ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.
Тема 2.Межличностные отношения в структуре совместной деятельности людей
ПЛАН
1. Межличностные отношения.
3. Проблемы в межличностных отношениях, препятствующие совместной деятельности.
3.Общение и его значение в формировании и регулировании межличностных отношений.
Вопросы для подготовки сообщений на практическом занятии
1. Проблемы исследования общественных и межличностных отношений.
2. Место и природа межличностных отношений.
3. Проблемы в межличностных отношениях: поведенческие и личностные факторы.
4. Социометрия как метод социометрических измерений межличностных отношений в группе.
5. Коммуникативный процесс и его основные элементы.
6. Единство общения и деятельности.
7. Общение как взаимодействие.
8. Понятия признаки и структура совместной деятельности.
9. Межличностные отношения в структуре совместной деятельности людей.
Задания для самостоятельной работы студента
Письменно ответьте на следующие вопросы
1. Что такое межличностные отношения?
2. Перечислите элементы коммуникативного процесса.:
3. Как может влиять общение на восприятие другого человека и взаимодействие с ним?
Практикум
Прежде, чем выполнять практические задания, ознакомьтесь с некоторыми важными положениями по изучаемой теме.
Краткое введение в тему практикума
Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми друг друга, 2) межличностной привлекательности (притяжение и симпатия), 3) взаимовлияния и поведения (в частности, ролевого).
Устойчивость взаимоотношений определяется не только совпадением ценностных ориентации и других социальных и социально-психологических пара- метров, но и определенной координацией поведенческих актов более элементарного уровня (стереотипов поведения, характера, темперамента и т.п.).
Под межличностными отношениями С.Д.Духновский понимает реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Здесь акцент ставится именно на «взаимо…», что предполагает взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между людьми (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении).
Такие отношения могут быть непосредственными или опосредованными, контактными или бесконтактными, одновременными или отсроченными, множественными или единичными, но в них сохраняется действительная возможность взаимности. Следует иметь в виду, что межличностные отношения не обязательно предполагают «симметрическую, актуальную взаимность» (термин Я.Л. Коломинского) между людьми, однако всегда сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения со стороны партнера.
Составляющими межличностных отношений выступают: «Я»-желаемое и воспринимаемое субъектов отношений, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики, но к ним добавляется межличностная коммуникация.
Межличностные отношения представляют собой сложный процесс, включающий множество сторон и элементов, каждый из которых имеет свое время и место в жизни отношений. Все компоненты психологических отношений должны находиться в гармоничном развитии и единстве. Нарушение значимой для личности системы отношений человека неизбежно ведет к болезням личности - неврозам.
Практическое задание 1