Закономерности и элементы национальной инновационной системы

Основные закономерности развития национальной инновационной системы:

o инновационная система является открытой системой, которая тесно связана с другими системами;

o государство играет активную роль при формировании и функционировании национальной инновационной системы, но по мере становления НИС государство переходит от прямого управления к опосредованному;

o развитие инновационных технологий, прежде всего инновационных и телекоммуникационных, способствует созданию сетевых структур, в основу управления которыми положены принципы самоорганизации (синергетики);

o повышается роль регионов в развитии инновационных процессов, при этом инновационная система рассматривается как один из инструментов территориального развития;

o в рамках процесса глобализации по мере развития национальных инновационных систем происходит их интеграция в наднациональные.

С учетом выявленных закономерностей сформулируем систему методологических принципов концепции национальной инновационной системы:

o информация и знания являются стратегическим ресурсом экономики постиндустриального общества, инновационная деятельность становится определяющим фактором ее развития, а национальная инновационная система - ее институциональной основой;

o для того чтобы национальная инновационная система работала эффективно, важно исключить институты, которые препятствуют инновациям, и учредить институты, которые поддерживают инновации;

o инновации генерируются не только творческими личностями, организациями и институтами, но и сложными моделями взаимодействия; связи и процессы обмена между участниками инновационной деятельности становятся решающими факторами. Поэтому успех инновационной системы в большей степени зависит от формы управления. Сеть является наиболее эффективной формой управления в инновационных системах;

o национальная инновационная система формируется на основе сбалансированного применения государственных и рыночных механизмов регулирования экономики с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития конкретных регионов.

Интерес к инновационным системам связан с изменением во взглядах на источники инноваций. Так, до 1960-х гг. считалось, что НИОКР является основным и практически единственным источником инноваций на национальном уровне. Затем стали говорить о рыночном спросе уже как о детерминирующем факторе. Затем эмпирические исследования, в которых давалась сравнительная характеристика инновационной деятельности в США, Японии, Европе и СССР, заставили экономистов прийти к выводу о том, что появление инноваций, их распространение и рост производительности зависят помимо НИОКР от большого числа других факторов в рамках национальной научной и образовательных систем. К числу таких факторов можно отнести взаимосвязи между фирмами, между производителями и потребителями, рынок труда, государственную политику и др. Главным итогом научно-технического и инновационного развития XX столетия является, по мнению ряда ученых, преодоление исторической изолированности науки как самодостаточной сферы деятельности, отказ от линейных методов организации инновационных процессов (научная идея - разработка - производство - рынок) и формирование сетевых национальных систем создания, финансирования и рыночного освоения новшеств.

На современном этапе развития бизнеса и экономики на формирование инновационных систем также оказывают влияние следующие тенденции:

o рост зависимости инновационной динамики от успешного взаимодействия между научными учреждениями и предпринимательским сектором;

o развитие взаимодействия и сотрудничества между фирмами (возникновение стратегических альянсов, совместная научная работа, использование оборудования);

o необходимость организационных и управленческих изменений для успешного внедрения новых технологий;

o усиление взаимосвязи между производителями и потребителями;

o усиление конкуренции.

При этом основной акцент в современных экономических условиях делается именно на системность происходящих процессов. Инвестиции в отдельные элементы государственной системы инновационного развития - будь то человеческий капитал, образование или НИОКР - являются необходимым, но не достаточным условием технологической динамики и быстрого экономического роста: они зависят от процесса циркуляции знаний при помощи процесса обучения между академическими учреждениями и фирмами. Принципиальное значение имеют не разрозненные попытки использовать конкретные разработки или знания в конкретном производстве, а формирование целостной, гибкой и динамичной инновационной системы, способной решать проблему изменения или модернизации технологического базиса общества. Поэтому методология системного подхода приобретает здесь принципиальное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане.

В рамках институциональной парадигмы с начала 1990-х гг. понятие национальной инновационной системы находится в центре внимания как ученых, занимающихся проблемами технологического развития, так и государственных и международных организаций, ответственных за разработку инновационной и промышленной политики.

Как уже было сказано, концепция формирования национальных инновационных систем получила свое развитие в начале 1980-х гг. Социально-экономическое развитие отдельных регионов хотя и может существенно различаться, но к ним в пределах государства могут быть применены единые экономические подходы. Вместе с тем в случае высокой дифференциации социально-экономического развития регионов к каждому из них потребуется индивидуальный подход, который должен быть сформирован на уровне государства с участием администраций заинтересованных регионов. Очевидно, что в случае разнородного развития регионов инновационная политика может существенно различаться и на региональном уровне.

В настоящий момент сложилось три основных трактовки понятия НИС. Первая состоит в рассмотрении НИС как совокупности институтов, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. Это определение отражает, что инновационные процессы проявляются непосредственно в хозяйственной практике. Основной упор данной концепции лежит в плоскости коммерциализации, практической отдачи от науки, так как появление нового продукта связано с совместной работой множества хозяйствующих субъектов.

Вторая концепция интерпретирует НИС как комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, обеспечивающих инновационные процессы. Данное определение более функционально, так как оно подчеркивает динамизм взаимодействия субъектов НИС, переход к нелинейной модели инновационного цикла, оставляя в тени движущие силы инновационных процессов.

Третья точка зрения трактует НИС как часть национальной экономической системы, обеспечивающую органическое встраивание инновационных процессов в поступательное развитие экономики и общества. Эта концепция полагает, что создание формальных инновационных структур само по себе не гарантирует успеха нововведений. Необходимо формирование адекватной экономической атмосферы, благоприятного для инноваций социального климата. Это отдельно заставляет говорить о наличии специальных институциональных условий, необходимых для развития и успешного функционирования НИС. Наиболее важными среди них являются следующие.

1. Конкурентоспособный предпринимательский сектор как важнейший сегмент национальных инновационных систем. Как минимум предпринимательский сектор обеспечивает первичное создание и апробирование новых технологий и решений. Кроме того, компании этого сектора находятся "на прямой связи" с конечными потребителями инноваций. Соответственно, они лучше других элементов системы могут судить о востребованности нововведений, быстрее других получают реакцию на инновации. При этом необязательно предпринимательский сектор означает отдельные сектора, например малый бизнес.

2. Приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста, сбалансированного развития всех элементов НИС.

3. Интеграция в глобальную инновационную сферу. Под этим пунктом следует понимать прежде всего возможность глобального трансфера технологий, решений, рабочей силы. Помимо национальных инновационных систем, в некоторых случаях уместно говорить об элементах глобальной инновационной системы.

Элементами инновационной системы являются следующие подсистемы.

Подсистема генерации знаний. Это совокупность организаций (как государственных, так и общественных), выполняющих фундаментальные исследования и разработки, а также прикладные исследования.

Подсистема образования и профессиональной подготовки.

Подсистема производства продукции и услуг. Она должна учитывать состояние предпринимательского сектора, о котором говорилось выше.

Подсистема инновационной инфраструктуры (включающая финансовое обеспечение). Основными элементами этой подсистемы являются бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети; технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры и др.

Инфраструктуру финансирования в том числе обеспечивают венчурные фонды и сети бизнес-ангелов. Однако эти механизмы не являются универсальными для данной подсистемы. Если на этапе создания инновационного продукта организации может понадобиться венчурное финансирование, то уже на этапе производства и передачи товара на рынок более востребованными оказываются традиционные методы обеспечения - кредитование, создание финансовых альянсов и т.п. Это еще раз подчеркивает значимость развитого кредитного рынка государства для формирования НИС.

Как можно видеть из описания структуры НИС, принципиальная роль в вопросах ее построения принадлежит государству. Здесь важно отметить, что государство в первую очередь формирует институты: законы, нормы, правила поведения. Кроме того, и наука, и инновационный процесс - это зона высокого риска. Соответственно, участие государства в поддержке и регулировании важнейших элементов национальных инновационных систем больше, чем в других экономических подсистемах.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновации играют стратегически важную роль в долгосрочном экономическом росте нашей страны, а установление устойчивых связей между наукой и рынком является ключевой задачей для России

Система инновационного развития до сих пор в значительной степени изолирована от рынка и потребностей общества, нуждается в улучшении функционирования и повышении уровня интеграции с бизнесом и обществом. Несмотря на значительные усилия по созданию инновационной инфраструктуры, по-прежнему сохраняется разрыв между исследователями и предпринимателями; (заметим, что эксперты отмечают, например, такой факт: притом, что население стареет, национальные приоритеты этого смещения не учитывают и не создаются соответствующие рынки. Инновации в России, традиционно, связываются с такими областями, как авиация и космонавтика, атомная отрасль).

Кроме того, эксперты считают, что необходимо увеличить вклад научной и технологической политики в инновации, для чего нужно: ускорить реструктуризацию государственного исследовательского сектора; усилить всеми возможными средствами университетские исследования; наращивать программы по развитию малых инновационных фирм; перефокусировать государственные исследовательские организации, специализирующиеся на проведение фундаментальных исследований, путем изменения финансовых механизмов; обеспечить финансирование поддержки, переоснащения и развития исследовательской инфраструктуры. Перечисленные мероприятия позволят России уже в ближайшие годы быть конкурентоспособной на мировом рынке.


 


Список использованной литературы

 

1. О создании ОАО "РВК". – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 № 838-р. – Информ.-правов.система "Консультант Плюс". – Версия от 29.06.2007.

2. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года.

3. Барышева А.В, Балдин К.В., Голов Р.С., Прередеряев И.И. Инновации: уч. пособие. – 2-е изд. – М.: Дашков и К. – 2008. – 382 с.

4. Валентей С. Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и условия // Человек и труд. – 2006. – № 2. – С.52-57.

5. Васин В.А., Миндели Л.Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. – М.:ЦИСЕ. – 2002. – 363 с.

6. Инновационный путь развития новой России / Под. Ред. Грегляда В.П. – М.: Наука. – 2005. – 265 с.

7. Кантер Р.М. Инновации: классические ошибки // Harvard Business Review (декабрь). – 2006. – С.44-57.

8. Кондратьева Е.В. Трансформация европейских национальных инновационных систем под влиянием глобализации. Уроки для России // Эксперт. – 2007. – № 15. – С.34-48.

9. Кукол Е. Государство поможет превратить научные разработки в коммерческий продукт // "Российская газета" - Центральный выпуск №4607 от 7 марта 2008 г.

10. Лапин Н. Стратегия инновационного развития: национальная инновационная система // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 5. – С.106-118.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: