Раскройте понятие совместно-разделённая предметная деятельность в контексте работы с детьми, имеющими нарушения развития

Совместно-разделенной предметной деятельности – это форма совместной деятельности ребёнка и взрослого, при которой как бы две силы складываются, но взрослый должен свое усилие постепенно ослаблять, вплоть до того момента, когда ребенок становится почти самостоятельным.

Суть метода совместно-разделённых действий заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. На начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка. Например, взрослый подносит чашку, а ребёнок пьёт. Педагог проговаривает всю фразу, а ребенок лишь подхватывает и завершает ее. Но очень скоро доля активности последнего увеличивается и, в конце концов, доводится до максимального уровня, когда субъектом деятельности выступает ребенок, а педагог наблюдает, оценивает, сопровождает его действия инструкцией. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для ребёнка с ТМНР.

Именно в процессе совместных действий взрослого и ребенка у последнего активно формируются первоначально простейшие, а затем все более сложные умения. ребенок овладевает действием поэтапно, в начале обучения ребенка навыку все действия взрослый совершает сам - на этом этапе действия еще нет, поскольку все действие совершается обучающим лицом. Затем ребенок побуждается к первой активности, выполняет отдельные доступные для него операции - здесь действие становится совместным и разделенным между взрослым и ребенком. Постепенно часть действия, выполняемая взрослым, становится все меньше, а часть, выполняемая ребенком, при возрастании его активности в совместной деятельности, - все больше. При этом педагогу важно построить обучение таким образом, чтобы мера трудности каждой последующей задачи возрастала.

Пример из книги С. Н. Мареева Э. В. Ильенков «Жить философией»

«... совместно-разделенную деятельность, которая и стала основным и сознательно применяемым методом обучения слепоглухонемых детей. И это достаточно простая вещь, если представить себе, как крестьяне учили своих детей пользоваться косой, которой косят траву. Взрослый мужчина становится за спиной подростка, берет в свои руки его руки, держащие косу, и начинает водить косой, как это обычно делается при косьбе, побуждая и ребенка прикладывать также усилие в соответствующем направлении. Здесь как бы две силы складываются. Но взрослый должен свое усилие постепенно ослаблять, вплоть до того, когда все достается только ребенку. И сердце ребенка наполняется радостью, когда он убеждается, что у него это получается.

Сначала педагог вносит в рот ребенку ложку с пищей и сразу ее опрокидывает. Затем вносит ложку, но не опрокидывает, а задерживает во рту ребенка: его задача — слизнуть пищу с ложки. Затем ложка уже не вносится, а подносится ко рту, касаясь губ в разных местах, так что ребенку приходится как бы “ловить”. Наконец, делается попытка вызвать поисково-ориентировочную реакцию на запах и температуру пиши, находящейся где-то у рта, но рта не касающейся»

Назовите навыки самообслуживания, расскажите об особенностях их формирования у детей с нарушениями развития.

Навыки самообслуживания:

1. Одевание, раздевание (застегивание пуговиц, зашнуровывание шнурков)

2. Умывание, расчесывание

3. самостоятельный прием пищи (умение пользоваться вилкой, ложкой)

4. Гигиенические навыки при ходьбе в туалет

5. Ухаживать за собой во время приема пищи (способность принести посуду, помыть ее за собой)

6. Содержание в чистоте и порядке своего гардероба (способность счистить снег или грязь с ботинок, повесить одежду в шкаф и т.д.)

7. Расстелить и убрать постель.

Приобретение навыков самообслуживания значительно улучшает качество жизни «особенных детей», помогает устранить трудности, возникающие из-за наличия множественных нарушений развития.

Важно для формирования НС: - семейное воспитание, нацеленное на обучение НС,

Формирование навыков самообслуживания зависит от стилей воспитания, условий и социальной среды

ГИПЕРОПЕКА: Детей, воспитываемых в таких условиях, не приучают к самостоятельности и выполняют все его прихоти, вследствие чего НС не формируются,также не формируется ни цель, ни мотивация к самостоятельному овладению умениями и правилами по уходу за собой.

АВТОРИТАРНЫЙ: родители не принимают дефекта ребёнка и предъявляют ему требования как к здоровому ребёнку. Ими не принимается тот факт, что развитие аномальных детей носит специфичный характер и требует особых условий воспитания. Вследствие неадекватных требований ребёнок упускает возможность обучиться НС, он не может приложить нужных умственных и физических усилий. Ребёнок не стремится преодолевать трудности, возникающие в процессе формирования НС, не верит в успех своей деятельности. У детей, воспитывающихся в данных условиях, не происходит формирование мотивации, необходимой в процессе обучения НС.

ИГНОРИРОВАНИЕ аномального развития: ребёнок не получает должного воспитания и обучения, направленного на формирование у него умений. Замедлено развитие, не приняты меры по формированию навыков ухода за собой. При игнорировании ребёнок предоставлен сам себе, вряд ли успешно справиться с выполнением определенных операций и овладением НС. Сам ребёнок не знает, как выполняется самообслуживающая деятельность, и никто его не стремиться научить. Предоставленный самому себе ребенок сможет освоить некоторые операции самообслуживающей деятельности, но полученные умения будут поверхностными и фрагментарными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: