Устав муниципального образования

Население определяет самостоятельно и закрепляет в уставе муниципального образования конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления.

Самостоятельный выбор структуры органов местного самоуправления может быть реализован следующим образом.

Во-первых, разрабатывается проект устава МО, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправления, и выносится на утвержде­ние местным референдумом.

Во-вторых, устав принимает­ся представительным органом местного само­управления.

В-третьих, на местный референдум выносится ряд вопросов, в совокупности определяющих крупными блоками структуру органов местного самоуправления и взаимоотношения между ними; по результатам местного референдума, существу­ющим представительным органом местного самоуправления принимается устав, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправ­ления, механизмов их взаимодействия'.

Устав — основной нормативно-правовой акт муници­пального образования. Как источник права он имеет доста­точно широкое распространение в правотворческой практи­ке нашего государства и рассматривается как разновидность актов кодификационного значения.

Устав муниципального образования является своеобразной, малой конституцией на его территории. Это вытека­ет из статьи 8 Федерального закона содержащей достаточно широкий перечень сведе­ний, которые необходимо включать в устав муниципального образования.

Как и конституция, устав муниципального образования обладает рядом особенностей.

= Наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования. В соответствии со статьей 8 Федерального закона устав может приниматься представительным органом местного самоуправ­ления или населением непосредственно.

= Учредительный характер. Как акт учредительного характе­ра, устав придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складываю­щимся отношениям по самоуправлению местного сообщества. Учредительная природа устава проявляется и в том, что нет та­кой нормы, принимаемой органами местного самоуправления или местным сообществом, которая не могла бы быть вклю­ченной в устав по признаку несоответствия нормам, принима­емым органами местного самоуправления или местным сооб­ществом.

= Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового ре­гулирования. Устав регулирует отношения, которые затрагива­ют все стороны, все сферы жизни местного сообщества, кото­рые мыслимы на местном уровне. Более детальная регламентация осуществляется посред­ством принятия иных нормативных актов.

= Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Это означает, что все акты, принимаемые органами местного самоуправления или местным сообществом, непосредственно должны соответствовать уста­ву, заложенной в нем концепции, принципам и нормам.

=Устав — основа для дальнейшего нормотворчества. Эта осо­бенность устава муниципального образования вытекает из предыдущих особенностей. Устав, даже будучи по своей природе кодифицированным актом, естественно, не может урегу­лировать все отношения, возникающие на уровне местного са­моуправления. Поэтому для реализации устава необходимо принять иные, дополнительные, местные нормативно-право­вые акты.

= Устав муниципального образования характеризуется осо­бым порядком принятия, а также внесения изменений или до­полнений. Конкретный механизм принятия определяется непосредственно в уставе муниципального образования и может предполагать квалифицированное большинство депу­татов представительного органа местного самоуправления (большее, чем количество депутатов, необходимое для при­нятия обычного решения);

голосование на конференции, со­брании или сходе граждан (что является нехарактерным для принятия обычных нормативно-правовых актов) либо непо­средственное голосование населения, например в форме ре­ферендума.

= Устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного само­управления. Это заключается в том, что он является правовым актом, ко­торым городское, сельское, а также иное поселение фиксиру­ет свой статус муниципального образования, т. е. предметы ве­дения, права, обязанности и компетенцию органов местного самоуправления.

Устав — это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь.

• Нормы-понятия. Всякий, кто обращается к тексту уста­ва, должен примерно одинаково воспринимать все понятия и термины, встречающиеся в нем.

• Нормы, определяющие структуры представительного и исполнительного органов муниципального образования, на­именования подразделений, основных должностей, их права и функциональные обязанности

• Нормы процедурного характера, описывающие (для всех основных сфер и типичных случаев), когда, кому и как действовать, как оформлять различные документы, нанимать на работу или смещать должностных лиц и служащих аппара­та и т. д.

• Нормы, которые ограничивают деятельность должност­ных лиц, занятие ими определенных должностей, деятельность в общественных организациях, получение дополнительных до­ходов и т. д.

Важной особенностью устава является его самодостаточ­ность. Это означает, что по возможности он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправле­ния.

Поэтому в уставе следует конкретизировать основные за­конодательные нормы, имеющие отношение к самоуправле­нию, а при необходимости цитировать и собственно статьи за­конов, чтобы обращающийся к тексту устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных актов.

Устав муниципального образования должен быть достаточно стабильным, т.е. не меняться в течение срав­нительно долгого времени. Это должно обеспечиватьсясоответствующей процедурой внесения дополнений и поправок, зафиксированной в тексте устава.

 

В уставе должны содержаться четкие нормы прямого действия.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона в уставе муниципального образования указываются:

• границы и состав территории муниципального образо­вания;

• вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

• формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

• структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

• наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного само­управления;

• срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц мест­ного самоуправления;

• виды, порядок принятия и вступления в силу норматив­ных правовых актов органов местного самоуправления;

• основания и виды ответственности органов местного са­моуправления и должностных лиц местного самоуправления;

• порядок выражения недоверия населением, отзыва или досрочного прекращения полномочий выборных органов ме­стного самоуправления и выборных должностных лиц местно­го самоуправления;

• статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных долж­ностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

• гарантии прав должностных лиц местного самоуправле­ния;

• условия и порядок организации муниципальной службы;

• экономическая и финансовая основы осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользо­вания и распоряжения муниципальной собственностью;

• формы организации местного самоуправления, обусло­вленные компактным проживанием на территории муници­пального образования национальных групп и общностей, ко­ренных (аборигенных) народов, казачества, с учетом истори­ческих и иных местных традиций;

• другие положения об организации местного самоуправ­ления, о компетенции и порядке деятельности органов мест­ного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами РФ и законами субъектов РФ.

Устав муниципального образования разрабатывается им самостоятельно. Устав муниципального образования принима­ется представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением, подлежит государст­венной регистрации в порядке, установленном законом субъ­екта Российской Федерации.

Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Рекомендуемая литература и нормативные акты

1. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие / Алексеев Игорь Александрович, Адамоков Беслан Белялович. - 3; перераб. и доп. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 254 с. http://znanium.com/

2. Муниципальное право: Учебник и практикум / Овчинников Иван Иванович; Овчинников И.И., Писарев А.Н. - 3-е изд.; пер. и доп. - Электрон. дан. - М: Издательство Юрайт, 2018. - 361с. http://znanium.com/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: