Введение
Рабочая тетрадь по биологии охватывает все основные разделы школьного курса и служит для подготовки учащегося 9 класса к ОГЭ. Материалы подобраны с учетом демоверсии заданий на сайте ФИПИ. Рабочая тетрадь рассчитана на установление биологических закономерностей и лучшего понимания материала в процессе самостоятельной работы с заданиями. Основная часть состоит из разделов биологии, представленных в виде схем и таблиц. При работе с тетрадью необходимо использовать дополнительную литературу и интернет-источники, перечисленные в списке рекомендуемой литературы. После выполнения заданий для закрепления материала нужно ответить на предлагаемые тесты для каждого раздела и пройти тестирование в интернете.
Порядок работы с тетрадью
1. Рекомендуется выполнять задания по порядку
2. Внимательно рассмотрите предложенную схему или рисунок
3. Ответьте на все вопросы, аккуратно вписав слова над подчеркнутыми строчками.
4. В случае возникновения затруднений, прочитайте информацию по теме справочной литературе.
|
|
5. После выполнения задания ответьте на тестовые задания по данной теме.
6. Для лучшего закрепления рекомендуется пройти онлайн тестирование на следующих сайтах:
Http://fipi.ru / Открытый банк заданий ОГЭ/ Биология
https://bio-ege.sdamgia.ru /Биология
7. После прохождения тестов, проанализируйте свои ошибки. При необходимости, повторите теорию еще раз.
8. Дополнительное решение демонстрационных вариантов в интернете и используя специальную книжную литературу для подготовки к ОГЭ позволит выявить слабые стороны и еще раз прочитать нужный материал.
Список рекомендуемой литературы:
1. Железняк М.В. Биология в схемах, терминах, таблицах – Ростов н/Д: Феникс, 2016
2. Джамеев В.Ю. М.: Эксмо, 2016 (Универсальный справочник школьника. 100самых важных тем)
3. Пасечник В.В. Биология 9 класс – М.: Просвещение, 2014
4. Лернер Г.И. ОГЭ 2017. Биология: сборник заданий: 9 класс – М.:Эксмо, 2016
Биология – это комплекс взаимосвязанных наук, изучающих живые организмы и их жизнедеятельность. На схеме представлены некоторые из них. Изучите схему, от каких слов образовано название каждой дисциплины? Запишите в овальные области значения греческих и латинских слов, давших название науки, а под овалом – что она изучает.
Дополните ключевые слова к каждому методу научного познания, выбрав их из предложенных ниже. Какие методы изображены на картинках? Подпишите их под соответствующими изображениями.
Описательный метод – сбор фактического материала и описание. В основе метода лежит______________
Сравнительный метод позволяет выявить черты __________________________между организмами и их частями. Для сопоставления используют измерение.
|
|
Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, _______________их с ранее известными результатами.
Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью _________. Высшей формой эксперимента считают моделирование.
Моделирование – позволяет воспроизвести экспериментальные условия, которые в реальности трудно- или неосуществимы. Позволяет ___________________ любое исследование.
опыт / наблюдение / сходство и различие / сопоставить / воссоздать
________________________________________ __________________________________________
_________________________________________ ___________________________________________
Рассмотрите схему. Как связаны между собой гипотеза и теория? Дайте им определения.
На каких уровнях организации изучают живое вещество различные отделы биологии?
Выберите соответствующие каждому уровню разделы биологии: цитология, эмбриология, морфология, анатомия, гигиена, генетика, гистология, микробиология, эмбриология, селекция, систематика, эволюция, экология, биохимия, ботаника, зоология, палеонтология и др.
Уровень: Разделы биологии:
1_________________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________________
6 __________________________ _______________________________________________
7 __________________________ _______________________________________________
Подпишите клеточные структуры, отметьте, какие из них одномембранные, двумембранные и немембранные:
1_____________________________________1________________________________________2_____________________________________2________________________________________3_____________________________________3________________________________________4_____________________________________4________________________________________5_____________________________________5________________________________________6_____________________________________6________________________________________7_____________________________________7________________________________________8_____________________________________8________________________________________9_____________________________________9________________________________________10___________________________________10________________________________________
Напишите функции перечисленных клеточных структур. Какие из них свойственны только для растительных и только для животных клеток?
Ядро___________________________________________________________________________Гладкая ЭПС____________________________________________________________________
Гранулярная ЭПС________________________________________________________________
Митохондрии___________________________________________________________________
Аппарат Гольжди________________________________________________________________
Лизосомы______________________________________________________________________
Рибосомы______________________________________________________________________
Вакуоль________________________________________________________________________
Центриоль______________________________________________________________________
Мембрана______________________________________________________________________
Клеточная стенка________________________________________________________________
Пластиды (3 типа)________________________________________________________________
Цитоскелет_____________________________________________________________________
Напишите местонахождение и значение перечисленных веществ в клетке, подпишите соответствующие элементы, образующие структуры клеток на картинках:
Белки ____________________________________________________________________
Липиды (жиры) ____________________________________________________________
Углеводы _________________________________________________________________
Нуклеиновые кислоты ______________________________________________________
Вода _____________________________________________________________________
Органогены_______________________________________________________________
Макроэлементы___________________________________________________________
Микроэлементы___________________________________________________________
Ультромикроэлементы______________________________________________________
Клеточная мембрана Животная, растительная и бактериальные клетки
Стрелками установите соответствие между целым и его составляющими:
А. Белки 1. моносахариды
Б. Жиры 2. нуклеиновые кислоты
|
|
В. Углеводы 3. аминокислоты
Г. ДНК и РНК 4. глицерин и жирные кислоты
Денатурация белка -__________________________________________________________________________
Наследственная (генетическая) информация закодирована в виде последовательности нуклеотидов ДНКа у некоторых вирусов РНК.Рассмотрите схему строения молекулы ДНК, из скольких цепочек она состоит? ___________В структуру цепи ДНК входит остаток _________ ___________, __________________ и 4 типа азотистых ______________: аденин, гуанин, тимин, цитозин, соединенных друг с другом по принципу комплементарности.
По схеме определите пары соединяющихся между собой азотистых оснований, и количество водородных связей между ними (показаны штрих –пунктиром)
___________________---___________________, _____водородные связи
___________________---___________________, _____водородные связи
Сущность энергетического обмена состоит в следующем: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделяют 3 стадии энергетического обмена:
Название что происходит продукты
1 Подготовительный __________________________________ __________________
2 Анаэробный ________________________________________ ___________________
3 Аэробный __________________________________________ ___________________
Сущность пластического обмена состоит в следующем:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биосинтез белка -___________________________________________________
В процессе биосинтеза белка участвуют следующие компоненты: ДНК, РНК (какие 3 вида РНК? _____________, ______________, _____________), ферменты (что это такое?____________________________________________),
рибосомы и аминокислоты. Процесс состоит из 2 этапов: транскрипции и трансляции. Рассмотрите схему и опишите эти процессы.
Транскрипция:_________________________________________________________________________
|
|
Где происходит: _______________________________________________________________________
Суть процесса: ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трансляция:____________________________________________________________________________ Где происходит: ________________________________________________________________________
Суть процесса: _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фотосинтез – это __________________________________________________
__________________________________________________________________
Световая фаза:
Где происходит _________________________________________________________________
Необходимые вещества __________________________________________________________
Какие продукты образуются ______________________________________________________
Темновая фаза:
Где происходит _________________________________________________________________
Необходимые вещества __________________________________________________________
Какие продукты образуются ______________________________________________________
Значение фотосинтеза:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деление клетки. По схеме опишите 2 способа деления клеток – митоз и мейоз
Интерфаза _____________________________________________________________________
Митоз _________________________________________________________________________
Профаза _______________________________________________________________________
Метафаза ______________________________________________________________________
Анафаза _______________________________________________________________________
Телофаза ______________________________________________________________________
Биологический смысл митоза заключается в ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие клетки делятся при помощи митоза? (соматические или половые)
Мейоз состоит из следующих фаз: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биологический смысл мейоза: ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие клетки делятся при помощи мейоза? (соматические или половые)_________________
Во время мейоза происходит кроссинговер, дайте определение и каково значение этого процесса? _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________