Личностная (в интересах личности) | Социальная (в интересах общества и государства) |
1. Является средством развития человека на протяжении всей жизни 2. Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различных сферах 3. Образование вводит человека в культурную жизнь общества, приобщает его к достижениям цивилизации 4. Образование позволяет человеку точнее ориентироваться в сложных условиях современной жизни 5. Институт образования является одним из основных каналов социальных мобильности | 1. Образование способствует ускорению экономического развития. Высококвалифицированные специалисты укрепляют экономическую безопасность государства, являются интенсивным фактором экономического роста 2. Образование способствует социальной стабильности, снижению социального напряжения. Хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития. 3. Образование способствует укреплению демократического общества, воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике. 4. Способствует укреплению обороноспособности, которая во многом зависит от уровня и качества образования солдат и комсостава. 5. Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди участвуют в массовом движении, охватившем весь мир, для предотвращения экологических катастроф. |
Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:
|
|
1. органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);
2. нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.);
3. образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);
4. образовательные объединения (научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы и т.д.);
5. учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);
6. образовательные концепции, программы, стандарты;
7. учебную и методическую литературу, периодические издания (журналы, газеты и т.п.).
Мораль нравственная культура.
Этика – специализированная философская наука, предметом изучения которой является целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества. (Наука о морали и нравственности)
|
|
Мораль – это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе.
- Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (другой вариант: не делай другому того, чего себе не желаешь).
- Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений.
- Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, во внутригрупповых, в международных, межнациональных отношениях.
- Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но существенно от них отличается.
1. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы.
2. Моральные правила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привычки, общественного мнения, а главное — силой развитых в человеке убеждений, чувства долга, силой его личной совести.
3. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности.
4. Моральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его общественным положением. Он целиком зависит от его личных моральных качеств.
Содержание морали
1. Моральные (этические) категории – фундаментальные понятия морали: добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, счастье.
2. Принципы морали (гуманность, справедливость, взаимность, милосердие, великодушие, терпимость и др.) — это исходные положения, на основе которых строится вся мораль, все моральное поведение человека. Они раскрывают содержание морали в обобщенном виде, дают человеку основные направления его поступков и служат опорной базой для частных, конкретных правил поведения.
3. Нормы морали (или заповеди морали) — это и есть частные правила, которые абсолютно определенно, в императивной (повелительной, категорической) форме предписывают человеку общеобязательный порядок поведения: «уважай старших», «не убивай», «не лги», «не воруй», «не завидуй», «не клевещи», «относись к другому по-братски» и т. д.
Нравственность (нравственная культура)– степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
- У морали есть свое противоречие. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, знает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо», но «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реальным поведением, и есть основное противоречие.
В повседневной жизни реализация нравственных норм и требований встречает ряд трудностей и препятствий.
Это связано
1. С низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.).
2. С тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения. Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план требования морали.
3. С отсутствием у личности собственного нравственного переживания, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей и целых социальных групп (в этике такое явление называется параличом сопереживания).
Огромную роль в развитии нравственной культуры личности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кругозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культуры в целом раздвигает горизонты личности.
|
|