В области певческой деятельности перед учителем также стоят задачи закрепления полученных детьми навыков, совершенствование их на новом песенном материале. Подготовка классного хорового концерта в конце года, состоящего из песен, выученных в течение учебного года, отобранных детьми и учителем. Главная задача этой работы – выразительное и певчески грамотное исполнение.
Попевки
«Дождик» (сольфеджирование).
«Киска» (сольфеджирование).
«Петушок» (сольфеджирование).
Повторение всех выученных попевок по выбору учителя и детей.
Распевание
Повторение всех распеваний, выученных в течение учебного года.
Песни
Ю. Слонов «Скворушка»
С. Соснин «Мы – уточки»
Г. Фрид «Песенка о весне»
М. Парцхаладзе «Плачет котик»
А. Филиппенко «Гей, весна идет»
В. Герчик «Песенка друзей»
А. Филиппенко «Соловейко»
|
|
Русская народная песня «А я по лугу»
Русская народная песня «На зеленом лугу»
Русская народная песня «Весна-красна»
Белорусская народная песня «Савка и Гришка»
Вокальная импровизация
Иимпровизация-диалог:
Где ночует солнце?
У бабушки в постельке.
А кто его бабушка?
Синее небо.
Чем оно укроется?
Шерстяною тучкой.
А кто его укроет?
Дедушка-ветер.
- импровизация на текст различных стихотворений о весне;
- импровизация «Весна» на тексты учащихся;
- импровизация в определенном жанре («Сочиним мелодию марша»);
- импровизация на заданный текст:
Маленькая птичка
Прилетела к нам.
Маленькой птичке
Зернышко я дам.
Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей.
Импровизация на создание эмоционального образа:
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
(К. Чуковский «Весна»)
Повторение материала для импровизации по выбору детей.
Музыкально-пластическая деятельность
- игра «В прятки» на различном музыкальном материале;
- «Плетень» – освоение элементов русской пляски;
- пластическая импровизация – Э. Григ «Птичка», П. Чайковский «Жаворонок»;
- пластический этюд – Л. Бетховен «Экосез» № 1;
- повторение пройденного в течение учебного года.
Игра на музыкальных инструментах
1. Закрепление навыков исполнения на освоенных детских и элементарных музыкальных инструментах.
2. Исполнение ритмического аккомпанемента:
Э. Григ «Птичка»
С. Соснин «Мы – уточки»
М. Парцхаладзе «Плачет котик»
3. Разучивание ритмических партитур:
|
|
А. Пярт «Танец маленьких утят»
Русская народная песня «Весна-красна»
4. Исполнение различных видов ритмического эха.
5. Подготовка одного-двух произведений к уроку- концерту.
Второй класс
ТЕМА УЧЕБНОГО ГОДА:
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ»
В связи с укрупнением тематических блоков, задачи в каждом виде музыкальной деятельности сформулированы на весь год, а музыкальный материал в целях конкретизации процесса работы условно распределен по четвертям.
Предполагается, что в течение одной четверти дети должны выучить 3-5 песен; прослушать 4-6 музыкальных произведений разной сложности и объема; выучить 5-6 попевок по слуху, методами сольмизации, сольфеджирования; освоить в музыкально – пластической деятельности три-четыре небольшие пьесы или их фрагменты. В течение четверти может быть предложено детям 3-4 различных задания по вокальной импровизации, 2-3 ритмические партитуры для исполнения на элементарных музыкальных инструментах. На первый взгляд, это немного, но предполагается неоднократное обращение к музыкальном материалу в процессе работы на уроке музыки. Регулярное повторение песен и пьес способствует их запоминанию. Формы повторения каждый раз новые: концерт-загадка, викторина, концерт по заявкам, повторение – сравнение в процессе восприятия и анализа музыкального материала, повторение – обобщение, в ходе которого на базе накопленных музыкально-слуховых представлений формулируются важнейшие понятия, связанные с освоением музыкального языка.
Урок строится так, чтобы в нем органично сочетались старый и новый музыкальный материал, новые и знакомые понятия; два-три раза в течение урока органично вводятся различные формы музыкально- пластической деятельности; на каждом уроке обязательно проводятся дидактические музыкальные игры на определение регистра, лада, жанра, метра, формы и ее элементов и так далее. Работу по вокальной импровизации также желательно проводить на каждом уроке. Все многообразие музыки, дидактических задач стоящих перед учителем и детьми, видов музыкальной деятельности необходимо объединить в единое тематическое действие с развивающейся драматургией. Учитель, исходя из конкретной педагогической ситуации, организует урок творчески, каждый раз по-новому.
Точная формулировка темы, обеспечение необходимого объема музыкального материала, представления о параметрах предполагаемого уровня музыкального развития своих учеников, о конкретных задачах по формированию актуальных знаний, умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности позволит учителю оптимально, в соответствии с вышеназванными задачами строить процесс работы. Главное, не торопиться, не спешить, добиваясь качественного, вдумчивого освоения детьми основных понятий, заинтересованного участия детей в процессе музицирования и ни в коем случае не формализировать процесс музыкальных занятий!