модели педагогической деятельности.

4. Мотивация педагогической деятельности.

5. Профессия педагога и педагогические способности.

6. Педагогические функции и умения.

7. Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя, как высшая форма самореализации педагога в педагогической деятельности.

Контрольные вопросы:

1.Специфика, структура и психологическое содержание педагогической деятельности.

2. Проблемы психологической готовности к педагогической деятельности.

3. Критерии эффективности педагогической деятельности, основные функции педагога.

4.Структура психологического анализа урока.

5. Что входит в структуру внешних и внутренних мотивов педагогической деятельности?

6. Есть ли однозначная связь между способностями педагога и характером реализуемых функций?

Часть П. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога. Профессиональное развитие и деформации личности педагога

1. Этапы профессионального развития педагога.

2. Различия между молодыми и опытными педагогами.

3. Трудности педагогической деятельности начинающего учителя, кризис первого года и пути его преодоления.

4. Особенности продуктивных и непродуктивных учителей.

5. Критерии оценки педагогического мастерства. Типологическая характеристика учителей разного уровня педагогического мастерства.

6. Профессиональная деструкция педагога и факторы, ее обусловливающие. Виды профессиональной деструкции педагогов.

7. Рост агрессии и агрессивности как отражение профессиональной деформации педагогов.

8. Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации.

9. Психологическое здоровье учителей.

Часть Ш. Психологические аспекты личности педагогов

1. Современные требования к личности педагога. Место учителя в современном обществе.

2. Структура личности учителя. Интегральные характеристики личности: педагогическая направленность, педагогическая компетентность, интеллектуальная и эмоциональная гибкость

3. Способности и профессионально важные качества педагога.

4. Стилевые особенности педагогов:

· стили деятельности, характеризующие подготовку к уроку (подготовительные стили) (Аминов Н.А.,1997);

· стили деятельности, связанные с проведением урока (Субботин С.В., 1987; Маркова А.К. и Никонова А.Я., 1987; Звонарева Н.А., 2000);

· стили побуждения учащихся к учению;

· стили подачи учебного материала;

· ориентация на развитие или результативность учащихся (Аминов Н.А., 1993);

· стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента;

· стили педагогического руководства и их восприятие учащимися. Отношение учащихся к стилям руководства педагогов;

· стили педагогического общения.

5. Типы учителей:

· на основании их профессиональной позиции, роли (Тален М.)

· в зависимости от развитости у учителей профессионально важных качеств и направленности в процессе педагогической деятельности на те или иные цели (Рогов Е.И., 1998);

· по установке на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися (Атаханов Р. и Бобкова М.Г., 2007); и т.п.

6. Гендерные различия деятельности и личности педагогов.

7. Методы и методики изучения профессиональных склонностей, интересов, уровня общих и специальных (педагогических) способностей будущих учителей-предметников.

Контрольные вопросы:

1. Какая разница между стилем деятельности и стилем поведения?

2. Каковы основные стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера?

Задание 1. Законспектировать карту уровней профессиональных категорий учителей (типы учителей), используя следующую литературу:

1. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

2.  Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с. (с.168-169).

Таблица2

Уровни и категории

Их характеристики

главные характреистики уровня (профессионализм, творчество, мастерство, результативность, эффективность, оптимальность. индивидуальность) характер затруднений, недостатков, ошибок прогноз дальнейшего профессионального роста и рекомендации
6. Учитель-профессионал      
5. Учитель- исследователь      
4. Учитель –новатор      
3. Учитель-мастер      
2. Учитель      
1.Учитель-стажер (после вуза)      
0. Профессию учителя лучше оставить      

Задание 2:

1. Составить профессиограмму учителя (русского языка и литературы и др.).

2. По собственным воспоминаниям опишите личность того учителя, о котором у вас сохранилось наиболее яркое впечатление: какие качества учителя оставили у вас наиболее глубокий след и почему?

 Что вас лично более всего:

а) привлекает в деятельности учителя и 

б) что затрудняет? Какими путями вы преодолеваете эти трудности?

3. Вспомните, какой тип взаимодействия преобладал у учителей вашего класса?

Рекомендуемая литература:

1. Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М., Шурыгина И.И. Учителя и ученики: два мира? М.: Просвещение, 1992.

2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПБ.: Питер, 2012. – 640 с. (Серия «Мастера психологии»).

3. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. – 366с: ил. – (Серия «Краткий курс»).

4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

5. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов-на-Дону, 1995.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

7. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.

8. Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

9. Миронова М.И. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. – 1998. - № 1.

10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – (Серия «Мастера психологии»).

11. Романова Е.С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. СПб: Питер, 2006. -464 с.

12. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Издательство ЭКМОС, 1999.

13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: