III. Методика самостоятельной работы по изучению учебной дисциплины «правовые основы профессиональной деятельности»

Действующим федеральным законодательством об образовании образовательная деятельность отнесена к важнейшей составной части деятельности высшего военно-учебного заведения по реализации основных образовательных программ, включающей в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министра обороны Российской Федерации  от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Приказ от 15.09.2014 № 670) общий объем работы слушателей и курсантов, включая самостоятельную работу, определен из расчета не более 54 академических часов в неделю. При этом загрузка слушателей и курсантов всеми видами учебных занятий под руководством преподавателя не должна превышать 36 часов в неделю. На учениях, в период полевых (морских) выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная деятельность с преподавателем планируется из расчета не более 46 астрономических часов в неделю, в период всех видов практики – не более 40 астрономических часов в неделю.

Самостоятельная работа является частью учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы и организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа включается в общую трудоемкость учебной нагрузки обучающегося. Самостоятельная работа организуется и контролируется командирами подразделений слушателей (курсантов). Ее методическое обеспечение осуществляется кафедрой. Время для самостоятельной работы отводится распорядком дня из расчета не менее трех часов ежедневно [11].         

 Основными видами учебных занятий по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» являются лекции, семинары, практические занятия, контрольные опросы,  самостоятельная работа курсантов и консультации. Во время учебы в Военном институте физической культуры закладывается лишь фундамент правовых знаний будущего офицера – специалиста по физической подготовке и спорту. Курсант в процессе обучения должен не только освоить учебную программу дисциплины, но и приобрести навыки самостоятельной работы с учебной литературой и, что очень важно, с нормативно-правовыми актами разной юридической силы и разным предметом регулирования (регулируемыми правом общественными отношениями).

Главный метод изучения «Правовых основ профессиональной деятельности» - самостоятельная работа над учебной дисциплиной. Изучение дисциплины осуществляется на четвертом и пятом курсах, когда курсанты уже имеют достаточный опыт получения образования в высшем военном образовательном учреждении профессионального образования. Имеющийся опыт получения общего образования в школе не может быть использован в высшем учебном заведении из-за специфики организации учебного процесса, распределении учебного времени и методик преподавания учебных дисциплин (курсов). Кроме того, в отличие от студентов гражданских высших образовательных учреждений профессионального образования, курсанты, будучи военнослужащими, в интересах военной службы привлекаются к несению гарнизонной, караульной и внутренней служб, участвуют в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях разного уровня.

В связи с этим важно уметь планировать, организовывать свою самостоятельную работу и доводить запланированную работу до логического завершения.

Каждому курсанту желательно составлять еженедельный и ежедневный план работы. В конце дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверять, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были - по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Приступив к изучению «Правовых основ профессиональной деятельности», курсанты должны ознакомиться с учебной программой, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке Военного института физической культуры, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с правовыми актами (первоисточниками).

Основными видами самостоятельной работы курсантов являются: слушание лекций, их осмысленное конспектирование и доработка; изучение первоисточников; чтение учебников по военной администрации, военному праву, правоведению, учебно-методических пособий и другой юридической литературы; активное участие в обсуждении вопросов на семинарских занятиях с применением форм контрольного опроса; подготовка к зачету.

На лекциях курсанты получают самые необходимые сведения, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющими в связи с изменением законодательства). Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

Слушание и запись лекции – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекции предполагает интенсивную умственную деятельность. Слушая лекцию, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Конечно, преподаватель старается облегчить работу курсантов тем, что обращает их внимание на основные положения, главные мысли, подчеркивает голосом или повторяет то, что нужно записать, выдерживает такой темп чтения, который позволяет осмысливать и записывать основные положения.

Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим курсантом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые курсанты просят иногда лектора «читать помедленнее» или неоднократно повторить озвученное положение. Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае курсант механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними, а преподаватель не успевает прочитать лекцию в полном объеме.

Для того, чтобы лекция выполнила свою роль, недостаточно усилий только со стороны преподавателя, но необходимо также встречное активное отношение к ней курсантов. Рекомендуется накануне занятия познакомиться с материалом той главы учебника или пособия, по теме которой будет читаться лекция, просмотреть соответствующий раздел программы и тематического плана учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности», восстановить в памяти содержание предыдущего материала.

Такая предварительная работа нацеливает на восприятие основных проблем лекции, помогает активизировать процесс ее слушания и записи, усиливает творческое осмысление учебного материала.

Конспектирование лекции следует начинать с записи темы, перечня основных вопросов и списка основных источников литературы. Запись надо вести кратко, записывать только самое существенное: проблемы, которые в ней ставятся, их основные обобщающие положения и выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: