Содержание программы по шашкам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоручейская средняя общеобразовательная школа»

 

. «Принято»: на педсовете протокол № 1 от «29» августа 2019 года      «Утверждаю» Директор школы _______________Н.Н. Мартынова  
    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Интеллектуал»  

 

Рудаков Сергей Александрович

                                                                                                                                                                                                 1 квалификационная категория

 

 

п. Депо

2019г.  

                                                                 

 

                                                                                               Пояснительная записка.

Рабочая программа, составленная в соответствии с учебным планом МБОУ Белоручейская СОШ на 2016-2017 учебный год.

Особенности учебной программы.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

· непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

· развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

· единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

· системная организация управления учебно-воспитаельным процессом.

Направление шашечно-шахматного кружка:

1. Развитие мыслительного процесса школьника.

2. Творческое познание игр шашек и шахмат.

3. Приобретение радости и ошибок в ходе игр

4. Приобщение обучающихся к искусству и спорту – как науке о шахматах и шашках

5. Умение поведения школьников во время игр

6. Создание условий для культурного, творческого самоопределения

7. Укрепление умственного и физического здоровья игроков

8. Взаимодействие руководителя кружка с родителями школьников

Цели и задачи шашечно-шахматного кружка

1. Обучение игр и шашек и шахмат, соблюдая мировые, российские, республиканские достижения в этих областях, придерживаясь к следующим принципам: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.

2. Воспитание сильных черт личности, как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость и трудолюбие.

3. Развитие логического мышления, способности рассчитывать, прогнозировать и предугадывать ситуацию.

Участвуют в кружке учащиеся: 4 – 8 класса

Срок реализации с 1 сентября 2019 года по 30 мая 2020 года.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Определение результативности кружка, игроков:

1. В первую очередь она заключается в анализе сыгранных партий между игроками.

2. Итоги кружка проводятся по результатам шашечно -шахматных турниров в конце учебных четвертей (октябрь, декабрь, март, май) по участиям и результатам соревнований разного уровня.

Содержание программы:

1. Содержание программы по шашкам.

2. Содержание программы по шахматам

3. Календарно-тематическое планирование

4. Материально-методическое обеспечение

5. Список литературы

Содержание программы по шашкам

Древность русских шашек. Распространение шашек в России. Культурное значение шашек Классификационная система.

Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её значение. Виды шашечных соревнований, правила их проведения

Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений. Разбор позиций на усвоение правил игры.

Основы шашечной теории, 3 стадии партии, правило равновесия материальных сил, понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество, сила дамки,значение связок, размеров, понятие оппозиции, темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов

Практика. Разбор тематических позиций. Упражнение на освоение правил игры.

Способы выигрыша шашек. Разнообразие практических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Расчет ходов в партии. Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки», комбинационные ловушки, контрудары. Красота комбинаций Практика. Разбор тематических позиций. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.

Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра и бортовых полей Значение плана игры. План игры на ослабление пункта. Овладение важными полями.

Расчет ходов, ценность времени и пространства. Игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции. Три дамки против одной. Треугольник А. Петрова, способ М. Голяева. Борьба одной шашки против двух и более

Практика. Разбор и развертывание с партнерами характерных тематических позиций.

Основные задачи дебюта, «игра Петрова», «игра Филиппова», «обратно - городская партия», «перекресток», «игра Бодянского». Какие шашки развивались в дебюте? Практика. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором сыгранных партий.

Проведение сеансов одновременной игры с разбором сыгранных партий.

Содержание программы по шахматам.

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Великие люди и шахматы. Правила проведения шахматных соревнований.

Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!» Полная и краткая нотация шахматных партий.

Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений. Расстановка фигур.

Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат. Вечный шах, относительная ценность фигуры.

Практика. Разбор специально подобранных позиций для усвоения сложных правил. Упражнения на мат различными фигурами.

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: вязка, двойной удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение, завлечение, сочетание идей

Практика. Упражнение на усвоение материала в специально подобранных позициях.

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур,выбор плана централизация. Разбор специально подобранных позиций

Практика.

Определение Эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат ферзи, ладьей, тяжелыми фигурами.

Практика. Разбор специально подобранных позиций.

Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания Практика. Разбор специально подобранных позиций.

Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором сыгранных партий.

Тематическое планирование 2019-2020 учебный год

Тема занятия кружка

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки обучающихся

Воспитательная работа

План

Факт

 
1 Введение. ТБ на занятиях. (шахматы) 1  

 

Знать историю появления игры «шахматы». Название фигур Творческое познание игр шашек и шахмат.
2 Древность русских шашек. Культурное значение шашек. 1  

 

Знать историю появления игры «шашки». Название фигур Творческое познание игр шашек и шахмат
3 Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце.    1  

 

Уметь правильно выполнять расстановку фигур

Воспитание сильных черт личности, как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость и трудолюбие.

4 Великие люди и шахматы. 1  

 

Уметь правильно выполнять расстановку фигур
5 Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её значение. 1  

 

Знать правила игры
6 Изучение правил. 1  

 

Знать правила игры
7 Правила проведения соревнований по шашкам и шахматам. Правила турнирного поведения. 1    

Знать правила при проведении соревнований

8 Правила турнирного поведения. 1    

Знать правила при проведении соревнований

9-10 Практика по шашкам. Упражнения на разбор позиций и усвоение правил.         2    

Уметь упражнения на разбор позиций.

11-12 Практика по шахматам. Расстановка фигур.            2    

1.Правильная расстановка фигур

2. выгодные позиции в шашках.

13-14 Практика по шашкам. Разбор позиций и запись партий. 2     Развитие мыслительного процесса школьника.
15-16 Практика по шахматам. Запись партий. Отдельные положения. 2     Развитие мыслительного процесса школьника.
17-18 Шашечная партия. Три стадии партии. 2    

Основные правила в шашечной партии

Воспитание сильных черт личности, как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость и трудолюбие.

Развитие логического мышления, способности рассчитывать, прогнозировать и предугадывать ситуацию.

19-20 Превращение пешки, взятие на проходе, игра пешки. 2    
21-22 Позиционное преимущество и материальный перевес. Сила дамки. Расчёт ходов. 2    

Знать: 1. Позиционной преимущество.

2. Силу дамки.

23 Рокировка. Мат и ничья. Пат. Вечный шах.   1    

Знать название фигур в шахматах, понятие мат и шах.

Выполнять манёвры.

Поставить мат разными фигурами.

24 Относительная ценность фигур 1    
25-26 Понятие о оппозиции. Маневры. 2    
27-28 Упражнения на мат разными фигурами. Мат тяжелыми фигурами. 2    
29-30 Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов. 2    
31 Мат в один ход. Задачи. 1    

Поставить мат разными фигурами.

Воспитание сильных черт личности, как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость и трудолюбие.

Развитие логического мышления, способности рассчитывать, прогнозировать и предугадывать ситуацию.

32 Мат ферзём. Практика выполнения вечного мата. 1    

Поставить мат разными фигурами.

33 Практика на освоение маневров, темпах, расчётах. 1    

Уметь правильно распределить дальнейшую игру

34-35 Мат лёгкими фигурами. (Практика) 2    
36 Введение. ТБ на занятиях (шашки) 1    

Знать историю появления игры «шашки». Название фигур

37-38 Способы выигрыша шашек. Расчёт ходов. 2    

Уметь правильно распределить дальнейшую игру

\39 Понятие о тактике и комбинацию 1    

Уметь правильно распределить дальнейшую игру

40-41 Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки» 2    

Знать: основные понятия «роздых», и самообложение»

42-43 Двойной шах, завлечение, отвлечение. 2    
44-46 Конкурс – подвижная игра «Самый, самый…» 3    

Уметь правильно распределить дальнейшую игру

47 Разбор тематических позиций в шашках 1    

Уметь правильно распределить дальнейшую игру

 
48-49 Практика выполнения двойного удара. Гамбит. 2    

Знать: тактику двойного удара. Гамбит

Воспитание сильных черт личности, как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость и трудолюбие.

Развитие логического мышления, способности рассчитывать, прогнозировать и предугадывать ситуацию.

50-51 Нахождение дебютных ловушек в шашках. 2    

Уметь правильно распределить дальнейшую игру

52-54 Конкурс – подвижная игра «Самый, самый…» 3    

Уметь правильно распределить дальнейшую игру

56-58 Шахматы. Сочетание идей.(Практика)     2    

 

59-60 Шашки. «роздых» «самообложение»        2    

Знать: основные понятия «роздых», и самообложение»

61 Скрытое нападение. (скрытый шах) 1    
62 Значение центральных полей доски. Захват полей. 1    
63-64 План игры шашек. Овладение полями. 2    

Уметь правильно рассчитать позиции

65-66 План игры шашек. Овладение полями. 2    
67 Определение стратегии шахмат. 1    

Знать: основные понятия «роздых», и самообложение

68 Определение стратегии шахмат. 1    

Знать: основные понятия «роздых», и самообложение

 

Итого 68 часов.

               

 

Литература:

1. Адамович В.К. «Позиционные формы борьбы в русских шашках». Москва: «Физкультура и спорт», 1997.

2. Костьев А.Н. «Учителю о шахматах». - Москва: «Просвещение», 1986.

3. Ласкер Эмануил «Учебник шахматной игры». – Москва: «Физкультура и спорт», 1990.

4. Сокольский А.П. «Ваш первых ход». - Москва: «Физкультура и спорт», 1998.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: