Тема 2. Понятие и признаки правосудия. Судебная власть

Тема 1. Понятие правохранительной деятельности и Правоохранительных органов.

Права и свободы человека являются высшей ценностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. То есть защита прав и свобод человека является главной задачей правоохранительных органов.

 Правоохранительная деятельность – государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, государства и общества специально уполномоченными органами с помощью установленных законом мер воздействия и принуждения.

В конституции говорится о защите прав. Защита и охрана права являются родственными понятиями. Охрана более широкое понятие оно включает в себя их защиту. Охрана права существует постоянно и имеет цель обеспечить его осуществление, не допустить его нарушения. Права охраняются постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Охрана обеспечивается, прежде всего, государством. При этом человек (субъект права) сам может предпринять различные меры охраны своих прав и интересов: применить меры охраны своих вещей (ограждения, замки, сигнализации, сдача на хранение или под охрану, требование покинуть частную территорию) По Конституции каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Самозащита права является предсудебной стадией защиты права. Примеры самос тоятельной защиты права: обращение с претензией к продавцу (лицу, оказавшему некачественную услугу), удержание имущества должника, истребование земельного участка из чужого незаконного владения, необходимая оборона при защите жизни, здоровья, имущества от преступного посягательства.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст.14 ГК РФ)

Задачи правоохранительной деятельности:

1) охрана личности, ее прав и свобод;

2) охрана общества, его материальных и духовных ценностей;

3) охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Формы охраны прав: предупреждение, выявление, пресечение правонарушений, устранение препятствий в осуществлении права, восстановление нарушенного права.

Государство реализует свою правоохранительную функцию с помощью своих правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – органы, которые, осуществляют деятельность по защите прав и свобод человека, охране правопорядка и законности в обществе и государстве.

Функции правоохранительных органов

1. Конституционный контроль -  обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ

2. Правосудие, судебный контроль и надзор - разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений

3. Прокурорский надзор - деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования

4. Выявление и расследование правонарушений деятельность, направленная на раскрытие правонарушений (преступлений), изобличение виновных лиц и привлечение их к ответственности.

5. Обеспечение безопасности

6. Исполнение судебных решений и обеспечение порядка деятельности судов.

7. Охрана общественного порядка

8. Оказание юридической помощи

Виды правоохранительных органов

1. Органы судебной власти – суды.

2. Органы выявления и расследования преступлений – Следственный комитет РФ, Следственное управление ФСБ, органы дознания МВД, МЧС, ФССП.

3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности – органы МВД (полиция, ГИБДД), Росгрвардия (ФСВНГ), ФСКН, ФТС, ФСБ, ФСО

4. Органы надзора за соблюдением законности – Прокуратура

5. Органы юридической помощи – Адвокатура, нотариат

6. Органы, обеспечивающие исполнение решений судов – ФССП, ФСИН

7. Негосударственные организации, осуществляющие правоохрану (ЧОП).

 

Правовая основа деятельности правоохранительных органов

1. Конституция РФ

2. Федеральные конституционные законы. Например, ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О Конституционном суде», «О Верховном суде» и др.

3. Федеральные законы. Например, ФЗ «О полиции», «О прокуратуре», Кодексы - УК РФ, УПК РФ, КОАП, Таможенный кодекс.

4. Законы субъектов РФ. Например, Закон Самарской области об административных правонарушениях на территории Самарской области

Указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ от 30.09.2016  «О Федеральной службе войск национальной гвардии», «Вопросы Федеральной службы безопасности  Российской Федерации», Вопросы ФССП.

7. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Например, Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Акты министерств или ведомств (ведомственные акты). Например, Административный регламент МВД по осуществлению государственного надзора за соблюдением безопасности дорожного движения.

Тема 2. Понятие и признаки правосудия. Судебная власть.

В соответствии с Конституцией государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть - вид государственной власти, которая осуществляется судами.

Суд – специальный государственный орган, предназначенный для реализации судебной власти и осуществления правосудия.

В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека обеспечиваются правосудием.

Правосуди е – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров для восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей.

Признаки судебной власти: Независимость, самостоятельность, обособленность, подзаконность

Под независимостью судебной власти следует понимать то, что судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Деятельность судов регулируется ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Суды при отправлении правосудия не зависят от органов законодательной и исполнительной власти; от иных органов, организаций, партий и движений, должностных лиц.

Самостоятельность судебной власти означает, что Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Вступивший в законную силу приговор обязателен для исполнения всеми на всей территории страны.

Обособленность судебной власти состоит в том, что суд занимает особое положение в государственном механизме. Суды не входят в какую-либо другую систему государственных органов, они организационно не подчинены кому-либо.

Подзаконность означает, что компетенция и полномочия судов определяется Конституцией и Федеральными законами.

Судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом, Верховным Судом Российской Федерации и системой судами общей юрисдикции и арбитражными судами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: