Экономические взаимоотношения России и стран Востока

В последнее время для Российской Федерации открывается всё больше перспектив международного сотрудничества со странами Азиатского Тихоокеанского региона. Россия имеет к этому серьёзные территориальные и культурные предпосылки.

Россия является членом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, целью которого является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского общества. В АТЭС сосредоточено около 40% мирового населения и 54% мирового ВВП. В настоящее время в АТЭС входит 21 страна: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй, Гонконг, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Вьетнам и Россия. В настоящее время странами АТЭС принята стратегия либерализации экономики и инвестиционных режимов.

Российская Федерация является партнёром по диалогу с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины). В рамках соглашения с АСЕАН проводятся мероприятия в сфере научно-технологического и культурного сотрудничества, а также консультации в сфере туризма.

Доля стран АТЭС в торговле России достигла 24% и продолжает расти, причём лидирует Китай. Но потенциал российских внешнеэкономических связей, в особенности взаимных капиталовложений, с восточноазиатскими странами раскрыт не в полной мере.

Развитие сотрудничества с Тихоокеанской Азией является ключевым современным направлением внешнеэкономической деятельности для России. Особенно это касается партнёрских отношений с Японией, в которых кроется огромный потенциал.

Япония, наряду с эффективными прямыми инвестициями, способна дать нашей стране новые технологии, передовые методы управления. Существуют примеры успешного сотрудничества российских и японских компаний в автомобилестроении (совместное предприятие ЗАО «Соллерс-Исудзу», осуществляющее сборку грузовых автомобилей; СП «Мазда Соллерс Мотор Мануфэкчуринг Рус» - совсестное предприятие с японским автопроизводителем «Мазда») и в производстве пиломатериалов (СП «Тернейлес», занимающееся экспортом круглого леса, а также изготовлением и поставкой на японский рынок отделочных и клеёных конструкционных пиломатериалов для домостроения). Особый интерес для России представляет японский опят в инновационной переработке углеводородов, повышению энергоэффективности продукции в целом, снижению потерь. Актуально привлечение японских технологий и инвестиций в агропромышленный комплекс. Россия может предложить Японии экспортное зерно.

Интерес представляют и широкие возможности интеграции в промышленности, ключевой момент в которых - сосредоточение различных обрабатывающих производств японских компаний с использованием российского потенциала. В этих рамках возможно сотрудничество в сфере автомобильной промышленности, медицины, фармацевтики и медицинского оборудования. Возможны создание совместных НИОКР и обучение медицинского персонала. Перспективны металлургия, металлообработка, станкостроение, судостроение.

Одной из проблем, препятствующих повышению уровня интеграции между Россией и Японией, является недостаточно развитая транспортно-логистическая инфраструктура. Модернизация портов и строительство новых терминалов, увеличение пропускной способности железнодорожных магистралей, рост числа авиаперевозок позволили бы поддержать рост объёмов торговли с Японией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.

Российские предприятия при первоначальном выходе на японский рынок испытывают трудности, связанные со сложностью и отличием его бизнес-культуры. Для содействия российско-японской интеграции были созданы механизмы торговых представительств.

Основной проблемой русско-японских экономических отношений является то, что торговля между странами сводится к обмену российского топлива, сырья и морепродуктов на готовую японскую промышленную продукцию. Крупнейшими объектами японских инвестиций являются нефтегазовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В этой связи актуальной проблемой является стимулирование дополнительных инвестиций из Японии в крупнейшие проекты. Предполагается создание проекта по интеграции энергетических систем России, Китая, Монголии, Южной Кореи и Японии, началом которому послужит прокладка подводного кабеля с острова Сахалин к острову Хоккайдо для экспорта избыточной электроэнергии с существующих или планируемых к постройке источников электроэнергии на Дальнем Востоке. Существует ещё один интересный проект по строительству экологически безопасной приливной электростанции в Тугурском заливе Охотского моря, которая смогла бы обеспечивать дешёвой энергией сразу две страны - Японию и Китай. Причём для Японии данный проект представляет особый интерес в связи с закрытием атомной электростанции «Фукусима-1». После аварии на АЭС «Фукусима-1» Япония крайне заинтересована в закупке сжиженного природного газа. На данный момент доля поставок российского СПГ на японский рынок составляет всего 9%. Проблема заключается в том, что в России пока функционирует только один завод по производству сжиженного природного газа, второй завод находится на стадии проектирования. Тем не менее, Япония заинтересована именно в российском газе, так как сотрудничество с Россией позволило бы Японии экономить время на транспортировку и, соответственно, транспортные расходы.

Япония также заинтересована в покупке сланцевого газа. Тут возникает ещё одна проблема: месторождения сланцевого газа в России имеются, но нет технологии, позволившей бы рентабельно добывать этот газ. В скором времени на мировом рынке появится большое количество недорогого сланцевого газа производства США, в закупке которого, естественно, заинтересована Япония. Россия в таких условиях оказывается ограничена во времени или же вынуждена продавать газ по сниженной цене, чтобы привлечь Японию.

Итак, Азиатско-Тихоокеанский регион обладает огромным нераскрытым потенциалом для международного сотрудничества с участием Российской Федерации. В связи с нарастающими проблемами в экономических отношениях с Западом, в частности, с Евросоюзом, рациональным выходом станет сосредоточение интеграционной экономической деятельности именно на восточном регионе.

 

Данные об экономических отношениях России и стран Востока

 

Торговля России со странами Востока, проценты

Доля стран в мировом ВВП на 2011-2012 гг.

 

Экспорт

Импорт

в долларах США в процентах рейтинг
  2009 2010 2011 2009 2010 2011      
Всего 100 100 100 100 100 100 70020432 100 -
Россия

 

 

1857770 2,65 10
Страны СНГ:

 

 

 

Казахстан 3,03 2,69 2,58 2,21 1,94 2,34 188050 0,27 50
Узбекистан 0,56 0,48 0,41 0,51 0,68 0,61 45359 0,06 81
Туркмения 0,33 0,19 0,22 0,03 0,07 0,05 28062 0,04 92
Страны АТЭС:

 

 

 

Австралия 0,02 0,01 0,01 0,35 0,34 0,33 1379382 1,97 13
Канада 0,16 0,27 0,12 0,72 0,65 0,60 1736051 2,48 11
Япония 2,40 3,23 2,84 4,33 4,48 4,91 5867154 8,38 3
Республ. Корея 1,88 2,63 2,59 2,91 3,18 3,79 1116247 1,59 15
Новая Зеландия 0,04 0,02 0,001 0,07 0,07 0,001 159706 0,23 55
Сингапур 0,44 0,51 0,44 0,41 0,15 0,13 239700 0,34 41
Таиланд 0,15 0,39 0,41 0,02 0,60 0,65 345672 0,49 29
Китай 5,53 5,12 6,82 13,62 17,02 15,79 7318499 10,45 2
Вьетнам 0,29 0,34 0,26 0,41 0,49 0,56 123600 0,18 57

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: