Роль Российского государства в становлении Донецкого бассейна как нового промышленного экономического региона

 

Поражение России в Крымской войне 1853-1855 гг. показало острую необходимость металлургического развития Юга России. Во время войны Таганрог, Мариуполь подверглись бомбардировке союзных войск; сказалась нехватка вооружения России, так как Луганский чугунолитейный завод располагался далеко от места боев, не хватало рабочих рук для заводов, железных дорог, мешало крепостничество.

В 1860-е годы российское правительство Александра II успешно провело ряд буржуазных реформ. Центральной реформой была отмена крепостного права. Крестьяне становились лично свободными, но экономически оставались зависимыми. За свой надел земли они должны были платить выкупные платежи (49 лет до 1905 г.). На территории Донбасса душевой крестьянский надел составлял от 3 до 6,5 десятин (Екатеринославская губерния) и от 3 до 4,5 десятин (Харьковская губерния). Однако крестьяне получили 3-4 десятины земли, а остальные земли были «отрезаны» в пользу помещиков, которые и проводили реформу. Вследствие этого помещичье землевладение сохранилось как остаток феодальных отношений. В Славянском уезде помещикам принадлежали 25,5% земель, а в Бахмутском – 57,1% от общего количества земли.

Около 25% крестьян получили землю от помещиков в дарение по 1 десятине на душу, и такие крестьяне оказались в лучшем положении, чем те, кто остался на выкупной системе. Они прервали все отношения с помещиками и, купив дешевой земли, смогли завести собственное хозяйство, свободное от выкупных долгов. В 1865-66 гг. была проведена реформа для некрепостных категорий населения – казаков, военных поселян, колонистов, которым за выкуп земельные наделы передавались в собственность сельским общинам, которые предоставляли их в пользование. Земельный надел у этих крестьян составлял от 9 до 15 десятин на душу.

В 1864 г. в России была проведена земская реформа. Реформа создала условия для организации местного самоуправления в Бахмутском, Луганском, Мариупольском и Старобельском уездах. В них были сформированы уездные земские управы. Они занимались ремонтом и содержанием дорог, мостов, организацией медицинской помощи, строительством и содержанием школ, почт. В 1870 г. Государственная Дума изменила принцип выборов, согласно которому избирательное право предоставлялось только владельцам недвижимого имущества. Земства на своих заседаниях рассматривали и вопросы развития промышленности. Но заниматься политической деятельностью земствам было строжайше запрещено.

В Юзовке городское самоуправление было введено только в 1917 г. Свой вклад в совершенствование управлением и развитием государства, общества внесли военная реформа и реформа образования. Согласно им 25 лет «солдатчины» заменялись службой в армии от 5 до 7 лет, а образование становилось доступным для всех слоев населения.

Реформы, проведенные в 1860-1870-е годы в России, способствовали формированию буржуазных основ российского общества, капиталистической модернизации экономики, внесению демократических принципов в жизнь империи.

Отмена крепостного права в России способствовала созданию рынка рабочих рук и привлечению их для строительства промышленности в Донбассе. Одним из основных направлений промышленного переворота было строительство железных дорог, без которых невозможно было создавать индустрию. Летом 1968 г. в Донбассе было начато строительство железной дороги, так называемой «чугунки», которая связала Курск и Харьков с Донбассом и Азовским морем.

В 1785 г. российское правительство приняло решение о сооружении Донецкой каменноугольной железной дороги. Концессию на ее строительство выиграл С.И.Мамонтов, московский миллионер. В 1880-1884 гг. была построена Екатерининская железная дорога, которая связала Донбасс с Криворожьем, в котором добывалась необходимая для металлургического производства руда.

Успехи в создании дорог, выход к Азовскому морю и связь с промышленными центрами России привели к угольной лихорадке – скупке угленосных земель, закладке шахт, рудников. Так, в 1861 г. предприниматель, купец С.Поляков на месте крестьянской копи заложил Щербиновский рудник (шахта им. Дзержинского). На средства того же Полякова инженер П.Горлов в 1867 г. заложил Первый рудник (шахта «Кочегарка»), в 1879 г. выросли угольные копи помещиков Рутченко. Большой вклад в развитие угольной отрасли внес представитель рода Иловайских – им были заложены шахты, которым он дал имена своих детей – «Иван», «Мария»», «Сергей», «Софья» и которые позже были объединены в Макеевский каменноугольный рудник.

Для финансовой поддержки предприятий и получения прибыли шахтовладельцы создавали акционерные кампании с иностранным и русским капиталом. В 1872 г. в Донбассе действовала первая акционерная кампания «Горное и промышленное общество на Юге России», значительная часть капитала которой принадлежала французам. С 1872 по 1900 гг. в Донбассе образовалось более 20 акционерных кампаний. Огромная прибыль в горной промышленности при льготной политике царского правительства привлекала иностранный капитал. К концу 90-х гг. иностранцам принадлежало до 90% капиталов акционерных кампаний в угольной отрасли Донбасса. Это были бельгийские, французские, немецкие и английские вкладчики.

Росла концентрация производства, в Донбассе добывалось 90% общероссийской угледобычи. В 1900 г. в Донбассе было добыто 671 млн. пудов угля. Донецкий уголь доставлялся более чем в 500 пунктов страны, в основном железных дорог, металлургических и других заводов.

Растущее производство требовало металла, техники, станков, машин, создания металлургического производства. Российское правительство неоднократно пыталось создать на Юге России металлургический завод, но отсутствие свободных рабочих рук, дорог мешало сделать это. С начавшейся капитализацией региона металлургический завод стал самой насущной проблемой. В 1866 г. правительство передало концессию на строительство рельсового завода князю Кочубею, но он не смог собрать необходимые средства. Права на строительство перекупил промышленник Джон Джеймс Хьюз за 24 тыс. фунтов стерлингов.

В 1869 г. Хьюз основал акционерное общество, правление которого находилось в Лондоне. Основной капитал составил 1 млн. 200 тыс. фунтов стерлингов и акции были проданы на 24 тыс. ф.стерлингов.

В 1689 г. Юз (так его называли в Донбассе) высадился в Таганрогском порту и обосновался на хуторе помещицы Смоляниновой, где поставил кузню и стал изготавливать мелкий инструмент. В 1870 г. началось строительство завода, а через год была задута первая плавка. Доменную печь задули в 1872 г. и уже в 1783г. началось изготовление чугунных рельсов. В 1879 г. была построена мартеновская печь и завод начал катать стальные рельсы.

С ростом шахт в крае и заложения завода Новороссийского общества в 1869г. возник поселок Юзовка. В 1870 г. в нем проживало 164 чел, в 1884 – 5494 чел.

Одновременно с Юзовским был построен Сулинский металлургический завод. В 1890-х гг. в Донбассе началась металлургическая лихорадка. За семь лет с 1894 по 1900 гг. в регионе были построены Дружковский, Петровский, Енакиевский, Донецко-Юрьевский металлургические заводы. Также заводы были построены в Алчевске, Луганске, Краматорске, Кадиевке, Макеевке, Мариуполе. Как и в горной промышленности, ведущие позиции в металлургии принадлежали иностранному капиталу. Макеевский завод принадлежал французскому капиталу, Енакиевский был собственностью бельгийцев, французов и немцев, на Краматорском металлургическом обществе 60% капитала принадлежало немцам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: