Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты. 1 страница

Содержание

1.1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты. 5

1.2 Предмет и задачи философии науки: логико-эпистемологический и социокультурный подходы к науке. 6

1.3 Проблема интернализма и экстернализма в понимании природы научной деятельности. 7

1.4 Характеристика науки в традиционалистском типе цивилизации. Соотнесенность науки, философии и искусства. 8

1.5 Характеристика науки в техногенном типе цивилизации. Соотнесенность науки, техники и технологии социального управления. 8

1.6. Античная культура как предпосылка становления научно-философского знания, ее космоцентризм. Становление первых форм теоретического знания. 10

1.7. Разработка логических форм мышления в средневековых университетах. Развитие ремесел в средневековый период, их значение для формирования основ естествознания. 14

1.8. Эмпиризм и рационализм в научном познании. Становление экспериментального метода и логико-математического описания природы в XVI-XVII вв. 17

1.9. Формирование норм и идеалов математического и опытного знания в новоевропейской культуре XVI-XVII вв. 20

1.10 (1.11). Становление социальных и гуманитарных наук в XVIII в. Социальный гуманизм и теория общественного прогресса. 23

1.11 (1.10). Достижения фундаментальных наук в XVIII в., их практическое применение. Формирование технических наук. 27

1.12. Научные достижения XIX в. Формирование диалектической и позитивистской методологии научного познания. 30

1.13. Научно-технические достижения XIX в., их общественно-экономическое значение. Технологическое применение науки. 33

1.14. Научно-техническая революция XX в. Её социальные последствия и значение для современной цивилизации. Формирование синергетики как методологии научного познания. 37

1.15. Нравственно-гуманистический фактор в научном познании XX в. и в техническом творчестве 41

1.16 Структура научного знания. Ее эмпирический и теоретический уровни. Критерии их различия, характер взаимосвязи. 44

1.17. Эмпирический уровень научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент). Роль приборов в процессе познания. Научные факты и формирование научной проблемы. 46

1.18. Теоретический уровень научного познания (роль конструктивных методов в формировании научной теории и характер развертывания ее содержания). 48

1.19. Научная картина мира, ее исторические формы и когнитивные функции. Философские основания научной картины мира. 50

1.20 Динамика научного знания. Формирование парадигмы и проблемные ситуации в науке. 51

1.21 Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука. Прогностическая роль философии. 53

1.22 Характеристика современной постклассической науки и перспективы научно-технического прогресса. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 55

1.23 Современная наука как социальный институт. Проблемы государственного регулирования развития науки. 56

1.24. Основные этапы становления отечественной науки, ее выдающиеся представители. 57

2.1 Особенности естественнонаучного знания. Естествознание и культура. Фундаментальные науки, их общая характеристика 59

2.2 Математика как форма теоретического знания, ее гносеологическая специфика. Особенности эпистемологического обоснования математического знания. 61

2.3. Характеристика субъекта и объекта в познании. Субъектно-объектное представление естественнонаучного познания: структура эксперимента и теории в рамках этого представления. 66

2.4. Становление логического и геометрического знания в древнегреческой культуре. 68

2.5. Религиозные представления о мире в средневековой культуре. Западно-европейская и восточно-арабская культура средневековья 70

2.6. Географические открытия в XV-XVII вв. как определяющее условие становления и формирования естественнонаучного знания. Их социально-экономическое значение. 74

2.7. Разработка экспериментального метода в естествознании XVII в. (Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р.Декарт, Б. Паскаль, И. Ньютон). Универсальный характер механической картины мира (механицизм) 80

2.8. Физические и химические идеи XVII в. Становление биологической науки, разработка научной систематики 84

2.9.Великие естественнонаучные открытия XIX в. Мировоззренческое и культурное значение этих открытий. Философия космизма. 87

2.10. Наука и техника второй половины XIXв. Становление промышленного производства. Особенности диалектической и позитивистской методологии теоретического естествознания. 88

2.11. “Революция” в естествознании на рубеже XIX-XXвв. Общая характеристика квантовой и релятивистской теорий. Принцип дополнительности (корпускулярно-волновой дуализм) и принцип относительности. 91

2.12 Социальная обусловленность естественнонаучного знания в XX в. Его превращение в непосредственную производительную силу научно-технического прогресса. 94

3.1 Логико-методологические особенности социально-гуманитарного знания. Общество, личность, история как определяющие объекты его содержания. 97

3.3. Представление об обществе в рамках формационной и цивилизационной парадигм его развития. 101

3.4. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт, его сущность. Политика, право, мораль. 103

3.5 Духовная культура общества. Многообразие форм ее проявления. 105

3.6 (3.9.) Социально-философское содержание экономики и политики. Характеристика их соотнесенности. 107

3.7. Социально-философское содержание науки и искусства. Характеристика их соотнесенности. 110

3.8 (3.5). Личность и общество. Индивид, личность, индивидуальность, характер их соотнесенности. 112

3.9. (3.6.) Социально философское понимание личности. Мотивация и творческие основы личностного поведения. Философия персонализма и экзистенциализма. 115

3.10. Методологические аспекты проблемы исторического развития и периодизации мировой истории. 118

3.11. Общая характеристика основных направлений западной философии истории в XX веке. 121

3.12 Русская философия истории XIX-XX вв., основные идеи и проблемы. 125



Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты.

 

           Наука – это важнейшая социокультурная ценность, развивающаяся, совершенствующаяся система знаний о мире, его свойствах и закономерностях развития.

           Возникновение науки не случайно, а закономерно и определяется необходимостью обобщения, систематизации и классификации накопленных знаний. Большую роль в возникновении и развитии науки сыграла вечная неудовлетворенность человеческой души, постоянная жажда нового, неизведанного, присущая человеку любознательность и способность к воображению.

           Целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения существующих фактов для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.

           Основные аспекты науки: во-первых, это сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых, это результат этого процесса, то есть объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся систему; в-третьих, это социальный институт со всей его инфраструктурой: научными учреждениями, профессиональными объединениями ученых, новейшим оборудованием и т.д.; в-четвертых, это особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.

           Функциями науки являются: теоретико-познавательная, представленная в самом содержании науки и ее цели; мировоззренческая, в той или иной степени выполняющаяся любой фундаментальной наукой; прогностическая, позволяющая предвидеть те или иные процессы, определять общие тенденции развития, их направленность; аксиологическая, исследующая науку как систему ценностей.

           Наука как таковая включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Науки делятся по самым разным основаниям:

1) По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естественные) и науки об обществе (общественные);

2) По своей «удаленности» от практики различают фундаментальные науки, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику и прикладные, которые позволяют непосредственно применять результаты научных изысканий для решения конкретных производственных и социально-практических проблем;

3) Отдельную группу составляют гуманитарные науки, обращенные к человеку и многообразным формам человеческого бытия и технические, предметом исследования которых является техника и способы ее использования.

           В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному делению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология, геология; в состав гуманитарных наук входят история, политология, культурология, экономическая теория, социология и др.

 

1.2 Предмет и задачи философии науки: логико-эпистемологический и социокультурный подходы к науке.

 

           Быстрый рост научного знания во второй половине ХХ в. привел к невиданному ранее научно-техническому прогрессу, что не могло не вызвать повышенного интереса к проблемам развития науки. В ответ на это возник целый ряд новых дисциплин, поставивших своей целью исследование различных аспектов существования и функционирования науки. К ним относятся науковедение, наукометрия, социология и история науки, однако лидирующее место среди них занимает философия науки.

           Если история науки занимается описанием различных изобретений и открытий в различных отраслях науки в разные периоды времени, науковедение изучает способы организации науки и ее взаимодействие с общественными структурами, социология науки анализирует структуру научных сообществ и взаимодействие между их членами, то философия науки ставит своей главной целью исследование самого процесса познания в науке с помощью раскрытия тех методов, способов и приемов, с помощью которых достигается истинное знание об окружающем нас мире. Для достижения этой цели она опирается на результаты исследований всех остальных наук.

           Таким образом, предметом философии науки является исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах развития общества.

           Задачи философии науки:

1) Философия науки дает наиболее общую картину мира, сквозь «призму» которой каждый ученый смотрит на свой предмет исследования;

2) Философия науки создает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые влияют как на сам процесс научного исследования, так и на его результаты;

3) Философия науки дает ученым исходные понятия о сущности познавательного процесса. Хотя все остальные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна их них не имеет своей целью изучение познания как такового;

4) Философия науки осуществляет критику заблуждений, догм, предрассудков, стереотипов, возникающих во всех остальных науках в процессе познавательного процесса. Основной целью такой критики является получение истинного знания с помощью выявления противоречий, сильных слабых сторон, позитивных и негативных моментов в процессе научного исследования.

           Слово «эпистемология» - древнегреческого происхождения, дословно означает «наука о знании».

В античной Греции под эпистемологией понимали учение о доказательном, достоверном знании, к которому относили математику и логику.

В Новое время стало ясно, что научный подход к изучению окружающего мира принципиально отличается от повседневного познания и эпистемологические проблемы стали изучаться с удвоенной энергией.

С возникновением классической науки в XVII в. формируется и классическая эпистемология, ориентированная на исследование проблем получения, разработки и обоснования нового знания. Такой подход способствовал в дальнейшем постановке и широкому обсуждению в рамках классической эпистемологии проблемы взаимоотношения эмпирических (абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления; единственным источником познания считается чувственное познание) и рациональных (характеризуются преобладанием различных форм мышления; теоретическое познание постигает сущность изучаемых явлений при помощи рациональной обработки эмпирических данных) методов познания.

Современная неклассическая эпистемология начала формироваться во второй половине ХХ в. после того, как она перешла от получения, разработки и обоснования нового знания к исследованию процесс развития этого знания.

 

1.3 Проблема интернализма и экстернализма в понимании природы научной деятельности.

 

           В последние десятилетия под влиянием развернувшегося научно-технического прогресса заметно возрос интерес к проблемам роста и развития науки. В настоящее время выделяют два противоположенных подхода к рассмотрению этих проблем: экстерналистский и интерналистский.

           Экстерналистские взгляды впервые возникли еще в период становления классической науки и признают решающим движущим фактором развития науки внешние для нее обстоятельства – социальные, экономические и т.д. По мнению экстерналистов не только возникновение науки, но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества. Умеренные представители этого направления, однако, признают, что потребности общества влияют на науку лишь на первых порах ее становления. В дальнейшем же это влияние постепенно ослабевает, и она начинает развиваться под воздействием собственных внутренних движущих сил. Тем не менее, все эксерналисты сходятся в том, что решающее влияние на развитие науки оказывает ИМЕННО общество.

Однако их мнения расходятся, когда заходит вопрос о том, какие именно из внешних факторов являются определяющими в этом развитии. Одни из них считают такими факторами экономические потребности общества, влияющие не только на развитие производительных сил, но и политических, правовых, нравственных идей общества. Такой подход называют экономическим детерминизмом. Другие считают такими факторами технику и технологию производства, игнорируя их зависимость от складывающихся в обществе социально-экономических условий. Такой подход называется технологическим детерминизмом.

Между сторонниками экстернализма существуют также разногласия о характере влияния внешних факторов на развитие науки. Большинство из них считает, что внешние факторы, главным образом, влияют на темпы развития науки, а на направление развитие науки и ее метод влияют уже внутренние факторы.

Таким образом, главный недостаток экстерналистского взгляда заключается в недооценке внутренних стимулов развития науки и ее относительной самостоятельности как от всего общества в целом, так и от отдельных его подсистем (экономической, политической, социальной и т.д.)

Согласно интерналистскому взгляду, главной движущей силой развития науки являются ее собственные внутренние потребности. С это точки зрения, развитие науки рассматривается как процесс взаимодействия различных способов научного познания, не зависящий от внешних факторов. При этом сторонники эмпирического способа познания подчеркивают главенствующую роль поиска и обоснования новых научных фактов, а сторонники теоретического способа познания наоборот утверждают, что наука развивается благодаря выдвижению новых идей, гипотез и теорий.

Экстерналистский и инетрналистский взгляды на развитие науки представляют собой крайние точки зрения, поскольку преувеличивают роль и значение одних факторов и недооценивают влияние других.

 

1.4 Характеристика науки в традиционалистском типе цивилизации. Соотнесенность науки, философии и искусства.

1.5 Характеристика науки в техногенном типе цивилизации. Соотнесенность науки, техники и технологии социального управления.

 

           Понятие цивилизации впервые возникло в XVIII в. во Франции для обозначения гражданского общества, котором господствует свобода, равенство и братство.

           Впоследствии в этнографической и философской литературе оно приобрело другие значения. Этнографы под цивилизацией стали подразумевать общество, пришедшее на смену первобытному. Философы под цивилизацией понимают различные типы обществ, объединившие несколько государств, сходных по историческим условиям своего возникновения и общности культурного развития.

           Цивилизации прошлых лет раскрывают богатейший материал о жизни, обычаях и культуре обществ, которые в настоящее время принято называть традиционными. Отличительной особенностью таких цивилизаций являются крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если в них и возникали определенные новшества в хозяйстве и общественно жизни, то они получали одобрение только в том случае, если не противоречили устоявшимся традициям. Виды деятельности, социальные порядки, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе – все в них было подчинено традициям, все освящено либо авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Такие взгляды были обусловлены самим характером существования традиционных цивилизаций, население которых занималось монотонной работой в малопроизводительном сельском хозяйстве.

           Современный тип цивилизации, получивший название техногенной, стал формироваться в Западной Европе в XVII-XVIII вв. После того, как эта цивилизация приняла развитые формы, она начала распространять свое влияние на оставшиеся традиционные общества. Под этим влияние традиционные общества начали не только перестраивать свое материальное производство, но и менять свою самобытную культуру.

           Особенности техногенной цивилизации:

           1) Она ориентирована на совершенствование техники и технологии производства;

           2) По мере увеличения темпов технического развития общества возросло применение достижений науки. В дальнейшем от уровня развития науки напрямую зависит технико-экономический уровень развития всего общества;

           3) Увеличение темпов технико-экономического развития привело к радикальным изменениям социально-экономических отношений в обществе и его культуре;

           4) В дальнейшем развитие техногенной цивилизации сказывается и на духовной жизни общества. Религия постепенно оттесняется на второй план и наука занимает ее место. Но в отличие от религии наука основывается не на вере, а на открытии объективных законов существования окружающей действительности, что и помогло ей занять доминирующее положение в современной культуре.

           Таким образом, техногенная и традиционная цивилизации различаются прежде всего по тем ценностным установкам, которых они придерживаются. Если в техногенной цивилизации важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиционной цивилизации все усилия направлены в первую очередь на сохранение в неизменном виде всего накопленного ранее опыта, способов и видов деятельности. Этим во многом и объясняются крайне медленные изменения в экономической, социально-политической и духовной жизни традиционных обществ.

           Однако дальнейшее развитие науки сопряжено с немалыми негативными последствиями, трудностями и кризисами. Проникновение науки в глубины строения материи, овладение энергией атома и исследование термоядерных реакций открывает перед человечеством неограниченные возможности. Но эти открытия с самого начала были использованы в военных целях для изготовления атомных, водородных бомб и других высокотехнологичных видов вооружения. Даже непрерывный рост промышленности в мирных ее отраслях несет не меньшую угрозу жизни человечества. Общий экологический кризис, охвативший большую часть нашей планеты, явился результатом загрязнения воздуха, почвы, рек и озер все увеличивающимися отходами промышленного производства.

           Все это ставит вопрос об ответственности ученых по предупреждению общества о негативных побочных эффектах новых открытий в науке ребром. Для этого необходимо обладать не только хорошими знаниями в своей специальности, но и быть знакомым широким кругом социально-политических и мировоззренческих проблем современности, в том числе с философскими вопросами развития науки и методами ее исследования.

1.6. Античная культура как предпосылка становления научно-философского знания, ее космоцентризм. Становление первых форм теоретического знания.

В любой культуре центральной частью является философствование. Оно определяет смысложизненную направленность человека и формирует общекультурное представление об идеале человека, мира и о способе отношений между ними. Философствование лежит у истоков разума, оно позволяет интерпретировать символы и определять их ценностное содержание.

Первой важнейшей предпосылкой античности выступает первобытно-мифологическое представление о человеке как силе и о мире, как совокупности враждебных людям сил. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Этот процесс шел через персонофицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания. (см. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.1957, Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.1989.) Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера “Илиада” и “Одиссея”. О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находится на почве мифологии. Философским вопросом о происхождении мира впервые задался Гесиод (VII в. до н.э.), автор “Теогонии” и “Трудов и дней”. Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов: “Вначале был Хаос. Из него родилась Земля… “. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил переход от Мифа к Логосу (корневая основа логики).

Вторая предпосылка – природно-географические условия самой Греции. Горы, отсутствие рек, мало пастбищных земель, суховеи, начавшиеся после того, как леса были вырублены на корабли, ураганы с моря, жаркий климат, все это наложило отпечаток на мировоззрение греков. Жизнь оказывалась тяжелой, а труд бессмысленным и в Греции рано забросили хлеборобство, перейдя к рыболовству и торговле, по преимуществу, к посреднической. Города, в которых жили древние греки, располагались в долинах, были невелики, и население жило в них скученно. Никакого личного секрета нельзя было утаить от сограждан. В основном, жизнь протекала в толпе и была "жизнью на публику". В центре городов находилась рыночная площадь (агора) с храмом. На этой площади греки проводили все свободное время, обсуждая общегородские вопросы: бюджет, объявление войны или перемирия и т.д. На агоре и родилась греческая философия, логика и риторика, именно здесь зародилась вся культура античности. Участвующий в споре на рыночной площади грек считал, что главное, это донести свою интуитивную истину другим, убедить, доказать. Для этого и нужна была логика. Философия же предоставляла аргументы. Она была ясным представлением об устройстве космоса и лучших путях жизни в нем. Диалог на агоре заключался в том, чтобы средствами логики редуцировать жизненную проблему к идеям философии и убедить собеседников, тогда-то проблема и считалась решенной.

Всякое качественное видоизменение осуществляется на какой-то основе, служащей как бы "точкой опоры" для переворота. Отношение между рабовладельцем и рабом было основой для превращения мифологического мышления в античный разум. Возникновение отношения раба и рабовладельца означало то, что и труд разделился на две сферы: умственный и физический труд, и в самом жизненном мире человека образовалось как бы два уровня: чистая духовность и вещественная телесность. Одни люди - аристократия, рабовладельцы уже не имели необходимости лично физически трудиться для пропитания, они занялись умственным свободным трудом и находили основу своей личности на духовном уровне. Другие же - рабы жили на вещественно-телесном уровне, умственным трудом не занимались, их личность продолжала оставаться первобытной, в Риме их называли "говорящими орудиями".

Ментальность античного человека опиралась на два основания, на духовное и физическое, а пространство между ними как бы заполнялось демонами и духами стихий, языческими богами, которые по мере развития духовного уровня и становления разума переосмыслялись. Духовный уровень вырос из физического и, из-за того, что слишком мало времени прошло с момента его появления, в течение всего античного периода разумное мышление исходило из представления о физической телесности и эту телесность всегда учитывало.В противовес первобытным кровнородственным отношениям, когда любому было ясно, что все вокруг "такие же, как Я", период рабовладения показал, что "на свете есть существа, похожие на меня, вовлеченные в мой жизненный мир, но совсем не такие же!" Именно это разрушило кровнородственную связь и стало точкой опоры, перевернувшей первобытно-мифологическую культуру вверх ногами и создавшей античный мир.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего
возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

Представление о космосе и человеке является основным символом всей древнегреческой картины мира. Однако это не был механический космос, наподобие бездушной машины природы. Он стал вместилищем богов и демонов мифологической поры, Абсолютом, выше которого ничего нет, и в котором происходит все целесообразное и нецелесообразное.

Распространяя на космос свои жизненные взгляды, человек обнаруживает, что ему свойственна душа, придающая ему целостность и жизнь и обеспечивающая движение всех тел как неких членов единого космического организма. Тело, например, амфора, сандалии, меч имеет форму, которую придал ему мастер (демиург). Мастер придает форму своим продуктам потому, что ему свойственно умение, организованное его умом. Поэтому формы всех тел космоса появляются из-за того, что душа космоса содержит ум (нус). А природная стихия, разрушающая тела и усложняющая жизнь грека рассматривалась как аналог человеческого безумия. За генеалогией греческих богов от Хаоса до Зевса скрывается о борьбе разума и безумия, точнее, представление о рождении разума из лишенной всякого ума стихии, о выделении человека из природы.

Так постепенно вырисовывается картина мира, в котором человек ищет себе место и стремится обрести какой-либо собственный смысл.

Античная философия прошла в своем развитии почти тысячелетний период – с VI в. до н.э. до VI в. н.э. В ее истории выделяются следующие этапы: 1) становление древнегреческой философии (VI-V в. до н.э.; философы- Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Эмпедокл, Сократ и др.) 2) классическая греческая философия (V-IV в. до н.э., учения Демокрита, Платона, Аристотеля;) 3) эллинистически-римская философия (с конца IV в. до н.э. до VI в. н.э.) – концепции эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.

Первой философской школой в европейской цивилизации была милетская школа. Её виднейший представитель - Фалес (640-545 до н.э.). Он определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрел несколько астрономических приборов; открыл Полярную звезду, ряд созвездий и показал, что они могут служить руководством для мореплавания. В своем осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается “вода”. Фалес считал, что знание надо сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека: ”Познай самого себя“- одно из важнейших положений, связываемых с его именем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: