Население определяет самостоятельно и закрепляет в уставе муниципального образования конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления.
Самостоятельный выбор структуры органов местного самоуправления может быть реализован следующим образом.
Во-первых, разрабатывается проект устава МО, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправления, и выносится на утверждение местным референдумом.
Во-вторых, устав принимается представительным органом местного самоуправления.
В-третьих, на местный референдум выносится ряд вопросов, в совокупности определяющих крупными блоками структуру органов местного самоуправления и взаимоотношения между ними; по результатам местного референдума, существующим представительным органом местного самоуправления принимается устав, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправления, механизмов их взаимодействия'.
Устав — основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Как источник права он имеет достаточно широкое распространение в правотворческой практике нашего государства и рассматривается как разновидность актов кодификационного значения.
|
|
Устав муниципального образования является своеобразной, малой конституцией на его территории. Это вытекает из статьи 8 Федерального закона содержащей достаточно широкий перечень сведений, которые необходимо включать в устав муниципального образования.
Как и конституция, устав муниципального образования обладает рядом особенностей.
= Наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования. В соответствии со статьей 8 Федерального закона устав может приниматься представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
= Учредительный характер. Как акт учредительного характера, устав придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества. Учредительная природа устава проявляется и в том, что нет такой нормы, принимаемой органами местного самоуправления или местным сообществом, которая не могла бы быть включенной в устав по признаку несоответствия нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом.
= Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества, которые мыслимы на местном уровне. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия иных нормативных актов.
|
|
= Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Это означает, что все акты, принимаемые органами местного самоуправления или местным сообществом, непосредственно должны соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам.
=Устав — основа для дальнейшего нормотворчества. Эта особенность устава муниципального образования вытекает из предыдущих особенностей. Устав, даже будучи по своей природе кодифицированным актом, естественно, не может урегулировать все отношения, возникающие на уровне местного самоуправления. Поэтому для реализации устава необходимо принять иные, дополнительные, местные нормативно-правовые акты.
= Устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений. Конкретный механизм принятия определяется непосредственно в уставе муниципального образования и может предполагать квалифицированное большинство депутатов представительного органа местного самоуправления (большее, чем количество депутатов, необходимое для принятия обычного решения);
голосование на конференции, собрании или сходе граждан (что является нехарактерным для принятия обычных нормативно-правовых актов) либо непосредственное голосование населения, например в форме референдума.
= Устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления. Это заключается в том, что он является правовым актом, которым городское, сельское, а также иное поселение фиксирует свой статус муниципального образования, т. е. предметы ведения, права, обязанности и компетенцию органов местного самоуправления.
Устав — это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь.
• Нормы-понятия. Всякий, кто обращается к тексту устава, должен примерно одинаково воспринимать все понятия и термины, встречающиеся в нем.
• Нормы, определяющие структуры представительного и исполнительного органов муниципального образования, наименования подразделений, основных должностей, их права и функциональные обязанности
• Нормы процедурного характера, описывающие (для всех основных сфер и типичных случаев), когда, кому и как действовать, как оформлять различные документы, нанимать на работу или смещать должностных лиц и служащих аппарата и т. д.
• Нормы, которые ограничивают деятельность должностных лиц, занятие ими определенных должностей, деятельность в общественных организациях, получение дополнительных доходов и т. д.
Важной особенностью устава является его самодостаточность. Это означает, что по возможности он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления.
Поэтому в уставе следует конкретизировать основные законодательные нормы, имеющие отношение к самоуправлению, а при необходимости цитировать и собственно статьи законов, чтобы обращающийся к тексту устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных актов.
Устав муниципального образования должен быть достаточно стабильным, т.е. не меняться в течение сравнительно долгого времени. Это должно обеспечиватьсясоответствующей процедурой внесения дополнений и поправок, зафиксированной в тексте устава.
В уставе должны содержаться четкие нормы прямого действия.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона в уставе муниципального образования указываются:
• границы и состав территории муниципального образования;
• вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
• формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
|
|
• структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
• наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
• срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
• виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
• основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
• порядок выражения недоверия населением, отзыва или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
• статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
• гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
• условия и порядок организации муниципальной службы;
• экономическая и финансовая основы осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
• формы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества, с учетом исторических и иных местных традиций;
• другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами РФ и законами субъектов РФ.
Устав муниципального образования разрабатывается им самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
|
|
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Рекомендуемая литература и нормативные акты
1. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие / Алексеев Игорь Александрович, Адамоков Беслан Белялович. - 3; перераб. и доп. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 254 с. http://znanium.com/
2. Муниципальное право: Учебник и практикум / Овчинников Иван Иванович; Овчинников И.И., Писарев А.Н. - 3-е изд.; пер. и доп. - Электрон. дан. - М: Издательство Юрайт, 2018. - 361с. http://znanium.com/