Методические указания для педагогов

Разделы.

Освоение баяна: первые шаги

Знакомство с инструментом

Звуки баяна

Нотно-клавиатурная «Азбука»

Регистры на баяне

Нотный материал

Василёк. Детская песня

Зайчик. Детская песня

Во саду ли, в огороде. Русская народная песня

Весёлые гуси. Русская народная песня

Там, за речкой, там, за перевалом. Русская народная песня

Ах, улица, улица широкая. Русская народная песня

Уж ты, зимушка, зима. Русская народная песня

Петушок. Латышская народная песня

Степь да степь кругом. Русская народная песня

Страдания. Русский народный напев

Птичка над моим окошком. Детская песня

Беляев Г. Ленивец Сид

Беляев Г. Дождик, радуга, ветерок

Беляев Г. Маленькая сонатина

Беляев Г. Сказочник Оле Лукойе

Беляев Г. Скелет в шкафу

По Дону гуляет. Русская народная песня

Меж крутых бережков. Русская народная песня

Когда б имел златые горы. Русская народная песня

Ой, за гаем, гаем. Украинская народная песня

Взял бы я бандуру. Украинская народная песня

Позарастали стёжки-дорожки. Русская народная песня

Вдоль да по речке. Русская народная песня

Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня

Ой, под вишнею. Украинская народная песня

Лявониха. Белорусский народный танец

Я на горку шла. Русская народная песня

Как под яблонькой. Русская народная песня

Каравай. Детская песенка

Беляев Г. Верхом на пони

Латышская народная песня

Контрданс. Старинный английский танец. Обработка Г. Беляева

На горе, горе. Украинская народная песня

Телеман Г.Ф. Пьеса

Аннушка. Чешская народная песня

Гречанинов А. В разлуке

Моцарт Л. Менуэт

Беляев Г. Часы

Беляев Г. Органная прелюдия

Беляев Г. Сюита в клавесинном стиле

1. Людовик VI в замке Тампль

2. Маленький Моцарт

3. Мария-Антуанетта

4. Король-Солнце

Лундквист Т. Инвенция. Редакция В. Ушенина

Морикконе Э. Мелодия из кинофильма «Профессионал». Редакция В. Ушенина

Бузуки. Греческий танец. Аранжировка В. Ушенина

Беляев Г. Вальс «Продавец воздушных шаров»

Беляев Г. Полет стрижей на закате дня

Беляев Г. Вальс «Сентябрь»

Беляев Г. Сказ об острове Буяне

Кетельбей А. Сюита «Персидский рынок». Транскрипция В. Ушенина

1. Шествие караванов

2. Прекрасная принцесса

3. Жонглеры

4. Заклинатели змей

5. Калиф

Пьерпонт Д. Звените, колокольчики. Рождественская песня «Jingle Bells». Аранжировка В. Ушенина

Беляев Г. Тарантелла «Пиноккио»

Леннон Дж., Маккартни П. Вчера. Yesterday. Переложение В. Ушенина

Эрмос У. Ламбада. Бразильский танец. Переложение В. Ушенина

Гальяно Р. Ария. Транскрипция В. Ушенина

Скарлатти Д. Соната «Гавот». Редакция В. Ушенина

Боккерини Л. Менуэт (из Струнного квартета № 11). Переложение В. Ушенина

Штраус Й. и И. Полька «Пиццикато». Транскрипция В. Ушенина

Ушенин В. Этюд на тему Мишеля Леграна

Тарантелла Наполитана. Аранжировка В. Ушенина

Кочанте Р. Прекрасная. Из мюзикла «Собор Парижской Богоматери». Аранжировка В. Ушенина

Беляев Г. Полька «Белочка»

Корино М. Суматошный аккордеон. Транскрипция В. Ушенина

Кингсли Дж. Попкорн. Аранжировка В. Ушенина

Музикини А. До упора. Редакция В. Ушенина

Методические указания для педагогов

Посадка исполнителя и установка инструмента.

Особенности формирования звука на баяне.

Формирование навыков управления мехом.

Освоение басо-аккордового аккомпанемента.

Формирование постановочных навыков правой руки и освоение баянной клавиатуры.

Овладение педагогическим репертуаром: основные принципы.

Разучивание музыкального произведения.

Координация звуковысотных слуховых навыков и ориентирования на правой клавиатуре баяна.

Растяжка пальцев и ее совершенствование.

Выбор и коррекция исполнительской аппликатуры.

Освоение репетиционных комплексов – путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники баяниста.

Освоение выборной клавиатуры баяна на начальном этапе.

Интонирование как основа художественного мастерства баяниста.

Формирование навыков интерпретации как перспективная цель начального этапа обучения.

Рекомендуемая литература.


 

 

Настоящее методическое пособие создано народным артистом России, профессором РАМ им. Гнесиных и является итогом многолетней педагогической и исполнительской деятельности музыканта. Методический материал Школы будет полезен для каждой ступени музыкального образования.
Школа предназначается для педагогов и учащихся ДМШ, ДШИ, музыкальных училищ и колледжей, студентов вузов.



От автора

По сравнению с фортепиано, органом или инструментами симфонического оркестра, баян – инструмент молодой. Он находится в развитии, совершенствуются его конструкция и качество звучания. Этот процесс напрямую зависит от достижений ведущих концертных исполнителей. Благодаря их тесному сотрудничеству с композиторами создается высокохудожественный оригинальный баянный репертуар. Расширяется круг музыкальных образов, передаваемых баяном, другой становится сама эстетика звучания инструмента. Значительно усложняется и техника игры на современном концертном инструменте, поэтому главные исполнительские навыки необходимо формировать с детства, с первых шагов обучения, то есть в детской музыкальной школе.

Предлагаемая Школа – результат более чем 40-летней исполнительской и педагогической деятельности автора. Главная задача Школы – ввести начинающего музыканта в мир современного баянного исполнительства, привить ему тонкий музыкальный вкус, помочь в овладении выразительными средствами современного баяна, воспитать инициативную творческую личность.
Автор надеется на заинтересованное отношение педагога музыкальной школы к предлагаемому инструктивному материалу, что особенно важно на самом начальном этапе обучения. Верный тон в общении с юным музыкантом, найденные вместе с ним зримые, яркие образы-картинки, использование элементов импровизации и игры при знакомстве ученика с первыми упражнениями и пьесами сделают интересным процесс овладения исполнительскими навыками. Неоценима роль педагога в пополнении упражнений, этюдов и пьес Школы своими собственными, особенно для ансамблевого исполнения на уроке по специальности.

Последовательность изучения в ДМШ методического материала Школы может изменяться в зависимости от «стратегии и тактики» учителя и степени одаренности ученика. Педагогические установки разделов «Звукоизвлечение», «Позиционная игра», «Работа над полифонией», «Распределение внимания и полиметрия», «Совершенствование техники владения мехом» и др. изложены автором таким образом, что могут быть полезными не только для педагогов музыкальных школ, но и для студентов музыкальных училищ и вузов. Настоящая Школа предусматривает обучение на всех типах баяна. Нотное приложение, содержащее произведения в исполнительской редакции автора, предназначено для учащихся детских музыкальных школ. Важно, чтобы ученик постоянно соприкасался с музыкой высокохудожественной, так как это сформирует музыкальный вкус и будет способствовать выразительности исполнения.

Автор желает успеха всем, кто заинтересовался одним из прекраснейших видов искусства – музыкой. Язык музыки не требует перевода, нужен лишь хороший интерпретатор. В этом вам поможет учитель, предлагаемая Школа и ваш новый друг – баян, достоинства которого теперь уже неоспоримы. Наберитесь терпения, и радость творческих открытий не заставит вас ждать слишком долго.

Разделы:

Немного о конструкции баяна

Методика начального обучения

Формирование первых исполнительских навыков

Посадка

Первые навыки меховедения

Постановка рук

Звукоизвлечение

Твердая (яркая) атака звука

Мягкая атака звука

Первые навыки передвижения рук по клавиатуре

Позиции

Музыкальная грамота

Игра по нотам

Формирование техники игры на баяне

Освоение гаммообразных последовательностей

Левая клавиатура с готовыми аккордами

Позиционная игра

Одноголосные последовательности на правой клавиатуре

Аппликатура мажорных гамм на пяти рядах

Аппликатура минорных гамм

Аппликатура арпеджио

Работа над полифонией

Распределение внимания и полиритмия

О мелизмах и репетиции

Игра двойными нотами

Гаммы терциями на трех рядах

Гаммы терциями на пяти рядах

Гаммы секстами

Игра аккордами

Совершенствование техники владения мехом

Простое тремоло

Комбинированное тремоло

Простое тремоло триолями

Комбинированное тремоло триолями

Рикошет

Трехдольный рикошет

Четырехдольный рикошет

Другие разновидности рикошета

Пятидольный рикошет

Регистры

Названия регистров

Ориентация на клавиатурах

Методика работы над музыкальным произведением

Нотное приложение. Начальный период
1. Андрей-воробей
2. Котик
3. Дождик
4. Дон-дон
5. Два кота
6. Не летай, соловей
7. Петя-барабанщик
8. Прозвенел звонок
9. Ручеёк
10. Белка
11. Я гуляю
12. Качи
13. Часы-ходики
14. В поход
15. Грустный напев
16. Пили-ели, не похудели
17. Ходила младёшенъка. Русская народная песня
18. Ты пойди, моя коровушка, домой. Русская народная песня
19. У медведя во бору. Белорусская народная песня
20. Зайчик. Детская песенка
21. Перепёлочка. Белорусская народная песня
22. Не летай, соловей. Русская народная песня
23. У ворот, ворот. Русская народная песня
24. Пёстрая бабочка. Грузинская народная песня
25. Савка и Гришка сделали дуду. Русская народная песня
26. Ах вы, сени, мои сени. Русская народная песня
27. А. Филиппенко. Цыплята
Ансамбли
28. В. Семенов. Марш
29. В. Семенов. Вальс кукол
30. В. Семенов. Скоморошина
31. В. Агафонников. Три пьесы. Из цикла «Музыкальные игры»
Соловушко и дрозд
Солнышко
Жалоба
32. А. Латышев. Три маленьких этюда







































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: