Типология современных государств

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ                     федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение     высшего образования                                                                                 КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. П. АСТАФЬЕВА                                                                 (КГПУ им. В.П. Астафьева)

 

 

Исторический факультет

кафедра политологии и права

 

 

Кох Дмитрий Валерьевич

 

 

                                          курсовая работа за 2 курс

 

 

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

 

41.03.04 «Политология»

Профиль «Российская политика»

 

 

                    

 

                                                                                                    Руководитель:

                                                                      Баскаков Илья Александрович

                                                        ст.преп. кафедры политологии и права

                                                                             КГПУ им. В.П. Астафьева

 

                                                                                               Дата защиты_________________

                                                                                               Оценка______________________

                                                                                                                                       прописью

                                        Красноярск 2019

                                                                                                                                                                                          ……………………………….. Оглавление                

 

Введение………………………………………………………...……………………3                                                                                                                                                             1.Основы типологии государств………………………………………………….5                                                2.Критерии типологии государства…………..…………………………………10                                                                                                                                                                                       3.Критерии образования современных государств……………………………….15 4.Типология современного государства Южная Корея………………………….20                                                                                                                                                                            Заключение …………………………………………………………………………25                                                                                                                                                    Библиографический список………………………………………………………..27

 

                                                  Введение

       Возникновение первобытных общин, захватнических или освободительных войн, восстаний; применение научных открытий, создание чудес искусства и архитектуры, разнообразие культурных и этнических особенностей народов; приход к власти сильнейших и авторитетных лидеров, формирующих особенности жизни людей в странах,- все эти события позволили впоследствии выделить типы государств. Политология – это не наука без лица.     ………Исторические события, войны, восстания, перевороты смогли повлиять, или даже радикально изменить типы государственности своих стран. Каждое государство прошло долгий путь, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении.    В настоящее время типология государств обоснованно занимает одно из значимых мест в науке, потому с ее помощью возможно предугадать  и развитие событий, и изменения  на геополитической карте мира.                                                                 .       Типология  - это  в известном смысле классификация государств по определенным качественным признакам, характерным чертам и особенностям, присущим им на определенном этапе развития. При исследовании условий функционирования института государства в определенной исторической обстановке неизбежно осуществляется выявление взаимосвязей государства с правовой системой, правовой культурой, с негосударственными социальными институтами, и т.                                                                                                                            Целью                    . Цель: изучение теорий типологии современных государств.                                                       ……… Задачи: ….                                                                                                                                                  ……....1.Рассмотреть базовые теории и критерии типологии государств;.                                                   ………2.Выявить причины, которые влияют на изменения типологии             ………государств;                                              .       .                                                                                                          ………3.Рассмотреть…типы..современных..государств.                                                            ………4.Провести исторический анализ страны,определить типологию......               ………государства  (пример).                                                                                                                              .               ……… Объект исследования: государство, как общественное и многогранное явление.                            ………….                                                                                                                                   ………….. Предмет исследования: типология государства, как вид систематизации, основанный на выделении сущностных признаков и критериев государства. Изучение с позиции естественно-исторического прогресса развития государства и общества.[1]                                                                                                              ...        

 

 

       1.     Основы типологии государства

       С тех пор как государство   стало объектом научных исследований,  выделения   типов государств и правовых систем, их сравнительный анализ  постоянно были в центре внимания ученых - и юристов, и философов. Классификация государств, по определённым критериям, на основе их общих признаков, отражающая присущие различным государствам их общие закономерности возникновения, этапы развития и функционирования и есть типология государств. Проблема типологии государств состоит в трудностях, с которыми  сталкиваются исследователи при разработке критериев, выделяя те или иные типы государства. В современном научном мире проблемы типологии государства рассматриваются как с формационных, так и с цивилизационных позиций. Эти две позиции были взяты за   некую основу типологии государства и  они является преобладающими, но не абсолютными в отношение современных…государств.                                                                                                      ………Формационный подxод дает представление о государстве как об аппарате насилия одного класса над другим. Главным критерием являются социально-экономические признаки. В его основе лежит учение об общественно- экономической формации, которая включает в себя: тип производственных отношений - базис, и соответствующий ему тип надстройки, такой как государство или право. Именно базис, как тип производственных отношений, является по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который формирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Производственные отношения же и определяют  принадлежность государственной власти определенному классу (выделяются рабовладельческий, буржуазный, феодальный, социалистический типы…государства). В формационном подxоде, в качестве основы  используются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, происходящие в сфере производства, что приводит к социальным революциям и изменениям государственно-политического строя.   Для  него  характерен  принцип  цикличности.  Так  же для формационного подхода отмечается такая особенность-все развитие…государства рассматривается через его экономику.                                                                         Рис.1. К. Маркс (1818-1883гг) Ф.Энгельс (1820-1895гг)    В.И. Ульянов (Ленин)(1870-1924гг)

         Основателем цивилизационного подхода считают английского историка Арнольда Тойнби. Он впервые дал понятие цивилизации и развил идею типологии, основывающуюся на культурном элементе.                                                                                                                                  А. Тойнби пишет: «Культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации».                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

 

Рис.2. А. Тойнби (1889-1975гг)

       Цивилизационный подход основан на развитии в государстве фактора культуры: системы ценностей, моральных норм и стандартов поведения, мировоззрения (выделяются восточный и западный типы государств, а также древнее, средневековое и современное государства). Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество, его специфика, взаимодействие его отдельных сфер: экономика, политика, право, культура, социальная идеология, религия, обычаи и традиции, - все это  представляет собой целостное образование - цивилизацию. Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества[2]. Первый принцип заключается в том, что сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.  То есть, рассматривая государство, надо учитывать   устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого. Вторым не менее важным принципом является государственная власть, как центральное явление мира и политики, которое  может рассматриваться в то же время как часть культуры. К третьему признаку можно отнести разнородность культур. Этот признак позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.    С тех пор как государство и право стали объектами научных исследований, проблемы их классификации, выделения видов или типов государств и правовых систем, их сравнительного анализа постоянно были в центре внимания ученых - юристов, и философов.  Необходимо рассмотреть те типы государства, которые исторически связаны с современным государством в виду исторического преемства. Типология - важное средство повышения содержательности научной информации, поскольку она дает возможность сделать максимальное число утверждений и выводов о признаках и свойствах объекта по месту, занимаемому им в классификационной системе. Часто можно услышать, что классификация  -  это основа каждой науки,  позволившее свести  все многообразие к определенному единству и выявить определенные закономерности.    ………           ………Как любая теория и формационный, и цивилизационный подходы не являются абсолютно верными, а потому данные концепции имеют свои недостатки и огрехи.  Первым объективным недостатком является историческая сложность и многогранность процесса возникновения государства и права, трудности его объективного восприятия. Субъективно: невозможность однозначного объяснения процесса возникновения государства и права со стороны исследования, т. к. они имеют не совпадающие экономические, политические, идеологические, религиозные, морально-нравственные взгляды и интересы. Более результативно было бы   совместное использование формационного и цивилизационного подходов для построения типологии государства, но  надо учитывать, что  цивилизационный подход должен применяться в качестве дополнения к формационному. Позитивные стороны каждого подхода, взятые в единстве, дополняют друг друга и  позволяют более глубоко и основательно разобраться с типологией государства. Можно сказать, что основания формационного подхода отражают особенности экономического состояния государства и раскрывают закономерные взаимосвязи экономических отношений и типа государства. Бесспорно, что  экономика почти  на всех этапах общественного развития оказывала и оказывает значительное воздействие на государство. Однако это не является единственное средство  государственного развития. Государство представляет собой систему взаимосвязанных элементов, где политический, социокультурный, экономический элементы являются основными составляющими, и все они более или менее влияют на государственность. Цивилизационный подход исследует государство с позиций социокультурного фактора и дает представление о характере влияния этих факторов на формирование и развитие государства. В отличие от формационной теории, обосновывающей развитие  государства экономическими факторами, цивилизационная же  концепция доказывает существование роста благополучия государства и  духовными факторами.     ………..                                                                                                          …………Учитывая все вышеописанное, многие правоведы, в том числе М.Н. Марченко, В.С. Афанасьев, начали говорить о необходимости создания подхода, соединявшего в себе особенности двух основных типологий, при этом лишенного их недостатков, или же компенсировавшего их. Итак,  обозначенный интегративный подход должен был строиться на основании совокупности указанных позитивных сторон формационного и цивилизационного подходов, где положения первого подхода  являются базовыми, структурирующими, а второго подхода  - дополнительными. Однако несмотря на усилия многих сторонников этого подхода, до сих пор нельзя назвать его целостным и полностью разработанным, в первую очередь из-за отсутствия четких критериев для…типологизации.                                                                                                                                                        …….. Таким образом, каждая из выше рассмотренных  типологий государств имеет свое научное значение и свои  неоспоримые достоинства, но вместе с тем, они не лишены и значительных недостатков. Ни одна из представленных классификаций государств, ни социально-экономический фактор, ни социально-культурный, не могут  сегодня считаться универсальными, обобщающими, потому что за их пределами остаются неохваченные иные, другие  типы государств.                                      

                             

       

       2.       Критерии типологии государства

            В предыдущей главе было определено, что   главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация), а для цивилизационного подхода свойственен  культурный  критерий (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.) Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом…идеально-духовных…факторов.                                                                                                                            ……….Английский историк А. Тойнби утверждал, что цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, главным критерием которого является общность религиозных, этнических, географических и других…признаков. А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения, к которым относятся. возникновение, рост, надлом, разложение в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельно взятой  цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая ведет  за собой инертное  пассивное большинство.  В этом  А. Тойнби видел  прогресс в духовном совершенстве поколений людей, а значит и прогресс и развитие новых типов..государств. Американский..социолог…Уолт…Ростоу главным критерием считал стадии экономического развития, он показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал в благосостоянии…общества:                                                                                                                         ………1)традиционное…общество,                                                                                                                        ………2)переходное…общество,                                                                                                                         ………3)общество,..переживающее…процесс…сдвига,                                                                    ………4)созревающее…общество,                                                                                                                  …… 5)общество, достигшее высокого уровня народного потребления.          ………Существует также критерий, который зависит  от путей и степени участия «воли индивидуумов» в создании и укреплении правопорядка. Критерий этот довольно расплывчатый, но согласно ему государства делятся на демократические государства и недемократические (автократические).     На    сегодняшний  день  весьма широко применяется классификация государств в зависимости от существующего в них  политического режима:                                                                                               ………1)тоталитарные,                                                                                                                                                  ………2)авторитарные,                                                                                                                                                       ………3)либеральные,                                                                                                                                                      ………4)демократические.                                                                                                       ………1.В тоталитарном государстве  власть находится или в руках правящей элиты, или у  диктатора. Народ никак не участвует в управлении государством. Права и свободы граждан ничем не гарантированы,  в государстве действует принцип власти: «Запрещено все, кроме разрешенного законом».                                    ………2.Авторитарное государство отличается от тоталитарного тем,  что хотя и в ограниченно, но  элементы демократизма и законности в нем существуют.                   ………3.Либеральное государство  создает условия для правовой автономии личности и  не допускает  необоснованного вмешательства государства в личную жизнь индивидуума. Эти права законодательно закреплены, но не всегда гарантированы. Либералы поддерживают  правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом» и пресекают любые действия,  направленные на изменение государственного и общественного строя.                                                                            ………4.В демократическом государстве важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким  спектром прав и свобод, гарантированных законом, то есть государство служит обществу и личности.                                                                                                                                                                ………Главным критерием в классификация государствстал политический, а точнее    государственно-правовой режим. Конечно, он не может сравниться с формационным по количеству проведенных исследований, но по степени своего применения в современном мире он однозначно имеет место быть, потому что  позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.                                                                                                                                                             ………Существует и такая классификация, как классификация  государств по их отношению к религии и здесь выделены:                                                                                                         ………1)светские,                                                                                                                                                                        ………2)клерикальные,                                                                                                                                                                ………3)теократические                                                                                                                                                    ………4)атеистические…государства.                                                                                                                                       …….. В светском государстве церковь отделена от государства; каждая из систем занимается своей деятельностью, причем функции церкви гарантированы законом, не контролируются и ограничиваются только при его нарушении или при ее попытках вмешаться в деятельность государства. Главная задача церкви - это удовлетворять потребности граждан в вероисповедании, которое также гарантировано законом государства. Статус светского государства конституционно закреплен в Российской Федерации, Германии, Франции и др.                                                             ………                                          ………В клерикальном государстве религия имеет статус государственной, что предполагает их тесное сотрудничество, имеет свою собственность, получает государственные субсидии и льготы, осуществляет юридические полномочия   (регистрация брака, например), осуществляет религиозную цензуру в государстве и принимает участие в семейном быту граждан и в обучении детей. Но несмотря на все вышеперечисленное слияния государства и церкви не происходит. К клерикальным в настоящее время относятся Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.                                                                                                      ………Для теократических государств (Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.) характерно, что глава государства одновременно является высшим религиозным   деятелем,  верховным священнослужителем   и   его указы стоят  выше закона, то есть государственная власть принадлежит церкви, которая   регулируют все сферы частной и публичной жизни, а также   и религиозные нормы..имеют..приоритет..перед..законом!                                                                                                                                                        ………В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Церковь не имеет своей собственности, преследуется законом или находится под жестким контролем. Всячески пропагандируются идеи атеизма. Церкви запрещено проводить ритуалы и обряды, привлекать в веру граждан, влиять на любые сферы в государстве. Государством воинствующего атеизма было Советское государство, и например, Албания, в которой конституцией была запрещена всякая религия.                                                                                                ………И еще один критерий типологии - соотношение положения индивидуума в государстве, характер и результаты этого союза. Данная классификация делит государства на древневосточное, древнегреческое, средневековое и  современное. Все вышеперечисленные критерии: социально-экономический, социо-культурный, общность религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков, критерии-стадии экономического развития, политический режим, религиозный критерий и прочие, могут повлиять на смену типа государства. Например, к власти может прийти отличная от предыдущей политическая партия, церковь может получить статус государственной, или изменился экономический потенциал страны, например, в связи с потерей географических территорий или, наоборот, в связи с разработкой природных месторождений на вновь приобретенных землях. То есть, любой тип государства так или иначе не является  конечным, а находится в развивающемся, преобразующемся состоянии, и значит, что существуют переходные..государства. [3]                                                                                                                                         ……… Переходной  тип государства не имеет прочной социальной основы и рано или поздно разрушается. Переходное государство характеризуется чрезмерной социальной стратификацией общества, неструктурированностью и поляризацией его интересов, отсутствием так называемого среднего класса, придающего обществу стабильность и устойчивость. Чаще всего они возникали при распаде колониального государства и двигались к следующему типу, обычно- буржуазному или к государству с признаками нескольких типов                   (буржуазное и социалистическое), или с таким сочетанием признаков, которое ранее не наблюдалось. К.Маркс считал, что смена типа государства возможна только революционным путем и такие государства – нечто кратковременное, несерьезное, но переход с помощью эволюционного пути является более органичным. Ведь   переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений. Зачастую случается и так, что одно и то же общество на разных этапах своего развития не единожды переводит государство в режим переходного. Переходное государство обладает национально-культурной ориентированностью и преемствует  накопленные конкретным народом духовные и иные ценности. Это состояние может занять длительный период, а потому переходные государства, как тип, вполне самостоятелен, что, кстати, тоже является спорным утверждением для  некоторых исследователей.

          

       3. Критерии образования  современных государств

       Современный мир отличается исключительным разнообразием типов государств. По наименованию страны можно, например, определить к какой форме государства оно относится: государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Республика Корея, Исламская республика Иран и т.д. Вплоть до XIX века типичным было деление государств на республики и монархии. Не утратила эта классификация своей актуальности и сегодня, но все--таки  в наши дни главным критерием являются скорее методы осуществления власти. Значит, тип современного государства зависит от критерия, в соответствии с которым осуществляется его классификация. Некоторые из них упоминали, но для полноты картины повторим   эти критерии еще раз:       ………1).формы..правления;                                                                                                                                                                        ………2).национально-территориальная организация государств;                   . ……....3)приоритетные…функции;                                                                                                                 ………4).политические…режимы;                                                                                                                    ………5).политическая…стабильность;                                                                                                ………6).отношение…к..религии...пр.                                                                                                                    .  Рассмотрим эти критерии. Если не вдаваться в детали, а обобщить, то  критерий формы правления подразумевают, что  под формой правления понимается формирование и взаимоотношения высших форм власти. Сами формы правления различаются по источнику власти; это может быть и монархия, во главе которой стоит монарх; и республика, где власть выбирает народ. В настоящее время сохранилось довольно много монархий, но они существенно  разные по своей сути. В конституционной монархии  возможности, власть и функции монарха оговариваются конституцией; абсолютные же монархии, которые в большинстве своем сохранились в Азии (Саудовская Аравия, Катар, Бруней, Оман и т.д.)  характеризуются властностью и абсолютизмом монарха и, часто, отсутствием конституции и всяких парламентов. Такие монархии могут иметь государственную религию, что помогает им управлять народом. Особый вид монархии существует в Малайзии и ОАЭ- выборная монархия, где из числа эмиров, правителей субъектов, выбирают главу,- монарха. Государства, где формы власти выбираются народом, называется республикой, и они могут быть президентской, парламентской и полу-президентской. Типичным примером президентской республики является США, а вот, например, в странах Латинской Америки данная форма власти вылилась в суперпрезидентскую,  где   роль    президента           гипертрофирована, парламент и правительство очень слабы и мало- функциональны. В европейских странах Италия, Германия, Греция распространена парламентская республика, где народ избирает парламент и его главу, а парламент, в свою очередь, выбирает президента. При наличии некоторых особенностей в выборах президента и парламента некоторые республики, такие как Финляндия, Португалия, Франция, относят к полу-президентским.                                                                                                                                                       .          Итак, вывод: разница между современными парламентскими монархиями и парламентскими республиками  невелика,- общее у этих форм правления институт парламентаризма в целом, а потому в типологии современных государств выделили семь основных типов: парламентская, президентская, полу-президентская, суперпрезидентская, военно-полицейская, псевдо-парламентарная..республика...и…монархическая. [4]                                                                                 .     Следующий критерий -это национально-территориальная организация государств и, согласно ему, все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедерации. Унитарное государство - это обычно мононациональное государство с единой конституцией и гражданством, с  крепкой системой власти, а если и есть представители других наций, то они автономно территориально обособлены (Великобритания, Италия).                                     Федерации могут создаваться по территориальному (США, Мексика, Австрия, Германия) и национально-территориальному принципу (Чехословакия, Югославия, СССР) и, как показало время, первый вариант более жизнеспособен, чем второй. Федерации- это государства, которые имеют в своем составе государственные образования: республики, штаты, земли и пр., обладающих определенной экономической и законодательной самостоятельностью. Федеративное правительство проводит общую политику с учетом мнений субъектов федерации. Современная РФ построена на основе смешанного принципа: национально-территориального и административно-территориального. Конфедерации- это более рыхлое, слабое образования, которые существовали в определенный период истории, затем или распадались, или..становились..федерациями.                                                                                                                     ………Очередным критерием классификации современных государств выступают приоритетные функции, которые делят государства на правовые, социальные и военно-полицейские. Правовое государство отличает господство закона, развитое общество, гарантированные права и свободы, высокий уровень демократизации в обществе. Социальное государство ставит приоритетным заботу о гражданах, высокую степень их социальной защиты, принцип социальной справедливости. Военно-полицейские государства базируются на силе военных, которые полностью контролируют все институты власти страны.. Политический режим, как критерий, подразделяет все государства на тоталитарные, авторитарные и демократические (подробно эти режимы рассматривались…в..предыдущей..главе).                                                                                                                                        .          Критерий - устойчивость политической жизни, определяет стабильные и нестабильные государства. В нестабильных государств постоянно происходят войны, смена власти, перевороты, и обычно это страны Латинской…Америки.                                                                                                                                                                         .  Отношение к религии, как критерий, делит государства на светские и религиозные; в религиозных странах религия может быть признана государственной и духовное лицо может управлять государством и контролировать..все..институты..власти.                                                                                                            ………Рассмотрим новые тенденции развития современных государств и критериии, участие которых определяет это развитие. Государство, как институт, постоянно развивается и одной из причин этого развития -глобализация современного мира. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции, основными характеристиками которого являются: распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах планеты человеческих и природных ресурсов, стандартизация экономических и технологических процессов, сближение культур разных стран. Глобализация неизбежна, болезненна, утрачивается индивидуальность, самобытность народов, нагнетается приведение к единому знаменателю; рано или поздно такими темпами мир может прийти к единому правительству. Глобализация неизбежна хотя бы потому, что, объединившись и сблизившись, государствам легче справляться со своими глобальными же задачами, как потепление, военные конфликты, борьба с терроризмом, борьба за права и свободы личности. Глобализация также оказывает влияние и на правовые нормы и системы, способствуя их унификации и проникновения одна в другую. Переход к демократии для многих стран обеспечил стабильный экономический рост и высокий уровень  благосостояния граждан.  При общей демократизации государств в условиях взаимозависимого глобального мира решение военных, экономических, экологических, социальных проблем предполагает разумное отношение к требованием других государств. Например, требование ликвидировать последствия разлитой нефти в море не воспринимается больше как вмешательство во внутренние дела государства.                                                                                     ………Под воздействием глобализации стал формироваться новый тип государства - государство в экономических границах. Суть этого типа государства заключается в расширении экономической зоны хозяйствования за свои пределы и превращение своей страны в страну - систему, где политический, территориальный суверенитет не совпадает с экономическим. Такое государство формируется в основном в сопредельных государствах. Несопредельные государства- еще один новый тип государства включающий в себя несопредельные анклавы, то есть  распространение национальных диаспор по всему миру и тяготение их к материнской системе в виде налаживания экономических связей. Возможно формирование государства в государстве, появление которого может быть обусловлено в разнице сущности государства в условиях глобализации. [5] Важными факторами в развитии современного государства являются с одной стороны интеграция политической и экономической жизни, а с другой- оживление национальных движений и дробление уже существующих государств. В Европейский Союз хотят войти все новые и новые страны, в большинстве своем - республики бывшего СССР, уступая свой экономический рынок «новым партнерам». Также создаются межгосударственные и наднациональные органы власти типа Европарламента как контролирующего органа. Политическая и экономическая интеграция проходят одновременно и параллельно с дроблением государств, что приводит к увеличению государств с расшатанной экономикой. В девяностых годах распался СССР, Чехословакия, Югославия. Сегодня дезинтеграционные процессы затронули Бельгию, которая распалась на три языковых сообщества, создавших федерацию. Вроде и неплохо - стремление к самостоятельности, но только все эти процессы распада государств сопровождаются этническими конфликтами, подрывающих стабильность любой политической системы.  Глобализация открывает человечеству огромные возможности процветания но одновременно таит и большие опасности. Так, отрицательные последствия глобализации выражаются в утрате национальной индивидуальности, экономической самостоятельности. Поэтому глобализация и пути еѐ развития-предмет острых дискуссий. Возникли общественные движения, выступающие с требованиями предотвратить отрицательные последствия этого процесса. Политологи заговорили о пределах дробления государств на базе национальных и политических движений. Они предлагают разрешать национальные проблемы расширением автономий и предоставлением им больших прав как в правовой, в политической, так и в социально-духовной сфере.  

       4. Типология..современного..государства. Республика Корея.                                                 

          Сегодня в мире существует множество государств с интересной, насыщенной политической историей. Революции, войны, аннексия территорий, насильственное определение форм власти, дробление или объединение государств с различной этнической культурой. Исторические факты, географическо-территориальное положение, экономика и культура- все это  особенности и факторы, влияющие  на образование государств и относящих их к определенному типу государственности. В качестве примера приведена РК, которая за свою историю пережила несколько типов государственности.    .                                                                    .       «Страна утренней свежести»- Республика Корея (РК). Столица- г.Сеул. Занимает южную от 38-й параллели часть Корейского полуострова. Площадь 99,2 тыс. кв. км, или 45% всей территории полуострова. Численность населения 47,340 млн. чел. Государственный язык — корейский. Денежная единица - вона. Член ООН (с 1991г.) и её специализированных организаций. Южная Корея разделяется на 9 провинций, 6 городов-метрополий со статусом, приравненным к провинциям, и 1 город особого статуса.   Полезные ископаемые - добыча угля, цинковой и урановой руд, олова, графита, известняка, и, в основном, для собственных нужд. Поскольку РК не является сырьевой страной, то развивает у себя обрабатывающие отрасли и сферу услуг.    Единственная сухопутная «соседка» - КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика). Республика Корея занимает южную часть Корейского полуострова. С запада полуостров омывается Жёлтым морем, с востока - Японским морем, а с юга - Корейским проливом и Восточно-Китайским морем. Ландшафт- 70% гористой местности и 30% -равнины. У берегов порядка 3000 островов, преимущественно небольших и необитаемых, кроме крупнейшего острова  Чеджудо. Корейцы являются коренным народом.   Основная религия в Южной Корее - традиционный буддизм, присутствуют христианство, католичество, ислам,- вероисповедание защищено законом. Армия включает сухопутные войска, ВМФ,ВВС и корпус морской пехоты. Мужчины    призываются на армейскую службу сроком в 21 месяц.  На сегодняшний день Южная Корея поддерживает дипломатические отношения с более чем 188 странами.    Можно утверждать, что все вышеперечисленные особенности географического положения Южной Кореи обеспечили её экономический рост, впрочем, как и привлечение инвестиций, и миграция рабочей силы, и привлечение высококлассных специалистов, и повышение уровня образования, и сферы услуг - а, значит, и уровня жизни. Южная Корея при значительной западной поддержке строила капитализм и немало в этом преуспела, превратившись в одного из экономических лидеров.                     .                                                 ………     …….Около 5000 лет назад на этой земле было основано первое корейское королевство  «КоЧосон». До 1270 года корейское королевство пережило не одну феодальную внутреннюю войну, было захвачено китайской империей Хань. На данном этапе КоЧосон (Корё)- феодальное государство с монархом - королем во главе, который получал престол по праву наследования, то есть монархия была абсолютной.  Затем в 1270 году монголы захватывают Корё. Это стало началом 80-летнего монгольского ига. Страна превратилась в арену восстаний, ослабла экономически и политически, настало время переходного периода, который занял не одно столетие. В 1388 году  Ли Сон Ге   захватил  престол. Ли Сон Ге за короткий период смог выстроить государственность в Корё. написал и ввел свод законов, труды по ведению государственного хозяйства, создал шесть отраслевых ведомств, ввел принудительно посещение школы для крестьянских детей. Но он   же отдал королевство под вассальный гнет теперь не Монголии, но Китая, для того, чтобы выгадать время для своих реформ. С 1392 года  войны шли одна за другой, то с маньчжурами, то с японцами, и в итоге страна стала задворками Китая. Под видом освобождение Кореи от Китайского владычества, Япония в конце 19 века усилила своё влияние на полуострове, по сути, превратив Корею в своего вассала. Корея как монархия навсегда перестала существовать. В 1910 году Япония попросту присоединила Корею к себе, сделав своей колонией, началось жестокое истребление всего корейского. Корейцам запрещали учить родной язык, заставляли их брать японские имена, их тысячами вывозили в Японию на тяжёлые работы. Из Кореи были вывезены многие произведения искусств и множество исторических ценностей,- их культура приходила в упадок. В Корее был установлен военно-полицейский режим с введением «титульной» нации- японской, и период этот длился с 1910 по 1945 годы.                       ..                                                                                       ………            ………Новая веха Южной Кореи начинается с советско-американского соглашения в конце лета 1945г. о разделении сфер влияния на полуострове, достигнутого в ходе Потсдамской конференции. По этому договору, до создания единого Корейского государства, ответственность за разоружение японской армии южнее 38 параллели переходила США, а ответственность за разоружение японской армии севернее 38 параллели - Советскому Союзу. Ни американцы, ни Советы не могли позволить сопернику «поселиться» на Корейском полуострове вместе с военными базами. В ноябре 1947 года в южной части полуострова были проведены всеобщие демократические выборы, в северную часть американцев просто не пустили, что и привело к созданию 15 августа 1948 года Республики Корея, а 9 сентября 1948 года было провозглашено создание КНДР. Корея была расколота на два идеологически непохожие государства. РК стала строить капитализм, а КНДР- социализм. Под всевидящим оком старшего брата, а значит, о самостоятельности РК нет и речи, и, скорее всего, государство опять имеет военно-полицейский «окрас». К власти приходили президенты, но именно Генерал Пак Чон Хи  остается в массовом сознании населения Республики Корея одним из самых выдающихся политических деятелей в истории  Южной Кореи, отцом «экономического расцвета».  Пак Чон Хи, получив президентство, ввел в стране военную дисциплину, он по максимуму получил с США за «дружбу», реконструируя предприятия, развивая отраслевое хозяйство и добычу ископаемых, провел реформы госаппарата, образования и международного права..Сейчас Конституция Южной Кореи   определяет Республику Корея как демократическую президентскую республику. Главой государства является президент. Президент не подотчетен парламенту. Объем его полномочий позволяет инициировать основные направления развития политических отношений и лидировать в вопросах их практической реализации. Президент избирается посредствам всеобщих выборов на основе прямого голосования сроком на пять лет. Один и тот же человек может быть избран на пост президента лишь один раз, без права переизбрания на новый срок. В настоящее время Президентом Южной Кореи является Мун Чжэ Ин. Правительство в Южной Корее подчиняется Президенту, который назначает премьер-министра и министров, после согласования с парламентом. Законодательная власть представлена парламентом, именуемым Национальным собранием. Он состоит из 300 членов, избираемых на четыре года.  Итак, по форме правления РК является президентской республикой. Если рассматривать ее в свете приоритетных функций, то отнести ее к правовым государствам пока нельзя, к  потому что на жизнь государства влияют и США, которые постоянно вмешиваются в экономику страны, и национальная, этническая близость северной «соседки». Говорить о гарантированном праве в такой обстановке рано, так как нет уверенности в том, что КР и КНДР не объединятся, или хотя бы не попытаются, причем результат этих попыток может быть разным. Скорее всего  можно отнести Южную Корею к социальным государствам, в которых социальная защита находится на довольно высоком уровне. Политические партии слишком нестабильны, слишком часто «переобуваются» и переименовываются, отказываясь и от своих программ, и от своих «нашкодивших» лидеров. В настоящее время в РК зафиксировано около 240 партий, что говорит о невероятной политической активности граждан.   По  национально-территориальной организации РК скорее всего унитарное государство, потому что «титульная» нация- кореец, но и остальные нации сосуществуют с корейцами спокойно, потому что их личностные права не ущемлены. В Южной Корее всегда будут помнить, что вы- не кореец, и их трудно за это осуждать, ведь они когда-то подвергались истреблению, но и препятствовать вам трудиться на благо республики не станут. В отношении к религии Южная Корея- государство светское. В основном в республике проповедуется буддизм, но и другие религии имеют место быть и право выбора вероисповеданий защищено Конституцией. Согласно делению государств по С. Хантингтону республику Корею можно соотнести к государствам -членам западной цивилизации. Также  это государство можно отнести к государствам с консервативной идеологией. И, конечно же, это состоявшееся государство с массой программ, которые выполнены и которые еще предстоит выполнить, как в хозяйствовании, так и в социально - культурном плане. 

          

 

 

                                                  

 

 

                                              Заключение

       Проведя исследования, согласно выбранной теме, следует отметить, что для теории государства типология- важнейшее средство содержания научной информации, поскольку она дает возможность сделать максимальное число утверждений и выводов о признаках и свойствах объекта по месту, занимаемому им в классификационной системе. Типология государств базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социологического, правового, духовно-культурного и другого характера. Выявление процессов и связей, особенностей функционирования систем государственности, существующих в данном обществе, - также играют не последнюю роль в составлении типологического портрета государства.                                                                                                                      .     Время предоставило доказательства несовершенности формационной теории, что, впрочем, не умаляет ее значимости в качестве основы социально-экономического развития, потому что классовое разделение общества в чистом виде, в том, что преподносит нам формационный подход, возможен только в условиях раннего, развивающегося капитализма.                                                                      .... Категории цивилизационного подхода весьма далеки от собственно государственных. Цивилизация – это не столько политико-правовое, сколько социальное, духовно-культурное образование, то есть гармонизация человека-личности и в обществе, и в природе, и в государственности. Поэтому, по-моему, категорию «цивилизация» нельзя назвать продуктивной, потому что она несет в себе определенную размытость позиций, ее нельзя применить для точного определения политико-правового типа государства. Значит, оба эти метода типологии государства - и формационный, и цивилизационный,-в современной истории утратили свою актуальность, хотя рационализаторское зерно в них есть и некоторые позиции все еще могут объяснить какие-то явления в типологии государства. Очевидно, что эти подходы нельзя противопоставлять друг другу, а лучше всего применять их в совокупности, что даст более полную картину типа государства. Сочетание этих двух «базовых» теории с совокупности с критериями, которые формирует наш изменяющийся мир, могут помочь в определении типа государства. ……….                                                                                                                                                 ………В данной курсовой работе изучены различные формы государственного устройства в современном мире. Такие как: формы правления, приоритетные функции, политическая стабильность и политические режимы, национально-территориальная организация государств, отношение к религии. Данные критерии можно назвать более мобильными, более точными для определения типа государства и для возможного пути его развития.                                                                                    ………В работе  рассмотрены несколько факторов, влияющих на определение типа государства, но особо выделяется  такой фактор, как идеология. И консерватизм, и коммунизм, и фашизм,- история полна печальных примеров. Важная тенденция развития современного государства - стремление иметь национальную идею, объединяющую общество. Без такой идеи  на высшие органы власти будет оказываться давление с требованием разделить «общественный пирог», а государство не будет выражать интересы всего общества. Такая идеологическая база сейчас необходима России, чтобы объединить народы, населяющую Россию,  укрепить патриотизм и историческую преемственность, - все это нужно для  экономической стабильности и роста России в условиях мировой глобализации, что поможет в дальнейшем использовать  социальные и правовые блага для общества. Я считаю правильно выбранную идеологию половиной успеха в строении успешного независимого  государства с высокоразвитым обществом.                                                                                                                                                                     ……….В  курсовой работе сделана попытка систематизировать исторические, государственные и культурные критерии государства..Республики…Корея.                                                                                                                                                                                                                                                    ……….И в завершение можно сказать, что все существующие теории нельзя считать неоспоримыми, как и попытки представить определенные типологии государства как универсальные, поскольку изобретаемые исследователями факторы, принципы, индикаторы или параметры условны и не могут быть признаны удовлетворяющими всех и вся, а  классификация критериев типологии государств еще пополниться новыми факторами,...и…не…раз.


                             Библиографический список

1) Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. М.: Право, 1993.   

2) Атаманова К. В., Рубанцова Т. А. Проблемы типологии государств [Текст]                       // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.).- Казань: Бук, 2016. - С. 1-3.                                                                                                                  -URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9964/ (дата обращения: 18.10.2019). 3) Бобылев А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. М., 2006. № 2. С. 5-13.                                                                                                                       4) Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999.  

5) Вехорев Ю.А. – Типология государств.       Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999.                                                                                                                          6) Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА–ИНФРА-М,2000                                                                                                                                                                                                                                      7) История политических и правовых учений – Учебник, под. ред. Нерсесянца Р.В., М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999

8) Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000.

9) Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969.                                                                              10) Кочетов Э.Г. Глобалистика:Теория, методология, практика.М., 2002. С.45-49.

11) Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях:  учебное пособие. - М.: Проспект, 2010.

12) Маркс  Карл,  Энгельс  Фридрих.    Сочинение. Том 2.

13) Общая теория государства и права — Учебник, под. ред. Лазарева С.Н., М.: Юристъ, 1996.

14)Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; под ред. Алексеева С.С… – М., 2004.

15) Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., Норма, 2003.

                                                                     27

16) Общая теория права и госу­дарства. Под ред. академика РАЕН В. В. Лазарева. М., 1994. С.458.

17) Явич Л.С.        Сущность  права. Л.: Издательство ЛГУ,          1985    год 18) интернет - ссылка https://www. bibliofond.ru/ view. aspx?id =29389

19) https://fishki.net/anti/2954210-jeto-kljuchevoj-vopros-sirija-otdayot-rossii- port-tartus-na-49-let.html © Fishki.net.                                                                                           20)  интернет -ссылка https: ru. wikipedia. org Типы государства  - Википедия

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

                                                                                         ………

 

  ..

 

 

                  
 

 


   

 


[1] Венгеров А.В.-Теория государства и права; Вехорев Ю.А.-Типология государств. Цивилизационные типы государств; Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т.2.; Общая теория государства и права - Учебник, под ред.…Лазарева.С.Н.;    Ильин В.В. Структура научных теорий. М., 1980. С. 37–39, 76–77.

[2] Атаманова К. В., Рубанцова Т. А. Проблемы типологии государств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 1-3.                                                                                                                  — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9964/ (дата обращения: 18.10.2019).

[3] Бобылев А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. М., 2006. № 2. С. 5-13.

[4] Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М.,2002.С.781.

[5] Кочетов Э.Г. Глобалистика:Теория, методология, практика. М., 2002. С. 45-49.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: