Выполнила:
студентка II курса группы СДО-26
Саляева Юлия Ильдусовна
Стерлитамак, 2020
Аннотация
Методические рекомендации играют важную роль в процессе обучения и внеклассной работы. Чтобы понять значимость их применения, важно разобраться в таких моментах, как определение методических рекомендаций и их цель.
Методические рекомендации являются разновидностью методической продукции и особым типом структурированной информации, которая определяет порядок, акценты и логику изучения определенной темы, проведения мероприятия или занятия.
В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению.
Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, возможностям.
Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями,
|
|
соответствующими возрастному психическому развитию.
Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами личностном и в социальном развитии ребѐнка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьѐй, сверстниками.
Противоправное поведение несовершеннолетних растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
Автор данной статьи: Фоминых Ирина Владимировна
Фоминых, И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования / И. В. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014г.
Пояснительная записка
Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке авторских и иных материалов для организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, обмена педагогическим опым, научных публикаций.
Так же настоящие рекомендации могут быть использованы для проведения мероприятий по разным предметам, например, для роли мышления.
А также они могут выделять следующие задачи:
· обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
· выявление учащихся, нуждающихся в социальной и правовой защите;
· выявление неблагополучных семей;
· выявление родителей, уклоняющихся от воспитания детей или способствующих совершению ими правонарушений;
|
|
· профилактика и нейтрализация педагогической запущенности;
· создание системы превентивных мер по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости;
· правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся;
Цель:
· -развитиепозитивных поведенческих стереотипов личности и формирование этой основе социально одобряемых форм поведения.
· -развитие навыков социально одобряемого поведения, соблюдения общепринятых норм и правил;
· -расширение представления об эффективных способах взаимодействия с окружающими, прежде всего с родителями, педагогами и школьным коллективом;
· -обучать навыкам самоконтроля и способам саморегуляции поведения.
· -развитие памяти, мышления, воображение, инициатива.
Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений.
В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации.
Методические рекомендации
Основными направлениями работы социального педагога с детьми по профилактике школьной дезадаптации социальной и педагогической запущенности являются:
· - изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешения этих проблем;
· - создание благоприятного психологического климата в группе;
· - осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация учащихся, имеющих социальные проблемы;
· - применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями;
· - диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка;
· - создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть - специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций;
· При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
Заключение
Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации, прежде всего, должно быть на устранение, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика, негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение. Поэтому так необходима и важна работа психолога именно с первоклассниками.
Для того, чтобы ребенок был готов к будущему нужно побольше уделять внимание ребенку, объяснить что ждет его впереди и помогать в различных жизненных ситуациях.
|
|
Список литературы
1. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М., 2008.
2. Шилова Т.А. Диагностика психолого-педагогической дезадаптации детей и подростков: практическое пособие / Т.А. Шилова. - М.: Айрис-пресс, 2009.
3..Методические рекомендации для учителей начальных классов «Школьная дезадаптация первоклассников, пути её преодоления» [Электронный ресурс] // Интернет-сайт:BCEOCBINA Режим доступа: https://vseosvita.ua/library/metodiceskie-rekomendacii-dla-ucitelej-nacalnyh-klassov-skolnaa-dezadaptacia-pervoklassnikov-puti-ee-preodolenia-2860.html
4. Школьная дезадаптация: диагностика, профилактика, коррекция. Рекомендации по оказанию помощи младшим школьникам и подросткам [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: СОВЕТЫПСИХОЛОГА Режим доступа: https://psychologist.tips/2406-shkolnaya-dezadaptatsiya-diagnostika-profilaktika-korrektsiya-rekomendatsii-po-okazaniyu-pomoshhi-mladshim-shkolnikam-i-podrostkam.html