Тема 1. Психология педагогической деятельности и личности педагога
Часть 1. Психолого-педагогическая характеристика педагогической деятельности
1. Основные функции педагогической деятельности и ее структура.
2. Этапы педагогической деятельности: подготовительный, процессуальный, этап анализа результатов деятельности.
3. Психологические модели педагогической деятельности.
4. Мотивация педагогической деятельности.
5. Профессия педагога и педагогические способности.
6. Педагогические функции и умения.
7. Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя, как высшая форма самореализации педагога в педагогической деятельности.
Контрольные вопросы:
1.Специфика, структура и психологическое содержание педагогической деятельности.
2. Проблемы психологической готовности к педагогической деятельности.
3. Критерии эффективности педагогической деятельности, основные функции педагога.
4.Структура психологического анализа урока.
5. Что входит в структуру внешних и внутренних мотивов педагогической деятельности?
|
|
6. Есть ли однозначная связь между способностями педагога и характером реализуемых функций?
Часть П. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога. Профессиональное развитие и деформации личности педагога
1. Этапы профессионального развития педагога.
2. Различия между молодыми и опытными педагогами.
3. Трудности педагогической деятельности начинающего учителя, кризис первого года и пути его преодоления.
4. Особенности продуктивных и непродуктивных учителей.
5. Критерии оценки педагогического мастерства. Типологическая характеристика учителей разного уровня педагогического мастерства.
6. Профессиональная деструкция педагога и факторы, ее обусловливающие. Виды профессиональной деструкции педагогов.
7. Рост агрессии и агрессивности как отражение профессиональной деформации педагогов.
8. Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации.
9. Психологическое здоровье учителей.
Часть Ш. Психологические аспекты личности педагогов
1. Современные требования к личности педагога. Место учителя в современном обществе.
2. Структура личности учителя. Интегральные характеристики личности: педагогическая направленность, педагогическая компетентность, интеллектуальная и эмоциональная гибкость
3. Способности и профессионально важные качества педагога.
4. Стилевые особенности педагогов:
· стили деятельности, характеризующие подготовку к уроку (подготовительные стили) (Аминов Н.А.,1997);
· стили деятельности, связанные с проведением урока (Субботин С.В., 1987; Маркова А.К. и Никонова А.Я., 1987; Звонарева Н.А., 2000);
|
|
· стили побуждения учащихся к учению;
· стили подачи учебного материала;
· ориентация на развитие или результативность учащихся (Аминов Н.А., 1993);
· стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента;
· стили педагогического руководства и их восприятие учащимися. Отношение учащихся к стилям руководства педагогов;
· стили педагогического общения.
5. Типы учителей:
· на основании их профессиональной позиции, роли (Тален М.)
· в зависимости от развитости у учителей профессионально важных качеств и направленности в процессе педагогической деятельности на те или иные цели (Рогов Е.И., 1998);
· по установке на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися (Атаханов Р. и Бобкова М.Г., 2007); и т.п.
6. Гендерные различия деятельности и личности педагогов.
7. Методы и методики изучения профессиональных склонностей, интересов, уровня общих и специальных (педагогических) способностей будущих учителей-предметников.
Контрольные вопросы:
1. Какая разница между стилем деятельности и стилем поведения?
2. Каковы основные стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера?
Задание 1. Законспектировать карту уровней профессиональных категорий учителей (типы учителей), используя следующую литературу:
1. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
2. Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с. (с.168-169).
Таблица2
Уровни и категории | Их характеристики | ||
главные характреистики уровня (профессионализм, творчество, мастерство, результативность, эффективность, оптимальность. индивидуальность) | характер затруднений, недостатков, ошибок | прогноз дальнейшего профессионального роста и рекомендации | |
6. Учитель-профессионал | |||
5. Учитель- исследователь | |||
4. Учитель –новатор | |||
3. Учитель-мастер | |||
2. Учитель | |||
1.Учитель-стажер (после вуза) | |||
0. Профессию учителя лучше оставить |
Задание 2:
1. Составить профессиограмму учителя (русского языка и литературы и др.).
2. По собственным воспоминаниям опишите личность того учителя, о котором у вас сохранилось наиболее яркое впечатление: какие качества учителя оставили у вас наиболее глубокий след и почему?
Что вас лично более всего:
а) привлекает в деятельности учителя и
б) что затрудняет? Какими путями вы преодолеваете эти трудности?
3. Вспомните, какой тип взаимодействия преобладал у учителей вашего класса?
Рекомендуемая литература:
1. Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М., Шурыгина И.И. Учителя и ученики: два мира? М.: Просвещение, 1992.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПБ.: Питер, 2012. – 640 с. (Серия «Мастера психологии»).
3. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. – 366с: ил. – (Серия «Краткий курс»).
4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
5. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов-на-Дону, 1995.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
7. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.
8. Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
9. Миронова М.И. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. – 1998. - № 1.
10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – (Серия «Мастера психологии»).
|
|
11. Романова Е.С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. СПб: Питер, 2006. -464 с.
12. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Издательство ЭКМОС, 1999.
13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.