Русь и Западная Европа

Древняя Русь в международных отношениях IX-XI вв. Русь и Степь. Русь и Византия. Русь и Западная Европа.

Русь и Византия

Русское посольство в Византию и франкское государство. 838—839 гг

Заметной вехой в развитии древнерусской дипломатии явилось русское посольство в 838—839 гг. в Константинополь к византийскому императору Феофилу (829—842 гг.) и в Ингельгейм — столицу Франкского государства — к Людовику Благочестивому (814—841 гг.). Общая канва событий такова. В 839 г. при дворе франкского императора Людовика Благочестивого появились послы византийского императора Феофила — епископ Феодосии Халкидонский и спафарий Феофан. Вместе с византийцами в Ичгельгейм прибыли русские послы, возвращавшиеся на родину кружным путем из Константинополя. Византийские послы привезли Людовику подарки и личное послание императора Феофила, в котором тот предлагал подтвердить отношения “мира и любви” между двумя странами. 18 мая 839 г. византийское посольство было торжественно принято в Ингельгейме. Далее Пруденций сообщает:

“Послал он (Феофил) с ними (послами) также некиих людей, которые говорили, что их (народ) зовут рос (Rhos), и которых, как они говорили, царь их, по имени Хакан (Chacanus), отправил к нему (Феофилу) ради дружбы”. В упомянутом послании Феофил просил Людовика милостиво предоставить русским послам возможность вернуться на родину и дать им охрану, так как пути, какими они прибыли к нему в Константинополь, “шли среди варваров, весьма бесчеловечных и диких племен”, и он не желал бы вновь подвергать их опасности. Согласно сообщению Пруденция, Людовик Благочестивый расспросил послов о причинах их появления в земле франков и узнал, что они являются “свеонами”. Послов заподозрили в шпионаже и задержали до выяснения истинных целей их прибытия в Ингельгейм, причем было отмечено, что “пришли они скорее шпионить, чем искать дружбы”. В ответном письме Феофилу Людовик сообщил, что, если послы окажутся невиновными он либо отпустит их на родину, либо вернет обратно в Византию, чтобы Феофил поступил с ними по своему усмотрению '. На этом информация Пруденция кончается. О дальнейшей судьбе русского посольства сведений нет.

В 860 г. в Восточной Европе произошло событие, взбудоражившее современников от Константинополя до Рима и оставившее заметный след в византийских хрониках, церковных источниках, правительственной переписке. Позднее оно отразилось и в “Повести временных лет”.

Ранним утром 18 июня 860 г. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Руссы подошли со стороны моря, высадились у самых стен византийской столицы и осадили город.

Не раз и не два до этого на протяжении VIII—IX вв. руссы наносили удары по владениям империи. Но их нападения на византийские владения, переговоры в Крыму и в Пафлагонии, посольство 838—839 гг. не привели к решению принципиальных вопросов взаимоотношений между двумя государствами. Мощная Византийская империя, являвшаяся для причерноморского и восточноевропейского “варварского” мира своего рода государственным образцом, законодательницей “политических мод”, не признавала складывающееся древнерусское государство, которое только-только выходило из своего племенного бытия на государственную дорогу и поступь которого была еще слабо слышна большому европейскому миру. Факт нападения русского войска на Константинополь в 860 г. значительно изменил характер взаимоотношений между Византией и Русью. Однако отступление русов было так же неожиданно, как и их появление. Причины ухода русов неизвестны. Историки выдвигают разные версии: либо русы опасались подхода византийской армии, либо просто не желали втягиваться в осаду, удовлетворившись богатой добычей, либо надеялись заключить выгодный торговый договор с империей. По некоторым версиям, легендарный победоносный поход Вещего Олега на Царьград в 907 году, известный только по «Повести временных лет», но не упомянутый никакими другими источниками, мог отражать воспоминания об успехе набега 860 года. В этот же год был заключен договор «Мира и любви» между Русью и Византией, что означало признание Руси.

Русско-византийский договор 907г.

Договор был заключен после похода Руси на Византию в 907 году, о котором известно из «Повести временных лет»: «В год 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“. И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.»

Договор был заключен на очень выгодных для Руси условиях: «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят […] и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов…», «Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно […] Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек…»

Русско-византийский договор 911 г.

По мнению Яны Малингуди, договор 911 года был результатом заключительного второго акта переговоров. Первым был договор 907 года, где отразились достигнутые на тот момент соглашения.

В 911 году, согласно летописным данным, князь Олег послал своих людей к грекам для заключения с ними мира и установления договора между Русью и Византией.

Содержание договора: договор устанавливал дружественные отношения Византии и Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении. Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И ещё допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.

Русско-Византийский договор 944 г.

После безуспешных походов в 941 и 944 годах, князь Игорь был вынужден заключить мирный договор с Византией.

Содержание договора: послы и купцы были обязаны иметь при себе княжеские грамоты для того, чтобы они могли быть на византийских землях и в Константинополе. Регулировались правовые отношения между людьми из Руси и местными жителями. Вводились ограничения для купцов на пребывание в столице, на вывоз тканей и др. Руси вменялось в обязанность защита границ с Византией в Крыму, а также Древнерусская держава не должна была претендовать на эти земли и в случае нужды оказывать военную помощь Византии.

Русско-Византийский договор 971г.

После неудачной осады Доростола, в июле 971 года князем Святославом был заключён мирный договор с Византией. Была записана хартия между такими сторонами:

· Русь: От лица самого князя Святослава при присутствии княжеского воеводы Свенельда;

· Византия: От императоров Василия II и Константина VIII при участии императора Иоанна I Цимисхия[1].

Основной темой договора было согласие князя Святослава не воевать с Византией, Болгарией и Херсонской землёй. А также не способствовать каким-либо образом войне и не помогать другим в борьбе с Византией.

Русь и степь

Русь и Хазарский каганат

История Хазарии коротка – немногим более трех веков. В середине VII века н. э., когда Русь еще не была единым государством, а представляла из себя совокупность независимых земель и городов (Гардарику), на обломках Тюркского каганата в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа возник Хазарский каганат, просуществовавший до середины X века. Хазары, потомки древнейшего индоевропейского населения Западной Евразии, представляющего тюркскую и частично финно-угорскую ветвь, до III века обитали в низовьях Терека. В III веке они отвоевали у сарматов берега Каспия (Терская и Волжская Хазарии). Постепенно, в результате многочисленных завоеваний Хазария превратилась в одну из могущественнейших и гигантских держав. Под ее контролем оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Волжский – «Из Варяг в греки» и «Великий шелковый» – из Азии в Европу. В годы расцвета, в начале VIII века, территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря.

Колоссальной статьей доходов каганата на протяжении всей его истории оставалась работорговля. Регулярные набеги на соседние земли (преимущественно славянские) давали хазарам большое количество рабов, которых продавали по всему миру. Именно тогда в европейских языках (английском, французском и немецком) слово «славянин» стало синонимом слова «раб». Племена полян, северян, радимичей, вятичей, попадая после многочисленных войн под власть хазар, облагались данью. Именно при сборе дани для Хазарии в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги. Кроме собственно дани, покоренные князья славянских земель Юга Руси выставляли по первому требованию хазарских правителей войско для участия в войнах в любой точке Евразии. Войны в интересах иудейской верхушки Хазарии. Фактически землю Южной Руси попали в хазарскую кабалу.

Славянские племена и уже возникшее тогда Киевское княжество сопротивлялась каганату. Вся первая половина десятого века была наполнена столкновениями и конфликтами Хазарии и Руси. В 939 г. Киевский князь предпринял крупный военный поход против Хазарии. Ему удалось захватить город Самкерц (ныне Тамань) на берегу Керченского пролива. В ответ Хазария наняла крупной мусульманское войско, которое повел на Русь известный еврейский полководец «достопочтенный Песах». Песах освободил Самкерц, огнем и мечем прошел по Крыму и Южной Руси, дошел до Киева и обложил Киевское княжество данью.

Поход Святослава, тогда еще молодого, но энергичного и талантливого полководца, начался летом 964 года. Святослав не пошёл напрямую от Киева к Волге, а пошёл в обход. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав дошел, вернее доплыл, до столицы Хазарии – Итиля. Появление Святослава было неожиданно для иудейской верхушки Хазарии. Данная битва и грандиозная по своим последствиям победа была одержана предположительно в начале июля 964 года. Фактически в этот день Хазария была разгромлена. В следствие этой победы Киевская Русь вновь обрела свою независимость и свободу от дани.

Русь и кочевники

На берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, совершавшие набеги на землю русов, грабя и убивая местное население. Для защиты от кочующих печенегов русские князья строили цепь обонительных сооружений: города- крепости, глубокие валы и прочие. Первые такие цепи во круг Киева появились при правлении князя Олега.

В 969 году печенеги воспользовавшиеся отсутсвием Святослава его дружины осадили Киев. Во главе печенежского войска стоял князь Куря. Мать Святослава Ольга, в отсутствии сына, сама организовала оборону города. Киев был в тяжелом положении. Печенеги не пускали в город караваны с провиантом и водой, не хватало в Киеве и защитников, осложняло положение установившаяся жара. Несмотря на сложившееся положение, Ольге удалось удержать город до прибытия Святослава, после чего осада была снята. Через три года после возвращения из похода против Византии Святослав был убит печенегами в районе Днепра. Владимир Святославович на протяжение всего своего княжения вел борьбу против печенегов. Князь Владимир провел против печенегов ряд походов, а также по рекам Десна, осетр, Трубеж, Сулл, Стугна построил ряд небольших пограничных городов, максимально усложнив печенегам возможность нападения на русскую землю. Ярослав Мудрый окончательно положил конец печенежским набегам на Русь. В 1036 году Печенеги осадили Киев. Ярослав с дружиной нанес кочевникам сокрушительно поражение, и тем самым положил конец печенежским набегам на Русь. В XIII-XIV вв. печенеги перестали существовать как единый народ.

Однако после пришла новая беда – половцы. Половцы– тюркоязычные племена кипчаков. Половцы заняли Северный Кавказ, часть Крыма и все южнорусские степи. Половецкие отряды представляли для Руси большую опасность. Положение дел осложнялось начавшимися в это время княжескими усобицами. Некоторые князья в борьбе за Великокняжеский престол не брезговали использовать иноземцев в междоусобной борьбе. В 90-е годы XI века Половцы даже пытались взять Киев. После такого вероломства были предприняты попытки общерусских походов на половцев. Походы эти возглавил Владимир Всеволодович Мономах. Русским удалось не только отвоевать города захваченные половцами, но и взять столицу одного из половецких племенных образований– Шарукань. После взятия Шарукани, часть половце была вынуждена отойти на Северный Кавказ. Несмотря на это Половецкая опасность не была полностью ликвидирована.

Русь и Западная Европа

После крещения Руси международные связи с европейскими странами вышли на новый уровень. Теперь Русь в глазах европейских правителей была не варварской, языческой страной, а такой же христианской. Стали возможны заключения союзов, династические браки, но были и конфликты.

Так, в конце X в. произошло столкновение Древней Руси и Польши. Причиной конфликта стал спор из-за так называемой Червенской Руси – территории, расположенной в верхнем течении Западного Буга и включающей в себя Перемышль, Червень, Волынь и ряд других городов. Владимир Святославич в 981 г. отобрал Червенскую Русь у Польши. Однако после смерти Владимира Святополк Окаянный вернул эти земли польскому королю Болеславу (на дочери которого был женат) в благодарность за помощь в войне с Ярославом Мудрым. В 1031 г. Ярослав снова отберёт Червенскую Русь, совершив успешный поход на Польшу. После этого Польша вступила в союз с Древнерусским государством. Дело в том, что она оказалась под угрозой со стороны Германии, а также Чехии, а кроме того, конфликтовала с прибалтийскими славянами.

 

В этой ситуации поддержка Руси была для Польши весьма кстати. Союз был закреплен династическим браком – сестра Ярослава Мария Добронега в 1038 г. вышла за польского короля Казимира, а сестра Казимира Гертруда стала женой Изяслава Ярославича.

Вообще именно при Ярославе Древняя Русь и Западная Европа стали активно сближаться при помощи заключения династических браков. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде, дочери первого христианского короля Швеции Олафа. 1038 г. ознаменовался еще одним династическим браком – старшая дочь Ярослава Анастасия стала супругой герцога Андраша (Андрея), будущего короля Венгрии. Елизавета, вторая дочь Ярослава, стала женой Харальда Сурового, будущего короля Норвегии. Свадьба состоялась зимой 1043 г., а в 1046 г. Харальд вступил на королевский трон. А у Елизаветы родятся две дочери – Ингигерда, будущая королева Дании, и Мария. Князь Ярослав Мудрый планировал также связать Русь и Германию с помощью династического брака. В конце 1042 г. к Генриху III в его тюрингскую резиденцию Гослар прибыли русские послы. Как сообщает известный хронист XI в. Ламберт Херсфельдский в своих «Альтхайских анналах», послы из Руси отбыли в печали, «ибо получили ясный отказ по поводу дочери своего короля, которую надеялись сосватать за императора Генриха». Действительно, овдовевший в 1038 г. император подыскивал невесту. Его супругой стала французская принцесса. Однако отказ Генриха от руки русской княжны был смягчен богатыми дарами.

Но не только династические браки связывали Русь и Европу. Русские купцы поддерживали широкие торговые связи с европейцами. На русские рынки везли сукно, металлические изделия, оружие, разнообразные вина и многое другое. В ряде крупных городов – Чернигове, Киеве, Новгороде – были дворы иноземных купцов. Польские и скандинавские гости занимали целые городские районы. А еврейское купечество, составлявшее также большую общину в русских землях, связывало через своих единоверцев русские торговые города с теми странами Европы, куда сами русские купцы не ездили, например, с Англией и Испанией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: