В последнее время для Российской Федерации открывается всё больше перспектив международного сотрудничества со странами Азиатского Тихоокеанского региона. Россия имеет к этому серьёзные территориальные и культурные предпосылки.
Россия является членом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, целью которого является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского общества. В АТЭС сосредоточено около 40% мирового населения и 54% мирового ВВП. В настоящее время в АТЭС входит 21 страна: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй, Гонконг, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Вьетнам и Россия. В настоящее время странами АТЭС принята стратегия либерализации экономики и инвестиционных режимов.
Российская Федерация является партнёром по диалогу с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины). В рамках соглашения с АСЕАН проводятся мероприятия в сфере научно-технологического и культурного сотрудничества, а также консультации в сфере туризма.
|
|
Доля стран АТЭС в торговле России достигла 24% и продолжает расти, причём лидирует Китай. Но потенциал российских внешнеэкономических связей, в особенности взаимных капиталовложений, с восточноазиатскими странами раскрыт не в полной мере.
Развитие сотрудничества с Тихоокеанской Азией является ключевым современным направлением внешнеэкономической деятельности для России. Особенно это касается партнёрских отношений с Японией, в которых кроется огромный потенциал.
Япония, наряду с эффективными прямыми инвестициями, способна дать нашей стране новые технологии, передовые методы управления. Существуют примеры успешного сотрудничества российских и японских компаний в автомобилестроении (совместное предприятие ЗАО «Соллерс-Исудзу», осуществляющее сборку грузовых автомобилей; СП «Мазда Соллерс Мотор Мануфэкчуринг Рус» - совсестное предприятие с японским автопроизводителем «Мазда») и в производстве пиломатериалов (СП «Тернейлес», занимающееся экспортом круглого леса, а также изготовлением и поставкой на японский рынок отделочных и клеёных конструкционных пиломатериалов для домостроения). Особый интерес для России представляет японский опят в инновационной переработке углеводородов, повышению энергоэффективности продукции в целом, снижению потерь. Актуально привлечение японских технологий и инвестиций в агропромышленный комплекс. Россия может предложить Японии экспортное зерно.
|
|
Интерес представляют и широкие возможности интеграции в промышленности, ключевой момент в которых - сосредоточение различных обрабатывающих производств японских компаний с использованием российского потенциала. В этих рамках возможно сотрудничество в сфере автомобильной промышленности, медицины, фармацевтики и медицинского оборудования. Возможны создание совместных НИОКР и обучение медицинского персонала. Перспективны металлургия, металлообработка, станкостроение, судостроение.
Одной из проблем, препятствующих повышению уровня интеграции между Россией и Японией, является недостаточно развитая транспортно-логистическая инфраструктура. Модернизация портов и строительство новых терминалов, увеличение пропускной способности железнодорожных магистралей, рост числа авиаперевозок позволили бы поддержать рост объёмов торговли с Японией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.
Российские предприятия при первоначальном выходе на японский рынок испытывают трудности, связанные со сложностью и отличием его бизнес-культуры. Для содействия российско-японской интеграции были созданы механизмы торговых представительств.
Основной проблемой русско-японских экономических отношений является то, что торговля между странами сводится к обмену российского топлива, сырья и морепродуктов на готовую японскую промышленную продукцию. Крупнейшими объектами японских инвестиций являются нефтегазовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В этой связи актуальной проблемой является стимулирование дополнительных инвестиций из Японии в крупнейшие проекты. Предполагается создание проекта по интеграции энергетических систем России, Китая, Монголии, Южной Кореи и Японии, началом которому послужит прокладка подводного кабеля с острова Сахалин к острову Хоккайдо для экспорта избыточной электроэнергии с существующих или планируемых к постройке источников электроэнергии на Дальнем Востоке. Существует ещё один интересный проект по строительству экологически безопасной приливной электростанции в Тугурском заливе Охотского моря, которая смогла бы обеспечивать дешёвой энергией сразу две страны - Японию и Китай. Причём для Японии данный проект представляет особый интерес в связи с закрытием атомной электростанции «Фукусима-1». После аварии на АЭС «Фукусима-1» Япония крайне заинтересована в закупке сжиженного природного газа. На данный момент доля поставок российского СПГ на японский рынок составляет всего 9%. Проблема заключается в том, что в России пока функционирует только один завод по производству сжиженного природного газа, второй завод находится на стадии проектирования. Тем не менее, Япония заинтересована именно в российском газе, так как сотрудничество с Россией позволило бы Японии экономить время на транспортировку и, соответственно, транспортные расходы.
Япония также заинтересована в покупке сланцевого газа. Тут возникает ещё одна проблема: месторождения сланцевого газа в России имеются, но нет технологии, позволившей бы рентабельно добывать этот газ. В скором времени на мировом рынке появится большое количество недорогого сланцевого газа производства США, в закупке которого, естественно, заинтересована Япония. Россия в таких условиях оказывается ограничена во времени или же вынуждена продавать газ по сниженной цене, чтобы привлечь Японию.
Итак, Азиатско-Тихоокеанский регион обладает огромным нераскрытым потенциалом для международного сотрудничества с участием Российской Федерации. В связи с нарастающими проблемами в экономических отношениях с Западом, в частности, с Евросоюзом, рациональным выходом станет сосредоточение интеграционной экономической деятельности именно на восточном регионе.
|
|
Данные об экономических отношениях России и стран Востока
Торговля России со странами Востока, проценты | Доля стран в мировом ВВП на 2011-2012 гг. | ||||||||
Экспорт | Импорт | в долларах США | в процентах | рейтинг | |||||
2009 | 2010 | 2011 | 2009 | 2010 | 2011 | ||||
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 70020432 | 100 | - |
Россия |
|
| 1857770 | 2,65 | 10 | ||||
Страны СНГ: |
|
|
| ||||||
Казахстан | 3,03 | 2,69 | 2,58 | 2,21 | 1,94 | 2,34 | 188050 | 0,27 | 50 |
Узбекистан | 0,56 | 0,48 | 0,41 | 0,51 | 0,68 | 0,61 | 45359 | 0,06 | 81 |
Туркмения | 0,33 | 0,19 | 0,22 | 0,03 | 0,07 | 0,05 | 28062 | 0,04 | 92 |
Страны АТЭС: |
|
|
| ||||||
Австралия | 0,02 | 0,01 | 0,01 | 0,35 | 0,34 | 0,33 | 1379382 | 1,97 | 13 |
Канада | 0,16 | 0,27 | 0,12 | 0,72 | 0,65 | 0,60 | 1736051 | 2,48 | 11 |
Япония | 2,40 | 3,23 | 2,84 | 4,33 | 4,48 | 4,91 | 5867154 | 8,38 | 3 |
Республ. Корея | 1,88 | 2,63 | 2,59 | 2,91 | 3,18 | 3,79 | 1116247 | 1,59 | 15 |
Новая Зеландия | 0,04 | 0,02 | 0,001 | 0,07 | 0,07 | 0,001 | 159706 | 0,23 | 55 |
Сингапур | 0,44 | 0,51 | 0,44 | 0,41 | 0,15 | 0,13 | 239700 | 0,34 | 41 |
Таиланд | 0,15 | 0,39 | 0,41 | 0,02 | 0,60 | 0,65 | 345672 | 0,49 | 29 |
Китай | 5,53 | 5,12 | 6,82 | 13,62 | 17,02 | 15,79 | 7318499 | 10,45 | 2 |
Вьетнам | 0,29 | 0,34 | 0,26 | 0,41 | 0,49 | 0,56 | 123600 | 0,18 | 57 |